«Надо в жизни найти
Настоящее дело,
Да такое, чтоб тело
От дела гудело.
Надо в жизни найти
Любимое дело,
Да такое, чтоб сердце
К делу летело.
Надо в жизни найти
Долгое дело,
Да такое, чтоб не было
Делу предела.
Надо в жизни найти
Веселое дело,
Да такое, чтоб дело
Смеялось и пело.
Надо в жизни найти
Благородное дело…
— Что молчишь?
Что тебя
Так внезапно задело?»
(Ш. Амонашвили)
Мне очень повезло. С любимым, благородным делом, которое меня «задело» и сделало счастливой - быть учителем - я определилась еще в детстве. Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Любимыми игрушками для меня стали ручки с красными чернилами, указки и куклы - ученицы, рассаженные мной рядами… Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим, в то время еще небольшим богатством, с соседскими мальчишками и девчонками и своими куклами. Откуда появилось это желание? Я думаю, из детского сада, когда воспитатель, позволяла мне на минутку занять ее место. Это были минутки абсолютного счастья, которые я, видимо, захотела проживать всю жизнь.
Я закончила педагогический колледж и пришла в школу. С той поры я не работаю учителем, я учителем живу! Невозможно относиться к этому делу так, как относятся к любой другой профессии, к сухим равнодушным документам и строгой констатации фактов, отметок, отчетов… Есть невыразимоесчастьев ваянии человеческой души, когда ты понимаешь, что причастен к таинству формирования личности. Как это приятно – видеть благодарные, любящие и светящиеся глаза ребенка, когда у него все получается! И даже, если не получается, но он чувствует, что его любят таким, каков он есть, а не таким, каким его хотят видеть.Это тот самый результат, ради которого и существует одна из самых благородных профессий на Земле. Это плата за тяжелый труд учителя, такой необъятный и радостный. Всему на свете научить – разве это не важно?
Учителю недостаточно знать свой предмет в рамках школьной программы. Он многое должен усвоить, многое уметь. Он – режиссер и артист, дирижер, певец и танцор, сатирик и мим, директор журналист, психолог, медицинская сестра и лекарь человеческих душ. Он – парикмахер и стилист, менеджер, консультант, диспетчер, конфликтолог, секретарь, оратор, политик, и президент маленького государства! Он – адвокат, когда защищает своих детей, и прокурор, когда их нужно пожурить, а также судья, когда оценивает и исправляет. Он - социальный работник, когда приходит в гости к ученикам и интересуется их жизнью вне школы.И мама…, когда его хочется прижать к себе – успокоить и пожалеть… И вообще, как очень точно казал Г. Адамс «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
Я хочу и стараюсь быть для своих учеников «солнцем, излучающим человеческое тепло», быть «благодатной почвой для развития человеческих чувств» и сеять «знания не только в памяти и сознании своих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…» ( Ш. А. Амонашвили.)