«Самообразование педагога – одна из составляющих егопрофессиональной компетенции. Индивидуальные маршрутыповышенияквалификации педагога»
Машукова Оксана Владиславовна,
педагог дополнительного образования
МАУДО ДЮЦ «Сказка»
Чтовключаютвсебятакиепонятия,как«компетенция», «компетентность»,«профессиональнаякомпетентность»?
Насегодняшнийденьнетединоготолкованияпонятий«компетенция»и «компетентность», дается описание их признаков. Понятие «компетенция»подразумеваетуровеньовладениязнаниями,умениями,опытом,т.е.характеризуетстепеньподготовленностииявляетсяпоказателемпрофессиональногоуровняспециалиста.«Компетенция»-знаю,как надоделать.
Для«компетентности»характернавозможность(способность,готовность) применять знания и умения. «Компетентность» - знаю, что надоделать.Следовательно,«компетентность»-результатприменениякомпетенцийвпрофессиональнойдеятельности.
«Профессиональная компетентность»–это способность специалистарешатьразличногородапрофессиональныепроблемы,задачинаосновеимеющегосяопыта,знанийи ценностей(компетенций)»[М.А.Чошанов].
В современном российском обществе возрастает потребность в людяхнеординарномыслящих,творческих,активных,способныхнестандартнорешатьпоставленныезадачииформулироватьновые,перспективныецели.
Сегоднянужныинтеллектуальноразвитыеграждане,которыевбудущем смогут определять пути экономического и политического развитиястраны.Соответственнообществонуждаетсяпедагогах,которыеможетподготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчестваипрофессионализма,обладающегонравственнойпозицией,широтойкомпетенций.
Статья3.Основныепринципыгосударственнойполитикииправового регулированияотношенийвсфере образования
7) …предоставлениепедагогическим работникамсвободыввыбореформобучения, методовобученияи воспитания.
Педагогическиеработникиобязаны:
осуществлятьсвоюдеятельностьнавысокомпрофессиональномуровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебныхпредметов,курса,дисциплины(модуля)всоответствиисутвержденнойрабочейпрограммой;
развиватьуобучающихсяпознавательнуюактивность,самостоятельность,инициативу,творческиеспособности,формироватьгражданскуюпозицию,способностьктрудуижизнивусловияхсовременногомира,формироватьуобучающихсякультуруздоровогоибезопасногообраза жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокоекачество образованияформы, методыобученияивоспитания;
систематическиповышатьсвойпрофессиональныйуровень;
проходитьаттестациюнасоответствиезанимаемойдолжностивпорядке,установленномзаконодательством об образовании.
В системе этих требований формируется принципиально новый заказобществаигосударствакуровнюпсихолого-педагогическойподготовкипедагогическихкадров,оформляетсявостребованностьвпсихолого-педагогическойподготовкепедагога.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМПЕДАГОГАРАССМАТРИВАЕТСЯСЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВАОБРАЗОВАНИЯ.
Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановыйпроцессвхождениячеловекавпрофессию,характеризующийсянеоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов приведущейроли личностипедагога.
Модель профессиональной компетентности педагога должна содержатьзнанияобовсехкомпонентахпроцессаобразования(целях,содержании,средствах,объекте,результатеит.д.)иосебекаксубъектепрофессиональнойдеятельности.Онатакжедолжнавключатьопытпримененияприемовпрофессиональнойдеятельностиитворческийкомпонент.
Профессионально-педагогическиеумения,представляющиесобойсовокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциямипедагогическойдеятельности,взначительноймеревыявляютиндивидуально-психологические особенностипедагога,свидетельствуютоего профессиональной компетентности.
Однимизпоказателейпрофессиональнойкомпетентностипедагогаявляетсяегоспособностьксамообразованию,котороепроявляетсявнеудовлетворенности,осознаниинесовершенстванастоящегоположенияобразовательногопроцессаистремлениикросту,самосовершенствованию.
Неоспоримо,чтоуровеньподготовкипедагогадолженпостояннорасти,ивэтомслучаеэффективностьразличныхкурсовповышенияквалификации,семинаровиконференцийневеликабезпроцессасамообразования педагога.
