Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Административная работа
  3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ

В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности образова-тельного учреждения. Изучение мотивации, выявление степени сформирован-ности ценностного отношения осужденных к своему здоровью, понимание его роли и значимости в жизнедеятельности осужденного обеспечивают возмож-ность получения объективной информации для организации воспитательной работы образовательного учреждения. Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, условия реализации принципов здоровьесберегающей технологии. Актуальность: Эффективность воспитательной работы, решение задач ре-социализации осужденных определяются условиями исправительного учре-ждения, обеспечивающей приемлемые условия для формирования личностной потребности в преобразовании жизненных установок, связанных с дальнейшей жизнедеятельностью, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения. Получение образования является одним из важней-ших компонентов перевоспитания осужденных. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лише-ния свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ № 2» является муниципальным общеобразовательным учрежде-нием, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего общего образования. Главная цель вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Уровень образования играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значи-тельной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень, само-стоятельность целеполагания и определения жизненных ориентиров.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Административная работа

Категория

Административная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ

Чернышева Ольга Михайловна

Учитель математики и информатики

МБОУ «ВОШ № 2» г. Пугачева

Саратовской области

e-mail:olga_chernysheva_1971@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Изучение мотивации, выявление степени сформированности ценностного отношения осужденных к своему здоровью, понимание его роли и значимости в жизнедеятельности осужденного обеспечивают возможность получения объективной информации для организации воспитательной работы образовательного учреждения.

Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, условия реализации принципов здоровьесберегающей технологии.

Актуальность: Эффективность воспитательной работы, решение задач ресоциализации осужденных определяются условиями исправительного учреждения, обеспечивающей приемлемые условия для формирования личностной потребности в преобразовании жизненных установок, связанных с дальнейшей жизнедеятельностью, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения. Получение образования является одним из важнейших компонентов перевоспитания осужденных.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ № 2» является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего общего образования.

Главная цель вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Уровеньобразованияиграетважнуюроль в формированиисоциально-положительных качествличности, в значительной степениопределяяееинтеллектуальный и культурный уровень,самостоятельность целеполагания иопределенияжизненныхориентиров.

Наша школа - это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающих и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи. «Целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся является также и повышение академической успеваемости». [1, с. 5]

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье обучающихся в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Базовая потребность обучающихся вечерней школы – стать полноценными, здоровыми гражданами и только во вторую очередь – знания. Отсюда – и приоритеты учебно-воспитательной работы с ними: приучить к ответственному социальному поведению; сформировать мотивацию к здоровому образу жизни; научить рассуждать логично, критично и концептуально. Поэтому первоочередная задача нашей школы – воспитание самостоятельного, инициативного человека, осознания учащимися важности правовой культуры, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важнейшим направлением деятельности школы является формирование основ здорового образа жизни: разумное сочетание труда и отдыха, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима; культура общения, физкультурно-оздоровительная работа, борьба с вредными привычками и др. [2, с. 3]

Основными принципами образовательной политики МБОУ «ВОШ № 2» считаю:

  1. Возможность выбора форм образования;

  2. Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании;

  3. Организация экологической здоровьесберегающей деятельности ОУ;

  4. Гуманно-личностный подход.

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

  1. Социальном: информационно-просветительская работа;

  2. Инфраструктурном: конкретные условия в сферах жизнедеятельности;

  3. Личностном: система ценностных ориентаций человека.[3, с. 3-14]

В нашей вечерней школе работа по здоровьесбережению, профилактике и борьбе с негативным привычками ведётся постоянно. Но подавляющее большинство осужденных безответственно относятсяксвоемуорганизму,чтопроявляется у них в самовредительстве здоровью, обусловленномвтомчисленизкимуровнем развития гигиенической культуры, тягой, привычкойкупотреблениюалкоголяитабака,наркотическойзависимостьюистрастью к бесконтрольному чрезмерному приему психотропных лекарств, средств бытовой химии и прочих ядов (токсикомания).Особое беспокойство вызывает распространенность привычек, вредных для здоровья, среди учащихся школы. Проанализировав ситуацию по заявленной теме, мы увидели, что в школе необходимо проведение более активной и детальной работы по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды!

С этой целью в школе разработана и реализуется программа «Школа здоровья», которая апробируется в течение нескольких лет. Реализуют данную программу: заместитель директора, классные руководители, с привлечением специалистов других учреждений: медицинских, правоохранительных, образовательных. Эта программа состоит из следующих разделов:

1. Медико-профилактическая работа;

2. Психологическое здоровье;

3. Социальное здоровье;

4. Пропаганда здорового образа жизни;

5. Экологическое воспитание.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Информировать учащихся о негативных последствиях употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения;

2. Сформировать ответственность за сохранение своего здоровья;

3. Воспитывать силу воли, чтобы сказать «НЕТ» вредным привычкам.

