Министерство социального развития Московской области
Государственное автономное учреждение социального обслуживания
Московской области
Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Ступинский»
Эссе
по теме:
«Нейропсихологический подход в работе специалиста»
Автор:
Абрамова
Светлана .Николаевна,
учитель-дефектолог
2024г
Нейропсихологическое сопровождение детей ……………………… 7
Методы коррекции особенностей развития у детей ……………….. 10
Психогимнастика …………………………12
Глазодвигательные упражнения …………………… 13
Дыхательная тренировка …………………… 13
Элементы сенсорной интеграции ……………………... 14
Работа с родителями детей с ОВЗ …………………… 15
Коррекционная работа психолога ……………………. 17
Заключение ……………………… 19
Список литературы …………………….. 25
Результативность нейропсихологического подхода доказана практикой многих психологов, так как является здоровьесберегающим и игровым методом. Нейропсихологический подход способствует более эффективной коррекции через моторику таких нарушений психических процессов как: речь, мышление, внимание, память, восприятие, а так же эмоциональной и волевой сфер ребенка. Многие ученые отмечают связь психического и моторного развития детей. Выдающийся психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, Александр Романович Лурия обозначил в своих трудах следующее:«Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования»1. Отсюда следует, что высшие психические функции формируются в результате относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. При этом, у детей с отклонениями наблюдаются нарушения произвольной регуляции моторики, слабая координированность, несформированность двигательного праксиса кистей и пальцев рук. Такие дети быстро утомляются при умственных нагрузках, нервная система истощается, что приводит к неустойчивости внимания, негативному поведению, раздражительности, плаксивости. Характеризует таких детей, в основном, несформированность межполушарных связей.
Анализируя современные коррекционно-развивающие методы, необходимо отметить, что положительные результаты в развитии и коррекции психических и эмоционально-волевых качеств у детей с ОВЗ без использования нейропсихологического подхода получить достаточно сложно или, как показывает практика, невозможно. Применение методов нейрокоррекции у детей ОВЗ и инвалидов достаточно доступный и эффективный подход в работе современного психолога. Технология нейропсихологического подхода связана с мозговой организацией психических процессов. Основная часть занятий посвящена развитию межполушарных связей. Специально подобранные упражнения направлены на восстановление поврежденной системы мозга, и на фоне медикаментозной терапии и оздоровительных процедур позволяет достигнуть максимального эффекта реабилитации. Если коррекционно-развивающая работа направлена не на тренировку отдельно взятых навыков, а на развитие функционального блока мозга, то это позволит ребенку самостоятельно получить различные умения. Таким образом, используя в своей практике нейропсихологический подход, и проявляя определенную гибкость в выборе развивающих упражнений, я нахожу актуальные и потенциальные возможности воспитанников, составляю индивидуальный план занятий. Моя заинтересованность и практика помогают плодотворно вовлечь ребенка в процесс занятия. А продуктивное сотрудничество с родителями воспитанников создает в совокупности базу для многопланового и согласованного развития ребенка, которое является предпосылкой для гармоничного развития деятельности в будущем.