Вкачествеусловийдляпереосмыслениясобственнойпрофессиональнойдеятельностипедагоговвыступаюттакиепрофессиональныекомпетенции:
методическаякомпетентность;
исследовательскаякомпетентность;
управленческаякомпетентность;
коммуникативнаякомпетентность;
образовательнаякомпетентность.
Какможноорганизоватьдеятельностьпедагогов,направленнуюнаразвитиеихпрофессиональнойкомпетентности?
диагностирование,тестирование;
определениепутейсовершенствованияпрофессиональнойкомпетентности.
плансамообразования;
работатворческихгруппах;
повышениеквалификации;
участиевпедсоветах,семинарах,конференциях;
созданиесобственныхпубликацийит.д.
-самоанализпедагогическойдеятельности;
обобщениеопыта;
разработкарекомендацийподальнейшемусовершенствованиюпрофессиональнойкомпетентности педагогов.
Самообразование–этоцеленаправленнаяпознавательнаядеятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематическихзнаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизнии т.п.С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знанийпутемсамостоятельныхзанятийбезпомощипреподавателя».
Самообразование-однаизформповышенияпрофессиональногомастерствапедагога.Посредствомсамообразованияповышаетсякачествопреподаванияпредмета,осуществляетсяготовностькпедагогическомутворчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создаетсяимиджсовременногопедагога–новатора,педагога-мастера,педагога-наставника.
Самообразованиеосуществляетсядобровольно,сознательно,планируется,управляетсяиконтролируетсясамимчеловеком.Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств инавыков.
Самообразование- осуществляетсядобровольно,
осуществляетсясознательно,
планируется,управляетсяиконтролируетсясамимчеловеком,
необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.Самообразованиеможетиметьследующиенаправления:
знакомствоспедагогическойиметодическойлитературой;
самообразовательнаяработанаддокладомпокакой-либотеме;
обзорвИнтернетеинформации;
посещениесеминаров,конференций,уроковколлег;
дискуссии,совещания,обменопытомсколлегами;
систематическоепрохождениекурсовповышенияквалификации;
освоениеобразовательныхтехнологий(отборсодержания,методов,форм,средствобучения);
проведениеоткрытыхзанятийиих анализ;
общениесколлегамивсетевых сообществах;
участиевпрофессиональныхконкурсах.
Индивидуальнаяформа предполагает самостоятельную работу надповышениемпрофессиональногоиметодическогоуровня.Сэтойцельюсоставляютплансамообразования.
-Коллективная форма направлена на активное участие педагогов вметодическойработеОУ.
Самостоятельнаяработапосамообразованиюпозволитпедагогуповыситьсвой профессиональный уровень: пополнитьсвой методическийбагаж,моделироватьипрогнозироватьобразовательныйпроцесс;найтиновыенестандартныеподходывработесдетьми;раскрытьтворческийпотенциал.Аэто,всвоюочередь,будетвлиятьнарезультативностьпедагогическойдеятельности вцелом.
Внашемучреждениивэтомучебномгодунасоветепоопытно-экспериментальной и инновационной работе была рассмотрена и утвержденаструктураиндивидуальнойобразовательнойпрограммыпрофессиональногои личностного совершенствования педагога в процессе самообразования.
Структураиндивидуальнойпрограммыдополнительногообразования впроцессесамообразования
Представление
Аналитическаячасть
Перспективнаячасть
Рефлексивныйанализ
Описывая первый пункт программы необходимо ответить на вопрос -почемувывыбралиданнуютему самообразования?
Приописаниипроблемынеобходимоопиратьсянаследующиепункты:
Анализ состояния проблемы и имеющегося опыта по решениюпроблемы.
Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решенияпроблемывконкретныхусловиях.
Личнаятемасамообразования: ____________________________________
Привыборетемынеобходимоучитыватьактуальностьиважностьтемы,
еенаучно-теоретическоеипрактическоезначение,степеньосвещенностиданного вопросав различных источниках.
Задачи:
Оценкареализациипотребностейпедагогавразвитии
Выявления способности педагогов к развитию (сентябрь)
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте около каждогономера балл:
5–еслиданноеутверждениеполностьюсоответствуетвашемумнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3–идаинет;
2 – скорее не соответствует;
1–несоответствует.
