Использование разнообразных приёмов на этапе актуализации, проблематизации и целеполагания.
Урок – главная составляющая часть образовательного процесса. Как сделать так, чтобы урок был интересен, личностно-значимым для ученика и чтобы каждый учащийся был включен в активную познавательную деятельность на уроке. Одна из главных задач, которую должен решать учитель на первых этапах урока, это сформировать активную позицию учащегося.
Я считаю, что этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знания, умения, навыка, необходимы для открытия нового знания - это актуализация знания.
Значение самого слова «актуализация», говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, на данном уроке, т.е. вспомнить прежние знания, извлечь из личного опыта учащегося, сделать знания личностно- значимыми для ученика. Спектр актуализации знаний очень широк. Они могут быть использованы в разных вариантах, более того, актуализация знаний предполагает и психологическую подготовку ученика, осознание значимости предстоящей темы, проявление интереса к уроку. Актуализация на этом этапе очень тесно связана и с мотивацией. Ведь мотив - побуждение к достижению цели. Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями и т. д. Иначе говоря, содержание данного этапа является организация действий школьника, направленных на решение проблемной ситуации достижение целей урока.
Этап проблематизации. Проблематизация - это начальный этап изучения темы урока, призванный сконцентрировать
внимание учеников на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Этапцелеполагания.Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик сам себе их поставил,
они понятны ему, очевидны,с интересом и охотой усвояемы».
Я хочу представить вашему вниманию несколько фрагментов уроков.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные | Промежу-точный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент II. Актуализация знаний | Эмоциональная, психологическая | Прием « Ложная альтернатива» Тест в тетрадках Взаимопроверка. | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы | Устный опрос |
Мотивация учебной д-ти | – Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Послушайте, куда мы сегодня с вами совершим путешествие?. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) | На луг | ||||
Этап проблематизации | Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи). Приём «с удивлением» - Ребята, Муравьишка в растерянности. Он нашёл картинки, но это картинки необычные. Они разрезаны. Собрав пазлы мы узнаем тему нашего урока. | Собирают пазл | ||||
Целеполагание и планирование | Разгадываниезагадок и беседа по теме «Кто такие насекомые?» | – Наш Муравей Вопросик пригласил Мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Кто же его друзья? Приём дополни понятие. - Мы уже изучали эту тему? Как вы считаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? | Насекомые. Нет. Называют цели. | Фронтальная | Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых;логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) | Устные ответы |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Этапы урока | Ход урока | |
Орг. момент, | - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - У вас на партах лежат светофорчики - Желтый – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, красный – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. | |
Мотивации | Прозвенел звонок и вот Начинаем наш урок. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь. - Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт. - Кому: Ребятам 1Б класса, школы № 20 г. Магадана - Откроем? Да здесь приглашение на День Рождения. Здорово! - От кого: Чок, чок, Пятачок. Сзади розовый крючок. Посреди бочонок Голос тонок, звонок. Кто же это, угадай! (Слайд ) Это ……..(поросёнок). - Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все». (Слайд ) - Правильно, это Пятачок! (Показываю книгу.) Такая книга есть у нас в библиотеке. Кто-то прочитает ее сам, а кто-то вместе с родителями. - Проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни-Пух. (Слайд ) - Ребята! А в письме дано множество различных заданий, выполнив которые, мы доберёмся на день рождение к Пятачку! - Итак, в путь!. |
Этап актуализации Этап проблематизации Целеполагание | Приём “Лови ошибку” 2. Повторение -По дороге расскажем Винни-Пуху всё, чему научились. (Слайд ) - Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные) Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны -Чем отличатся звук от буквы? ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.) Мы не можем звук увидеть, Ребята, а какая буква обозначает 2 звука? Вспомним правило! Приём «Группировки» 3. Задание на группировку букв. у б И в К т П а ы е Е - Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите. - Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, на доске будут появлятьсякусочки торта. Как только мы соберем весь торт, мы окажемся в гостях у Пятачка. Прикрепляю первый кусочек торта. 4. Работа над новым материалом. * Артикуляционная гимнастика. -Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик). Приём «С затруднением» 5. Постановка проблемы - Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе. Приём «Подводящий диалог» –Как вы думаете, о какой букве идет речь? (Слайд6) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Чем мы займёмся на сегодняшнем уроке? |