Нейропсихология, как отдельная наука, сформировалась в начале ХХ века, и основана на таких науках, как психология и нейрофизиология. Эта ветвь психологии начинает развитие в 20-40-е годы прошлого века в цивилизованных странах и достаточно интенсивно в России. Первые исследования этой отрасли науки проводились в двадцатые годы советским педагогом и психологом Львом Семеновичем Выготским, но основная заслуга по выделению нейропсихологии в отдельную науку принадлежит профессору Александру Романовичу Лурии, советскому психологу и врачу-невропатологу. Изучение процессов психического развития позволило Выготскому придти к выводу о хронологическом формировании высших психических функций у детей и, последующих прижизненных изменениях их мозговой организации, как закон психического развития. В своих трудах по нейропсихологии, Л. С. Выготский раскрывает: «…системные нарушения психических процессов, возникающие в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и их особенности у ребенка и взрослого человека»2. Выготский, одним из первых, озвучил идею о различиях поражения одних и тех же зон коры головного мозга на разных этапах психического развития. Это говорит о том, что одни и те же органические поражения мозга ребенка и поражения мозга взрослого создают различные последствия восстановления. Эта идея Выготского по-настоящему оценена лишь в последнее время, когда детская нейропсихология начала развиваться в научно-исследовательской области. Известно, что свои нейропсихологические исследования Л. С. Выготский проводил совместно с А. Р. Лурия. Александр Романович Лурия, совместно с другими отечественными психологами, такими как Л.В.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин и др., разработал «…теоретические основы отечественной психологической науки и на этой базе создал нейропсихологическую теорию мозговой организации высших психических функций человека. Успехи отечественной нейропсихологии объясняются, прежде всего, ее опорой на научно разработанные с позиций материалистической философии общепсихологические концепции…»3
В годы ВОВ отечественная нейропсихология шагнула далеко вперед, на годы, опережая западную науку. Большую ценность для отечественной науки предоставили неврологи и нейрохирурги, изучавшие ранения, полученные в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Это позволило нейропсихологам совершенствовать понятийные и методические аппараты, проверить правильность гипотез при лечении больных с локальным поражением головного мозга. Значительный вклад в формирование отечественной нейропсихологии внесли изучения в области патопсихологии, проводившееся в психиатрических больницах в России. Это прослеживается в работах отечественного психиатра Р.Я.Голант (1950), А.Л.Абашев-Константиновского (1959), Б.В.Зейгарник (1981). В этих работах были изучены: «… нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Описаны основные типы патологии мыслительных процессов в виде различных нарушений самой структуры мышления в одних случаях и нарушений динамики мыслительных актов, таких как, дефекты мотивации, целенаправленность мышления, в других»4. Достаточно значимыми для отечественной нейропсихологии стали исследования таких ученых, как труды Н.П.Бехтеревой и В.М.Смирнова и других ученых. Эти работы раскрыли значение уникального метода, который «… впервые в нашей стране с помощью метода вживленных электродов показана важная роль глубоких структур мозга в осуществлении сложных психических процессов — как когнитивных, так и эмоциональных»5. Данные научные работы открыли новые горизонты в исследовании мозговых процессов в отечественной нейропсихологии. Итак, российская нейропсихология сложилась из нескольких научных дисциплин, каждая из которых несет свое значение для научных исследований. Нейропсихологические институты в России в данный период времени продолжают свое развитие и представляют собой энергично развивающуюся ветвь психологии, изучающую мозговые механизмы психических процессов.
Нейропсихологическое сопровождение детей
В последнее время увеличивается количество детей, нуждающихся в коррекции психического развития, испытывающих вследствие чего трудности в обучении. Как часто к специалистам ОРНОУФВ на первичную консультацию родители записывают дошкольника или школьника, попавшего в список «трудных» или «необучаемых». В беседе с такими родителями часто выясняется, что мамы имели проблемы связанные с пренатальным и перинатальным периодом рождения таких детей. Специалисты отмечают рост рождения детей с перинатальным поражением центральной нервной системой. Среди таких поражений чаще всего отмечают асфиксию и внутричерепные родовые травмы.
На первом году жизни эти проблемы незначительны, часто незаметны для родителей. Специалисты относят такие поражения ЦНС в разряд «легких». К таким детям относятся «неуклюжие» детсадовцы, неуспевающие школьники. Но, в последствии, ребенку выставляют следующие диагнозы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенное внутричерепное давление, минимально-мозговые дисфункции, синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Признаками, характеризующими таких детей, будут следующие нарушения в поведении:
- трудности обучения в школе;
- различные речевые нарушения;
- слабое развитие мелкой и крупной моторики;
- нарушения сна;
- детские страхи;
- повышенная тревожность;
- ночной энурез, энкопрез;
- тики, заикание;
- эмоциональная неустойчивость;
- социальная дезадаптация.
