ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ
Чернышева Ольга Михайловна
Учитель математики и информатики
МБОУ «ВОШ № 2» г. Пугачева
Саратовской области
e-mail:olga_chernysheva_1971@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Изучение мотивации, выявление степени сформированности ценностного отношения осужденных к своему здоровью, понимание его роли и значимости в жизнедеятельности осужденного обеспечивают возможность получения объективной информации для организации воспитательной работы образовательного учреждения.
Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, условия реализации принципов здоровьесберегающей технологии.
Актуальность: Эффективность воспитательной работы, решение задач ресоциализации осужденных определяются условиями исправительного учреждения, обеспечивающей приемлемые условия для формирования личностной потребности в преобразовании жизненных установок, связанных с дальнейшей жизнедеятельностью, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения. Получение образования является одним из важнейших компонентов перевоспитания осужденных.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ № 2» является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего общего образования.
Главная цель вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Уровеньобразованияиграетважнуюроль в формированиисоциально-положительных качествличности, в значительной степениопределяяееинтеллектуальный и культурный уровень,самостоятельность целеполагания иопределенияжизненныхориентиров.
Наша школа - это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающих и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи. «Целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся является также и повышение академической успеваемости». [1, с. 5]
Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье обучающихся в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Базовая потребность обучающихся вечерней школы – стать полноценными, здоровыми гражданами и только во вторую очередь – знания. Отсюда – и приоритеты учебно-воспитательной работы с ними: приучить к ответственному социальному поведению; сформировать мотивацию к здоровому образу жизни; научить рассуждать логично, критично и концептуально. Поэтому первоочередная задача нашей школы – воспитание самостоятельного, инициативного человека, осознания учащимися важности правовой культуры, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Важнейшим направлением деятельности школы является формирование основ здорового образа жизни: разумное сочетание труда и отдыха, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима; культура общения, физкультурно-оздоровительная работа, борьба с вредными привычками и др. [2, с. 3]
Основными принципами образовательной политики МБОУ «ВОШ № 2» считаю:
Возможность выбора форм образования;
Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании;
Организация экологической здоровьесберегающей деятельности ОУ;
Гуманно-личностный подход.
Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
Социальном: информационно-просветительская работа;
Инфраструктурном: конкретные условия в сферах жизнедеятельности;
Личностном: система ценностных ориентаций человека.[3, с. 3-14]
В нашей вечерней школе работа по здоровьесбережению, профилактике и борьбе с негативным привычками ведётся постоянно. Но подавляющее большинство осужденных безответственно относятсяксвоемуорганизму,чтопроявляется у них в самовредительстве здоровью, обусловленномвтомчисленизкимуровнем развития гигиенической культуры, тягой, привычкойкупотреблениюалкоголяитабака,наркотическойзависимостьюистрастью к бесконтрольному чрезмерному приему психотропных лекарств, средств бытовой химии и прочих ядов (токсикомания).Особое беспокойство вызывает распространенность привычек, вредных для здоровья, среди учащихся школы. Проанализировав ситуацию по заявленной теме, мы увидели, что в школе необходимо проведение более активной и детальной работы по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды!
С этой целью в школе разработана и реализуется программа «Школа здоровья», которая апробируется в течение нескольких лет. Реализуют данную программу: заместитель директора, классные руководители, с привлечением специалистов других учреждений: медицинских, правоохранительных, образовательных. Эта программа состоит из следующих разделов:
1. Медико-профилактическая работа;
2. Психологическое здоровье;
3. Социальное здоровье;
4. Пропаганда здорового образа жизни;
5. Экологическое воспитание.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Информировать учащихся о негативных последствиях употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения;
2. Сформировать ответственность за сохранение своего здоровья;
3. Воспитывать силу воли, чтобы сказать «НЕТ» вредным привычкам.