1. | Ястремлюсьизучитьсебя. | |
2. | Яоставляювремядляразвития, какбынибылазанята делами. | |
3. | Возникающиепрепятствиястимулируютмоюактивность. | |
4. | Яищуобратнуюсвязь,таккакэто помогаетмнеузнатьи оценитьсебя. |
5. | Яанализируюсвоюдеятельность,выделяядляэтого специальноевремя. | |
6. | Яанализируюсвоичувстваиопыт. | |
7. | Ямного читаю. | |
8. | Яширокодискутируюпоинтересующимменявопросам. | |
9. | Яверювсвоивозможности. | |
10. | Ястремлюсьбытьболееоткрытымчеловеком. | |
11. | Яосознаютовлияние,котороеоказываютнаменя окружающиелюди. | |
12. | Яуправляюсвоимпрофессиональнымразвитиемиполучаю положительныерезультаты. | |
13. | Яполучаюудовольствиеотосвоениянового. | |
14. | Возрастающаяответственностьнепугаетменя. | |
Обработка анкеты.
Если у вас набралось -55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития
Анкета№2
№ | Критерииоценки | Самооценка | ||
владеюсвободно | владеюпосредственно,вызывает затруднение | невладею | ||
1 | Работа с учебной, справочной,научно-методическойлитературой: подбор, анализ прочитанного,написаниеконспекта,тезисов. | |||
2 | Умение делать выводы по обзорулитературы,выделятьнаиболее актуальные проблемыразвитиядетей. | |||
3 | Сохранение информационногоматериала в памяти,воспроизведениенеобходимой информациипопамяти. | |||
4 | Выделение главных, ключевыхпонятий в любом информационномматериале,составление опорных схемизученнойтемы. |
5 | Самостоятельное усвоениепедагогических и психологическихпонятийспомощьюсправочных материалов. | |||
6 | Систематизация, группировкаизученныхфактов,составлениесхем, графиков,таблиц. | |||
7 | Умениевысказыватьобоснованноесуждение по проблеме,аргументированодоказать или опровергнутьсуждение. | |||
8 | Самостоятельное выделениепроблемы,теоретическихи практическихзадачееизучения. | |||
9 | Самоконтрольисамоанализсобственныхдействийпри выполненииразличныхзаданий. | |||
10 | Умениеставитьцель,планироватьсвоюработу, выделятьвремядля работыпосамообразованию. |
Перспективнаячасть
(уровень методическойработы) | Содержаниедеятельности | Результат как педагогический продукт | Формыпрезентации достижений |
Самообразование (персональныйуровень) | |||
Работав профессиональномсообществе(командныйуровень) | |||
Участиев методическойработеОУ | |||
Главныеправилапри заполнениикартыИМсамообразованияпедагога:
1. «Делайвсепо горячим следам!».
2. Равномерностьзаполнения.
В концеработы над темой необходимо представить отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. В данном разделенеобходимоуказатьполученныенаграды заэтот год(дипломы, грамоты, благодарственныеписьма).
Приоформленииработыследуетучитывать:
• творческийподход;
степеньобоснованностисодержащегосяматериала;
глубинуипрактическуюзначимостьматериала;
наличиевыраженнойавторскойпозицииприразработкематериала;
способподачиматериала
Вприложениипредставленывозможныеформыработыирезультаты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Направлениедеятельности(уровеньметодическойработы) | Содержаниедеятельности | Результат как педагогический продукт | Формыпрезентациидостижений |
Самообразование(персональныйуровень) |
|
|
|
приемовобучения;
общеразвивающейпрограммы | ||
Работа впрофессиональномсообществе(командныйуровень) |
|
|
Участие вметодическойработеОУ |
|
|
2
Картаиндивидуальногообразовательногомаршрутапедагогапоразвитиюпрофессиональнойкомпетентности
(2ипоследующийгоды работы поиндивидуальному маршруту)
Направлениедеятельности(уровеньметодическойработы) | Содержаниедеятельности | Результат какпедагогическийпродукт | Субъективныедостижения(отношениекрезультату по каждомунаправлениюдеятельности) | Формы презентациидостижений |
Самообразование (персональныйуровень) | ||||
Работа впрофессиональномсообществе(командный уровень) | ||||