Часто такие дети не могут сосредоточиться на определенной задаче, отвлекаются, не фиксируют свое внимание. У них наблюдается частая смена настроения, импульсивность, раздражительность, плаксивость, возникновение злости и ярости неконтролируемо. Они выбирают для игры детей помладше, играют в примитивные игры, часто такое общение заканчивается дракой. Такие дети трудно поддаются обучению чтению, счету, письму. Им выносятся следующие диагнозы: дислексия, дискалькулия, дисграфия.
Но бывает и так, когда у ребенка выявляется высокий уровень интеллекта, а он допускает грубые ошибки не свойственные его возрасту: пропускает строку, не может сосчитать количество клеточек, ему не поддается таблица умножения, все свободное время уходит на выполнение д омашних заданий.
Часто у таких детей выявляется нарушения звукопроизношения, задержка развития речи: отдельные звуки требуют коррекции; фразы строят с трудом и часто не правильно; речь замедленная, или наоборот, слишком быстрая с проглатыванием окончаний слов.
Речевые нарушения часто сопровождаются нарушениями двигательной координации. При ходьбе такие дети часто спотыкаются, падают, задевают окружающие предметы, с трудом разворачиваются не только на первом году жизни, но и становясь старше. Они с трудом осваивают правила спортивных игр, долго не могут научиться езде на велосипеде. Не даются такие мелкие действия как: завязывание шнурков, застегивание пуговиц, использование ножниц, иголки, раскрашивание мелких картинок, провести прямую линию, круг и т.д. Выучив буквы в школе, дети пишут неразборчиво, не дописывают элементы букв, пропускают окончания и целые слова.
При чтении важен навык глазодвигательного отслеживания текста. Если ребенок не достаточно сводит глаза к переносице, или не может следить за движущимся предметом в горизонтали или вертикали, ему будет достаточно сложно следить за строкой. не терять ее, не перепрыгивать на другие строки.
Часто у таких детей наблюдается леворукость, либо отследить ведущую руку не представляется возможным. Дети путаются при определении правой и левой стороны тела. Также наблюдается повышенный или, наоборот пониженный тонус мышц. Проблемы с тонусом могут оставаться до 5-6, а то и 10 лет, в некоторых случаях и до пубертатного периода. Ребенок неуклюж, моторно неловок, часто травмируется.
При копировании геометрической фигуры у таких детей непонятным образом все искажается: фигура может быть перевернутой снизу вверх, рисунок можно не узнать от искажения, могут быть фрагменты и части фигуры, детали выходят за края листа. Таким образом, прослеживается хаотичность восприятия, что приводит к трудностям овладения письмом, узнаванием букв, изучения разрядности чисел.
Слабое развитие двигательной сферы влечет за собой проблемы в развитии речи, что, в свою очередь приводит к неправильному развитию эмоциональной сферы. В случае расторможенности, можно наблюдать неадекватные проблемы с родителями и сверстниками: драки, скандалы и т.п. При физической слабости ребенок может попасть под гиперопеку со стороны родителей, что неуклонно ведет к инфантильности, капризности, не следованию социальным нормам поведения.
С взрослением, у таких детей накапливается достаточно проблем со здоровьем и окружающим социумом, помочь им становится все сложнее.
Методы коррекции особенностей развития у детей в работе психолога
Для реализации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии на базе нашего учреждения открыто отделение реабилитации несовершеннолетних с умственными и физическими возможностями здоровья. Занятия в основных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, являются одной из форм коррекционного развития детей с отклонениями, в возрасте от 3 до 18 лет.
Основными задачами таких групп являются:
- реабилитация и сопровождение детей с отклонениями в психическом и физическом развитии;
- развитие детей с учетом индивидуальных особенностей каждого и коррекция выявленных проблем;
- сопровождение развития ребенка до и после поступления в школу, в процессе активного взаимодействия с родителями детей на индивидуальных консультациях по результатам проведенных занятий и в клубной работе.