Для реализации этой программы применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Осужденным предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с осужденными.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

  1. Идеи гуманизации;

  2. Осуществление воспитания в контексте культуры;

  3. Создания открытых воспитательных систем;

  4. Здоровьесберегающая педагогика;

  5. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

Демократизация и гуманизация нашего общества заставляют по-новому взглянуть на процесс воспитания в условиях исполнения уголовного наказания. Формирование здорового образа жизни, физическая культура и санитарно-гигиеническое просвещение рассматриваются в контекстеисправления осужденных как мощное педагогическое средство оптимизации всей их жизни идеятельности.

Правовая основа реализации этого направления деятельности получила закрепление в документах различного уровня: Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 99, 101), Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (2000 г.), Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (2010 г.), приказе ФСИН России № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (2010 г.) и других нормативных правовых актах. [4, с.127]

Всвязисданнымиобстоятельствамиодной из первоочередных задач учителей пенитенциарной системы является формирование у осужденных стремления вести здоровый образ жизни. Организация воспитательнойработывданномнаправлении способствует укреплению здоровья в тяжелых условиях отбывания наказания,профилактике эпидемических заболеваний, а такжеявляетсяблаготворнымфакторомболее эффективной адаптации осужденных к новымдлянихобстоятельствамипоследующей жизни насвободе.

Содержаниевоспитательнойработысосужденными по формированию здорового образа жизни вусловияхвоспитательнойколониивключает: просвещение в вопросах здоровья,физическойкультуры,влиянияповреждающих психосоциальныхфакторовначеловека,повышениеуровняустойчивостикстрессу,соблюдениемеркакличной,такиобщественной гигиены, профилактику употребления алкоголя и наркотическихвеществ.

В школе проводится оздоровительная работа по следующим направлениям:

1. Первичная профилактика: соблюдение санитарно-гигиенических требований пребывания учащихся в школе, применение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни, воспитание у уча­щихся потребности здоровья, формирование сущности здорового образа жизни.

2. Работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Важнейшим условием для обеспечения и сохранения здоровья учащихся является использование в работе школы здоровьесберегающих технологий: медико – гигиенических, экологических, физкультурно – оздоровительных, безопасной жизнедеятельности, образовательных.

Медико – гигиенические технологии, которые реализуется в нашей школе, это:

  1. Проведение 2 раза в год анкетирования учащихся на выявление отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни;

  2. Оказание консультативной помощи;

  3. Проведение мероприятий по санитарно – гигиеническому просвещению учащихся.

Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у учащихся целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера учащегося, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни  обучающихся предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы учащегося  посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации обучающегося на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и обучающегося, при которой результат его деятельности сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие  здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.

Формирование мотивации здорового образа жизни у осужденных в вечерней школе осуществляется в следующих формах:

1. Мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках учебно-воспитательного процесса проводится через учебные дисциплины биологического цикла, «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биологии», и уроков физической культуры, которые, к сожалению, проводятся чисто теоретически, т.к. учебное учреждение не имеет спортивного зала.

2. Воспитательные мероприятия с целью повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни. Это могут быть беседы, выступления на внеклассных мероприятиях, лекции в отрядах, доклады, дискуссии, семинары, тренинги, викторины, виртуальные экскурсии, проведение тематических классных часов по следующим темам: «Как сохранить здоровье в условиях исправительной колонии», «Профилактика простудных заболеваний», «О полезных и вредных привычках», «Рациональное питание», «Негативные последствия употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения», «Профилактика инфаркта и инсульта», «Болезни, передающиеся половым путем», «Болезни неправильного питания. Экстренная помощь», «10 важных правил для желающих не заболеть гриппом», «Поведение в период пандемии».

Применяется метод создания презентаций, видеоуроков, бесед и часов общения с использованием ИКТ, которые ориентированы на самостоятельность, творческую активность учащихся. Ежегодно проводятся конкурсы презентаций на тему «Пирсинг и тату. Красиво или опасно?» Актуальной на данный момент считается тема здорового питания, воспитание культуры питания, получение широкой информации об употребляемых в современном обществе продуктах. В течении года проводятся часы общения с использованием видеофильмов на темы «Влияние энергетических напитков на организм», «Эти «безобидные» курительные смеси». Большое значение придаётся духовному здоровью учащихся. Тема сквернословия обсуждалась на защите долгосрочного проекта: «Сквернословие и здоровье человека».