Участие вметодическойработеОУ | ||||
Картаизученияпрофессиональныхзатрудненийпедагога (майежегодно)
Элементыпедагогическойдеятельности | Степеньзатруднений | |||||
Оченьтрудно | Трудно | Средне | Почтине трудно | Нетрудно | ||
1 | Обрабатыватьперсональныеданныеобучающихсяссоблюдениемпринциповиправил,установленнымизаконодательством РФ | |||||
2 | Знаниеструктурныхсоставляющихдополнительнойобщеобразовательной программы | |||||
3 | Календарно-тематическоепланирование | |||||
4 | Знаниехарактеристикразличныхметодов,форм,приемовисредстворганизациидеятельностиобучающихсяприосвоениидополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы соответствующейнаправленности | |||||
5 | Использованиеразнообразныхформработы впроцессеобразовательнойдеятельности | |||||
6 | Логическоепостроениевсехэтаповзанятия | |||||
Использованиеназанятияхпедагогическиобоснованныхформ,методов,средствиприемоворганизациидеятельностиобучающихся (в том числе ИКТ) сучетомособенностейдеятельности,возрастаобучающихся,индивидуальныхособенностей,состоянияздоровья (одаренные,детисОВЗ,инвалиды) | ||||||
7 | Использованиесовременныхпедагогических технологий | |||||
8 | Умение анализировать проведенные занятиядляустановлениясоответствиясодержанияметодовисредствпоставленнымцелямизадачам, интерпретировать и использовать вработеполученныерезультатыдля коррекциисобственнойдеятельности. |
9 | Корректироватьсодержаниепрограммы,системыконтроляиоценки,плановзанятий порезультатамих реализации | |||||
10 | Проектироватьсовместнособучающимися ИОМосвоениядополнительныхобщеобразовательныхпрограмм | |||||
11 | Вестиучебнуюдокументациюнабумажных иэлектронныхносителях | |||||
12 | Организовыватьипроводитьисследовательскуюдеятельность обучающихся | |||||
13 | Знаниеособенностейодаренныхдетей,обучающихсясОВЗ,спецификиинклюзивного подхода в образовании (в зависимостиот направленности дополнительной общеобразовательной |
программыиконтингентаобучающихся) | ||||||
14 | Диагностироватьпредрасположенность(задатки)детейкосвоениювыбранного направлениядеятельности | |||||
15 | Взаимодействиессемьёй,воспитанника | |||||
16 | Педагогическиевозможностииметодикаподготовкиипроведениямероприятийдля родителейисучастиемродителей | |||||
17 | Использоватьразличныеприемыпривлеченияродителейкорганизациизанятий и досуговых мероприятий, методы,формыисредстваорганизацииих совместнойсдетьмидеятельности | |||||
18 | Использоватьметоды,приемыиспособыформированияблагоприятногопсихологическогоклиматаиобеспечения условийдлясотрудничестваобучающихся | |||||
19 | Сотрудничествоспсихологом(психолого-педагогическоесопровождениеодаренных детей,детейсОВЗ,мониторинг) | |||||
Взаимодействиесчленамипедагогическогоколлективассоблюдениемнорм педагогическойэтики | ||||||
20 | Знаниеособенностейорганизациипедагогическогонаблюдения,другихметодовпедагогическойдиагностики,приемыинтерпретацииполученных результатов | |||||
21 | Основныехарактеристики,способыпедагогическойдиагностикииразвитиямотивационной,эмоциональной,поведенческой,ценностно-ориентационной,креативнойсферобучающихсяразличного возрастаназанятияхподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам. | |||||
22 | Корректировать процессосвоениядополнительнойобщеобразовательнойпрограммы,собственнуюпедагогическуюдеятельностьпорезультатам педагогическогоконтроляиоценкиосвоенияпрограммы | |||||
23 | Знаниемерответственностизажизньиздоровье обучающихся находящихсяпод руководствомпедагога | |||||
24 | Знаниенормативно-правовыхактоввобластизащитыправребенка,включая международные | |||||
25 | Знаниетребованийохранытрудаприпроведениидосуговыхмероприятийв учрежденииивнеучреждения(выездныемероприятия) | |||||
26 | Выполнениетребованийохранытруда | |||||
27 | Планированиесамообразовательной деятельности |
8