Исключительно важный подход, в моей работе положительно влияющий на результаты реабилитации воспитанников это метод нейропсихологической коррекции.
Нейропсихология детского возраста включает в себя системный подход к коррекции психического развития детей. В России базовой нейропсихологической технологией коррекции, абилитации, профилактики детей с различными проблемами в развитии является метод замещающего онтогенеза А.В.Семенович: «…Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга. В качестве основополагающего в этом методе выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций…Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями».6
Практически все особенности развития детей корректируются поэтапно, воспроизводя хронологию сенсомоторного развития начиная с рождения.
Метод замещающего онтогенеза предполагает основные комплексы телесно-ориентированных и двигательных упражнений. В мои занятия по нейропсихологическому сопровождению детей по данному методу включены следующие комплексы упражнений:
- психогимнастика;
- глазодвигательные упражнения;
- дыхательная тренировка;
- сенсорная интеграция.
Многие особенности детей корректируются поэтапным прохождением сенсомоторного развития заново, прорабатывая все дефицитарные стороны двигательного развития: лежание на спине и поднимание головы, переворачивание, ползанье на четвереньках, поднимание и опускание рук, сидение, хождение с помощью и без.
Психогимнастика
Психогимнастика является частью занятия, и представляет собой упражнения на движения с речевым или музыкальным сопровождением. Направлены такие упражнения на развитие и коррекцию познавательной активности и эмоциональной сферы ребенка. Эти упражнения короткие, длятся 3-5 минут, и могут заменять разминку, физические минутки, заключительный этап, предусмотренные в структуре каждого занятия. Такие упражнения будут полезны детям:
- ощущающим перенапряжение после интенсивной физической или умственной нагрузки;
- имеющим бедный эмоциональный фон, эмоциональную заторможенность;
- испытывающим трудности в выражении своих мыслей и чувств.
В основе психогимнастики лежит игра, которая является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Например: эмоциональное изображение времен года, погодных явлений, животных, птиц и т.д. Движения детей повторяют смысл стихотворения, музыкального сопровождения.
Таким образом, психогимнастика позволяет закрепить положительный эффект, стимулирующий психическую и физическую активность детей, уравновешивающий их эмоциональное состояние и настроение.
Глазодвигательные упражнения
Внейропсихологические занятия включаются глазодвигательные упражнения, которые представляют собой элементарное слежение глазами за ярким, необычным предметом, например игрушкой или осенним листиком. Если объем зрительного восприятия сужен и ребенок видит только то, что находится перед ним, такие упражнения
выполнить достаточно сложно. Это формирует фрагментарность зрительной сферы, затем – слуховой сферы, что неизменно приводит к фрагментарности речи ребенка.
Комплекс занятия содержит упражнения на отслеживание предмета глазами на разных расстояниях, в пяти направлениях: верх, низ, право, лево, сведение глаз к переносице и обратно. Постепенно упражнение усложняется добавлением движений языка синхронно с глазами, затем врозь.
Глазодвигательные упражнения помогают устранению младенческих синкинезий без медикаментозной терапии.
Дыхательная тренировка
Е ще одной обязательной составляющей нейропсихологического занятия является дыхательная тренировка, которая направлена на восстановление нормального дыхания в состоянии покоя, или при выполнении каких-либо комплексов движений.
Дыхательная тренировка необходима для увеличения объема кислорода во всех органах и тканях организма, снижения возбудимости, поддержания тонуса мышц, нормализации общего тонуса у ребенка. Также, дыхание приводит в норму ситуативную тревожность, оказывает релаксирующее действие.
Главная цель дыхательных упражнений является формирование у детей основных навыков произвольной саморегуляции. Дети учатся регулировать свое дыхание, делая его под ритм стихотворения или на каждый счет с поднятием поочередно рук или ног, то на вдохе, то на выдохе. Такие тренировки позволяют ребенку контролировать свое дыхание.