Для реализации этой программы применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Осужденным предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с осужденными.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
Идеи гуманизации;
Осуществление воспитания в контексте культуры;
Создания открытых воспитательных систем;
Здоровьесберегающая педагогика;
Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
Демократизация и гуманизация нашего общества заставляют по-новому взглянуть на процесс воспитания в условиях исполнения уголовного наказания. Формирование здорового образа жизни, физическая культура и санитарно-гигиеническое просвещение рассматриваются в контекстеисправления осужденных как мощное педагогическое средство оптимизации всей их жизни идеятельности.
Правовая основа реализации этого направления деятельности получила закрепление в документах различного уровня: Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 99, 101), Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (2000 г.), Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (2010 г.), приказе ФСИН России № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (2010 г.) и других нормативных правовых актах. [4, с.127]
Всвязисданнымиобстоятельствамиодной из первоочередных задач учителей пенитенциарной системы является формирование у осужденных стремления вести здоровый образ жизни. Организация воспитательнойработывданномнаправлении способствует укреплению здоровья в тяжелых условиях отбывания наказания,профилактике эпидемических заболеваний, а такжеявляетсяблаготворнымфакторомболее эффективной адаптации осужденных к новымдлянихобстоятельствамипоследующей жизни насвободе.
Содержаниевоспитательнойработысосужденными по формированию здорового образа жизни вусловияхвоспитательнойколониивключает: просвещение в вопросах здоровья,физическойкультуры,влиянияповреждающих психосоциальныхфакторовначеловека,повышениеуровняустойчивостикстрессу,соблюдениемеркакличной,такиобщественной гигиены, профилактику употребления алкоголя и наркотическихвеществ.
В школе проводится оздоровительная работа по следующим направлениям:
1. Первичная профилактика: соблюдение санитарно-гигиенических требований пребывания учащихся в школе, применение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни, воспитание у учащихся потребности здоровья, формирование сущности здорового образа жизни.
2. Работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
Важнейшим условием для обеспечения и сохранения здоровья учащихся является использование в работе школы здоровьесберегающих технологий: медико – гигиенических, экологических, физкультурно – оздоровительных, безопасной жизнедеятельности, образовательных.
Медико – гигиенические технологии, которые реализуется в нашей школе, это:
Проведение 2 раза в год анкетирования учащихся на выявление отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни;
Оказание консультативной помощи;
Проведение мероприятий по санитарно – гигиеническому просвещению учащихся.
Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у учащихся целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера учащегося, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.
Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни обучающихся предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы учащегося посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации обучающегося на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и обучающегося, при которой результат его деятельности сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.
Формирование мотивации здорового образа жизни у осужденных в вечерней школе осуществляется в следующих формах:
1. Мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках учебно-воспитательного процесса проводится через учебные дисциплины биологического цикла, «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биологии», и уроков физической культуры, которые, к сожалению, проводятся чисто теоретически, т.к. учебное учреждение не имеет спортивного зала.
2. Воспитательные мероприятия с целью повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни. Это могут быть беседы, выступления на внеклассных мероприятиях, лекции в отрядах, доклады, дискуссии, семинары, тренинги, викторины, виртуальные экскурсии, проведение тематических классных часов по следующим темам: «Как сохранить здоровье в условиях исправительной колонии», «Профилактика простудных заболеваний», «О полезных и вредных привычках», «Рациональное питание», «Негативные последствия употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения», «Профилактика инфаркта и инсульта», «Болезни, передающиеся половым путем», «Болезни неправильного питания. Экстренная помощь», «10 важных правил для желающих не заболеть гриппом», «Поведение в период пандемии».
Применяется метод создания презентаций, видеоуроков, бесед и часов общения с использованием ИКТ, которые ориентированы на самостоятельность, творческую активность учащихся. Ежегодно проводятся конкурсы презентаций на тему «Пирсинг и тату. Красиво или опасно?» Актуальной на данный момент считается тема здорового питания, воспитание культуры питания, получение широкой информации об употребляемых в современном обществе продуктах. В течении года проводятся часы общения с использованием видеофильмов на темы «Влияние энергетических напитков на организм», «Эти «безобидные» курительные смеси». Большое значение придаётся духовному здоровью учащихся. Тема сквернословия обсуждалась на защите долгосрочного проекта: «Сквернословие и здоровье человека».
