Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Формирование читательской грамотности обучающихся младших классов

Формирование читательской грамотности обучающихся младших классов

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Для формирования этих навыков я в своей практике использую такие приемы как

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Формирование читательской грамотности обучающихся

младших классов

Введение

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

Д.Дидро

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»

Читательская грамотность

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Формирование читательской грамотности

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

  • умение правильно прочитывать слова;

  • понимать смысл текста;

  • выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Для формирования этих навыков я в своей практике использую такие приемы как:

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы, обозначающие гласные, А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы, обозначающие гласные, О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2. Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

3. Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок
сани ракета фантазия
концерт феникс тарелка
фикус аллея карандаш

4. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z

L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S

YГ Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. (солнце)

5. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • По печи узнают человека.

  • Терпенье и прут всё перетрут.

  • Здоровому - грач не нужен.

  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

Все эти приемы ведут к формированию читательской грамотности. Но формировать эти умения необходимо с развитием читательской самостоятельности.

Игры, направленные на формирование навыка чтения

  Игра «Слова наоборот».  Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.  Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Игра «Буквы наоборот».  Чтение строчек, наоборот, по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.   Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Игра «Туда-сюда».Поочередное чтение слов нормально и наоборот:первое слово читается как обычно, второе наоборот.  Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Игра «Половинка».Чтение только второй половины слов:при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.  Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

Игра «Прятки».Чтение “зашумленных” слов:ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

Игра «Маршрут».Чтение пунктирно написанных слов:предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

Игра «Путаница».Чтение наложенных друг на друга слов:слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

Игра «Спокойной ночи!»Чтение строчек с прикрытой нижней половиной:чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей детских книг являются особенностью организации обучения и формированияоснов читательской грамотности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Литература

1.Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013.

2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.

3. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е.Пановой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. - 116 с. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod

4. https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html

5. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html

6. https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика) в 4 классе по теме: «Уметь понять и простить» по учебнику А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики» учебник 4 класс. Урок направлен на развитие функциональной грамотности учащихся. В рамках ФГОС,с применением современных технологий образования.
0 ₽
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Для формирования этих навыков я в своей практике использую такие приемы как
0 ₽
В статье представлены приемы,которые можно применять на уроке на этапах целеполагания,актуализации знаний. Приведены примеры карт урока с использованием приемов актуализации по разным предметам:окружающий мир, обучение грамоте,на уроке письма; список приемов.
0 ₽