Э лементы сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция, как составляющая нейропсихологических занятий, выступает на основе комплекса телесно-ориентированных упражнений, направленных на развитие восприятия через движения. Она не ставит своей задачей научить ребенка читать или писать, а создает неврологическую основу для дальнейшего освоения этих умений через специальные упражнения.
Занятия СИ проводятся в игровой форме, в специально организованной среде. Со стороны занятия с психологом могут показаться просто игрой, однако надо понимать, что такие занятия предполагают серьезную неврологическую коррекцию.Примером моих занятий сенсорной интеграции будет следующее: игра в бассейне с шариками,сенсорные дорожки, поиск игрушки спрятанной в контейнере с песком, занятия на балансире, лепка,сортировка ярких предметов, упражнения с нейроскакалкой, использование нейромячей и.т.д.
Большое преимущество методики, в том, что она доступна для занятий с детьми с самыми сложными нарушениями в развитии. Сенсорная интеграция это очень интересно для любого ребенка, так как предполагает наличие множества игрушек, предметов которые хочется взять в руки, потрогать, постучать, послушать.
Работа с родителями детей с ОВЗ
Р абота клуба «Онлайн РИСОВАЛОЧКА» организована мной с целью создания условий для взаимоподдержки и нормализации эмоционального фона родителей детей с ОВЗ и инвалидов. И ставит перед собой следующие задачи:
- организация онлайн пространства для общения и объединения родителей, позволяющего им делиться своими эмоциями и проблемами;
-формирование у родителей чувства уверенности в своих силах в условиях обстановки доверия и принятия;
- осознание личностных ресурсов через рисование.
Мероприятия проводятся один раз в неделю дистанционно, на онлайн-платформе Zoom.
Родители, посещающие занятия клуба получают следующие ресурсы:
- гармонизация внутреннего мира и окружающего жизненного пространства, обнаружение внутренних сил и развитие стремления к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
- получение поддержки в результате взаимодействия с другими участниками клуба;
- выработка адекватной самооценки и способности к самопринятию;
- снижение напряженности, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции - осознание своих эмоций, чувств, мыслей, анализ и принятие внутреннего мира других людей.
Работа клуба положительно влияет на эмоциональное взаимодействие родителя и ребенка, а это достаточно важный показатель и эффективный метод влияющий на качество результатов реабилитации детей с нейропсихологическими проблемами.
Коррекционная работа психолога
В зависимости от диагностированных у детей трудностей и поставленных задач, в рамках нашего учреждения, я использую нейропсихологический подход практически со всеми воспитанниками.
72 процента обследуемых мной детей, в течение пяти лет, нуждаются в нейропсихологической коррекции. Из выявленных нарушений можно выделить:
- нарушения внимания и памяти – 21 процентов
- диспраксии (нарушение произвольных движений) – 16 процентов,
- задержка речевого развития (отсутствие речи) – 15 процент
- коррекция саморегуляции – 13 процентов
- аутичные черты – 5 процентов
- заикание - 2 процента
В свои занятия для коррекции нарушения произвольных движений я включаю подвижные упражнения в тунеле, на фитболе, пальчиковую гимнастику, нейроскакалку, нейромячи.
Н арушения внимания и памяти корректирую при помощи пальчиковых игр и игр с природным материалом (шишки), нейромячи, сортировки ярких предметов.
Аутичные черты корректирую при помощи сенсорных дорожек и полос препятствий, помогаю таким детям исследовать мир с помощью тактильных ощущений в сенсорных коробках, с нейромячами.
Коррекция саморегуляции и волевых качеств не требует специального оборудования. Использование в комплексе специальных игр на восстановление дыхания, доведение начатого до финальной цели, позволяет достигнуть поставленной цели за короткий срок.