3. Целесообразное использование свободного времени в борьбе с отрицательными привычками, азартными играми и другими пороками, например: изучение научно-популярных книг и чтение художественной литературы по гигиене.
В опыте учителей нашей школы положительно зарекомендовали себя такие формы воспитательной работы, как: занятия в кружках, факультативах, предметных неделях, традиционных общешкольных праздниках:«Масленица» «Золотая осень», «День здоровья».
В практике школы часто применяется технология проектного обучения, которая направленна на формирование здорового образа жизни у обучающихся. В течение года в школе реализуются следующие проекты: «1 декабря – День борьбы со СПИДом», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Курить – здоровью вредить!», «Радуга» и другие.
При проведении профилактической работы среди учащихся педагоги необходимо уделяют особое внимание на развитие и формирование психической культуры обучающихся; на формирование доверия к себе, к обществу; понимании и осознании своих физических способностей и недостатков; на осознании правильного выбора и формировании установки здорового образа жизни; на неприемлемости вредных привычек и на самоутверждении в социуме.
Используя любые формы и методы работы мы учитываем то, что решение о следовании здоровому образу жизни человек принимает самостоятельно, так как и определяет мероприятия, которые соответствуют этому принципу, поэтому главное не навязывать ЗОЖ, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ.
4. Приобщение к воспитательной работе в данном направлении сотрудников воспитательной колонии, представителей различныхобщественных организаций, которые осуществляют деятельность попропаганде здорового образа жизни, отводя большую роль профилактике распространенных социально значимых заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.
Такимобразом, организация воспитательной работы по формированию у осужденных здорового образа жизни способствует развитию у них активной позиции по отношению к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – величайшая ценность,дарованнаячеловекуприродой.
Здоровьесберегающие технологии являются одним из приоритетных направлений в образовательной и воспитательной системе школы. Участие осужденных в соответствующих мероприятиях дает им возможность приобрести знания в данной области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения, настраивает их на неравнодушное отношение к проблемам, касающимся здоровья, расширяет кругозор, способствует пересмотру своих поступков, разрешению собственных проблем.
Педагоги тщательно продумывают, каким должно быть воспитательное воздействие, чтобы оно способствовало социальной реабилитации; моделируют ситуации успеха для каждого учащегося, помогают им осознать свои положительные ресурсы. Создавая ситуации успеха и нацеливая на поэтапное преодоление трудностей, у учащихся формируется более высокий уровень жизненных притязаний, что в конечном итоге способствует психологической коррекциии личностных качеств, и в конечном итоге – социальной реабилитации.
В школе создаются необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеучебной нагрузки. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогическийколлективучитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.
Кучма В.Р., Сухарев Л.М. , Рапопорт И.К. и др.; под ред. Кучмы. Школы здоровья в России: принципы и организации работы. Мониторинг развития и эффективность.-М: Просвещение, 2012.-(Работаем по новым стандартам). - 142 c.
Елисеев В.В. Создание в общеобразовательном учреждении системы здоровьесбережения : методические рекомендации / В.В. Елисеев.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-100 c.
Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2.
Кевля Ф.И. . Педагогические науки. «Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы» 2020 № 1 с.126
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ – М.: ВАКО, 2004.- 295 c.
Приложение
Защита проекта «Мы против курения!» | |
Праздник «Широкая масленица» | |
Праздник «Широкая масленица» | |
Защита проекта: «Сквернословие и здоровье человека» | |
Диспут: «О полезных и вредных привычках» | |
Защита проекта: «Мы выбираем здоровый образ жизни» |
12