МБОУ СОШ №18 города Ставрополя
Педагогический проект:
«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18 г.Ставрополя
Новикова Татьяна Леонтьевна
Актуальность
Изменения, которые происходят в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие творческой личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней – это и есть функциональная грамотность. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная.
В связи с этим новые технологии организации учебной и внеучебной деятельности, использование новых форм и методов обучения рассматриваются как наиболее эффективные по формированию функциональной грамотности учащихся.
Новизна
Реализация внедрения инновационных образовательных технологий, средств и методов обучения в начальной школе позволит обеспечить развитие функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Цель– нахождение наиболее эффективных технологий по формированию функциональной грамотности и читательской компетенции в учебно-воспитательном процессе на этапе реализации ФГОС нового поколения и поиск путей их решения.
Основная часть
Внедрение инновационных образовательных технологий обеспечивает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на достижение общего результата и является способом организации процесса познания, средством формирования читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности, креативного мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации; развития глобальных компетенций, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, то есть формирование УУД.
Я использую следующие приемы формирования функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе. Это технология проектной деятельности;
технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедия, библиотека).
Рассмотрим, как я на уроках русского языка и литературное чтение формирую функциональную грамотность.
Учебный предмет “Русский язык”ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места, навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком самопроверки и взаимопроверки , навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
На уроках “Русского языка» ученики учатся конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные), видеть в тексте синонимы, антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам,
употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости. Учу детей создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно), делить текст на структурно-смысловые части,
самостоятельно ставить вопросы к тексту, вести диалог с автором текста.
На уроках “Литературное чтение” я формирую умение работать с текстом, а также умение найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение или сообщение на заданную тему, умение высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, составлять простой план текста, составлять таблицу по содержанию текста, находить ключевые слова. Во внеурочной деятельности - это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью. Участие учащихся с проектами в школьных научно-практических конференциях также способствует развитию функционально грамотной личности.
Вывод
Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений». ( А. А. Леонтьев.)
Я, учитель выступаю организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Мои умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Современные методы и формы работы с детьми способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.
Литература.
1. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
2.Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
3.Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43-51 Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47 Колмычек, Т. Н.
4.Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики: сборник материалов / Под общей редакцией А.В. Чесноковой. - Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. – 192 с
5.Функциональная грамотность младшего школьника/ Под редакцией Н. Ф. Виноградовой.- Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» , Российский учебник «Успешный педагог XXI века», Вентана-Граф, 2018.- 277с.
6.Щеникова, И. И. Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания // Завуч начальной школы. – 2014. - № 1. – С. 79.