Задержка речевого развития, или отсутствие речи корректируется на нейропсихологических занятиях при помощи игр с эффектом неожиданного появления игровых предметов, а также речевых дорожек.
Такое нарушение речи как заикание корректируется в парных занятиях с логопедом, и при помощи отработки выставленного дыхания на балансире.
Эффективность нейропсихологического подхода при коррекционно-развивающей реабилитации в моей работе подтверждается результатами заключительной диагностики.
Динамика психологических параметров:
Средний показатель по параметрам | мышление | внимание | память | мелкая моторика | снижение уровня агрессивности | снижение уровня тревожности | развитие коммуникатив навыков |
2020 | 8.3 | 7.8 | 8.2 | 7.5 | 5 | 8 | 8.0 |
2021 | 8.5 | 7.9 | 8.8 | 11.0 | 8.5 | 11.6 | 8.9 |
2022 | 8.7 | 9.2 | 9.0 | 11.25 | 8.75 | 11.9 | 8.3 |
2023 | 9.1 | 10.6 | 9.6 | 12.0 | 8.6 | 11.3 | 9.1 |
Итоги заключительной диагностики за несколько лет, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод о положительной динамике развития по всем психологическим параметрам.
Такой параметр, как тревожность, за последний год по сравнению с прошлыми годами немного снизился из-за того, что многие воспитанники пришли с менее выраженным расстройством эмоциональной сферы и в коррекции по этому направлению не нуждались.
Достаточно высокие результаты удалось достичь по таким параметрам как ВПФ, мелкая моторика рук и пальцев, так как мной активно включаются в индивидуальные занятия упражнения по нейропсихологическому развитию. Это позволяет активно развивать мелкую моторику рук, корректировать эмоциональную сферу, получать положительные эмоции и высокие результаты. Включение в каждое занятие упражнений по нейропсихологической коррекции позволяет активно развивать межполушарные взаимодействия, что положительно влияет на развитие высших психических функций, общей координации движений, моторную память, включает в работу мыслительные процессы.
Заключение
У воспитанников, посещающих мои нейропсихологические занятия, за время реабилитационного периода повышается потенциальный энергетический уровень, расширяетсяся кругозор знаний об окружающем и о себе, частях собственного тела, повышаются показатели памяти, мышления, воображения, восприятия, самоконтроль (умение проверять себя, проявлять волевые и интеллектуальные стремления), уменьшаются показатели психомоторной расторможенности.
При этом, стоит отметить, что нейропсихологические занятия обязательно проходят в удовольствие для ребенка, так как использование положительных эмоций является важной основой подхода. При этом ребенок не должен испытывать боли, страха или другого сильного дискомфорта, хотя в заданиях обязательно будет некоторый «вызов», который и подталкивает воспитанника к изменениям.
К сожалению, нейропсихологические проблемы перерасти нельзя, их можно скорректировать.
Список литературы
Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни.- Интернет-ресурс
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов .- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- (Высшая школа).- С.16
Визель Т.Г. Заикание: практические рекомендации.-Интернет-ресурс
Л.С.Выготский. О смысловом и системном строении сознания. Переизд.- 1999.-С.425
А.Р.Лурия. Высшие корковые функции,- С.29
Основы отечественной психологии личности: Учебная литература, 1995.-С.60
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. —С. 31
Семинович А.В. Основы метода замещающего онтогенеза: руководство для специалистов, 2008.- С54
Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.- С.42
Хрестоматия по патопсихологии, 1981.-С.76
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.- С.5-12
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М., 2003.-С.87
1А.Р.Лурия. Высшие корковые функции,- С.29
2 Л.С.Выготский. О смысловом и системном строении сознания. Переизд.- 1999
3 Основы отечественной психологии личности: Учебная литература, 1995.-С.28
4 Хрестоматия по патопсихологии, 1981.-С.76
5Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни.- Интернет-ресурс
6 Семинович А.В. Основы метода замещающего онтогенеза: руководство для специалистов, 2008.- С54
21