3. Целесообразное использование свободного времени в борьбе с отрицательными привычками, азартными играми и другими пороками, например: изучение научно-популярных книг и чтение художественной литературы по гигиене.

В опыте учителей нашей школы положительно зарекомендовали себя такие формы воспитательной работы, как: занятия в кружках, факультативах, предметных неделях, традиционных общешкольных праздниках:«Масленица» «Золотая осень», «День здоровья».

В практике школы часто применяется технология проектного обучения, которая направленна на формирование здорового образа жизни у обучающихся. В течение года в школе реализуются следующие проекты: «1 декабря – День борьбы со СПИДом», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Курить – здоровью вредить!», «Радуга» и другие.

При проведении профилактической работы среди учащихся педагоги необходимо уделяют особое внимание на развитие и формирование психической культуры обучающихся; на формирование доверия к себе, к обществу; понимании и осознании своих физических способностей и недостатков; на осознании правильного выбора и формировании установки здорового образа жизни; на неприемлемости вредных привычек и на самоутверждении в социуме.

Используя любые формы и методы работы мы учитываем то, что решение о следовании здоровому образу жизни человек принимает самостоятельно, так как и определяет мероприятия, которые соответствуют этому принципу, поэтому главное не навязывать ЗОЖ, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ.

4. Приобщение к воспитательной работе в данном направлении сотрудников воспитательной колонии, представителей различныхобщественных организаций, которые осуществляют деятельность попропаганде здорового образа жизни, отводя большую роль профилактике распространенных социально значимых заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.

Такимобразом, организация воспитательной работы по формированию у осужденных здорового образа жизни способствует развитию у них активной позиции по отношению к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – величайшая ценность,дарованнаячеловекуприродой.

Здоровьесберегающие технологии являются одним из приоритетных направлений в образовательной и воспитательной системе школы. Участие осужденных в соответствующих мероприятиях дает им возможность приобрести знания в данной области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения, настраивает их на неравнодушное отношение к проблемам, касающимся здоровья, расширяет кругозор, способствует пересмотру своих поступков, разрешению собственных проблем.

Педагоги тщательно продумывают, каким должно быть воспитательное воздействие, чтобы оно способствовало социальной реабилитации; моделируют ситуации успеха для каждого учащегося, помогают им осознать свои положительные ресурсы. Создавая ситуации успеха и нацеливая на поэтапное преодоление трудностей, у учащихся формируется более высокий уровень жизненных притязаний, что в конечном итоге способствует психологической коррекциии личностных качеств, и в конечном итоге – социальной реабилитации.

В школе создаются необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеучебной нагрузки. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогическийколлективучитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

  1. Кучма В.Р., Сухарев Л.М. , Рапопорт И.К. и др.; под ред. Кучмы. Школы здоровья в России: принципы и организации работы. Мониторинг развития и эффективность.-М: Просвещение, 2012.-(Работаем по новым стандартам). - 142 c.

  2. Елисеев В.В. Создание в общеобразовательном учреждении системы здоровьесбережения : методические рекомендации / В.В. Елисеев.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-100 c.

  3. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2.

  4. Кевля Ф.И. . Педагогические науки. «Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы» 2020 № 1 с.126

  5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ – М.: ВАКО, 2004.- 295 c.

Приложение

Защита проекта «Мы против курения!»

Праздник «Широкая масленица»

Праздник «Широкая масленица»

Защита проекта: «Сквернословие и здоровье человека»

Диспут: «О полезных и вредных привычках»

Защита проекта: «Мы выбираем здоровый образ жизни»

12

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье проводится анализ особенностей образовательного процесса в вечерней школе при исправительном учреждении. Рассматривается использование современных подходов в образовательном процессе. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ №2» является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего (полного) общего образования.
0 ₽
В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности образова-тельного учреждения. Изучение мотивации, выявление степени сформирован-ности ценностного отношения осужденных к своему здоровью, понимание его роли и значимости в жизнедеятельности осужденного обеспечивают возмож-ность получения объективной информации для организации воспитательной работы образовательного учреждения. Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, условия реализации принципов здоровьесберегающей технологии. Актуальность: Эффективность воспитательной работы, решение задач ре-социализации осужденных определяются условиями исправительного учре-ждения, обеспечивающей приемлемые условия для формирования личностной потребности в преобразовании жизненных установок, связанных с дальнейшей жизнедеятельностью, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения. Получение образования является одним из важней-ших компонентов перевоспитания осужденных. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лише-ния свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ № 2» является муниципальным общеобразовательным учрежде-нием, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего общего образования. Главная цель вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Уровень образования играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значи-тельной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень, само-стоятельность целеполагания и определения жизненных ориентиров.
0 ₽