УРОК ПИСЬМА
Этап организации Этап актуализации и мотивации Этап проблематизации Приём «Коллективный поиск» направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. Этап целеполагания и планирования | Конспект урока письма по теме «Строчная буква т» Описание материала: Предлагаю вам конспект урока письма в 1 классе по теме «Строчная буква т». (УМК «Школа России». В.Г. Горецкий «Пропись №2» к «Азбуке» Т. В.Г. Горецкого). Данный материал будет полезен учителям первых классов. Это конспект урока письма, который проводится сразу после урока обучения грамоте, на котором дети выделяли звуки из слов и научились обозначать их буквами Т, т. Цели: 1. Научить каллиграфически верно писать прописную букву «т». Учить писать слоги-слияния с данной буквой, слова, предложения. 2. Продолжать работу по развитию фонематического слуха детей, памяти внимания, логического мышления. 3. Воспитывать аккуратность, прилежание в работе. Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: урок-путешествие Методы урока: проблемный, анализа и синтеза, словесно-наглядный Оборудование: рисунок корзинки, по количеству детей рисунки красных и зелёных яблочек, рисунки 9 осенних листочков, 3 элемента строчной буквы «т» на магнитной основе, изображения 4 гномиков. Ход урока 1. Организационный момент На экран проецируется изображение маленького мальчика. - Сегодня нас один мальчик приглашает на прогулку в осенний сказочный лес. - Мы насобираем полную корзинку знаний. Хотите? 2. Повторение - Ветер вдруг подул! Все дорожки листвой задул. На экран проецируется анимационная картинка листопада. Приём «Яркого пятна» -Расчистим тропинки и узнаем по какой пройдём. (На доске написаны буквы «а, у, н, и, ы». Часть каждой буквы прикрыты осенними листиками) - Первая тропинка. Какие буквы за листочками? - Найдите лишнюю. (н) - Почему? (Все буквы обозначают гласные звуки, а буква н – обозначает согласные звуки) - Посмотрите на вторую тропинку, узнайте какие буквы спрятались здесь? (с, н, о, к) - Какая буква лишняя? (о – т.к. она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки) - Мальчик нас просит поторопиться и дарит предмет нам в помощь. - Угадайте. - Мы ходим ночью, ходим днем. А всё же с места не сойдём. (часы) Приём «Коллективный поиск» - Какой звук издают часы? (тик-так) - Скажите отдельно «Тик» - Послушайте первый звук, произнесите его. - Какой он? (Согласный) - Почему? - Какой ещё этот звук? (Мягкий, глухой, парный) - Произнесите слово «Так» - Послушайте первый звук, произнесите его. - Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой, парный) - Мы с вами вспомнили многие знания и поэтому можем в корзинку положить первый осенний лист. СЛАЙД С КОРЗИНКОЙ И ЛИСТОМ 3. Определение темы и цели урокаПриём «Домысливание» - Звуки [т, т] обозначаются буквой. Какой? (т) - Сколько букв «т»? (Четыре. Две печатные, две письменные) СЛАЙД С БУКВАМИ - Кто догадался, какую букву мы будем учиться писать? (т) Предлагаю составить план нашего урока.
- Чему будем учиться? (Будем учиться правильно писать букву т, слоги с этой буквой, слова.) - Итак, по какой тропинке мы пойдём сегодня? (По тропинке с согласными буквами). |
Приемы :
«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ» Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует: - умение объединять объекты по общему значению признака; - умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; - умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; - умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
«ЛОВИ ОШИБКУ!» Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС» Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА» — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному: - Что лишнее? - Обобщить – что это … - Что пропущено – логическая цепочка - Какое слово скрывается. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.
«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос.
Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«КРОССВОРД» Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.
«ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ» Формула: преподаватель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.
«СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» (КОНКУРС ШПАРГАЛОК) Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.
«ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» Преподаватель вместе с учащимися обсуждает вопрос: насколько качественно выполнено дома.
Климова Е.В.