Формирование основ духовно-нравственной культуры на уроках технологии
Костылева Т. В., учитель технологии
МБОУ «Гимназия№10» ЗМР РТ
Современный мир детей окружен яркими и агрессивными фильмами и мультфильмами, жестокими компьютерными играми, грубой песней, даже общение стало упрощенным «мобильное общение». Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но правильно ли это? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал.
Чтобы изменить ситуацию, нужно создавать условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Для этого необходимо объединить усилия семьи, школы, социума.
Поэтому перед современной школой и передо мной, как учителем технологии, стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности.
Решение этих воспитательных задач в моей педагогической деятельности осуществляется через приобщение детей к культуре своего народа, обращение к фольклорным традициям и проектную деятельность.
У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, складывающиеся на протяжении многих веков их существования. В них проявляется душа народа, отражается его история, в них спрессован опыт прошлого, передаваемый поколениями.
Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает девушку. Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины, и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения национальной традиции.
Как учитель технологии, считаю, что восстановить традиции можно через совместный труд, совместный творческий отдых. Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре.
Я твердо убеждена, что приобщение учащихся к культуре родного края необходимо начинать как можно раньше. Поэтому в 5 классе в период изучения быта наших предков, посещаем школьный музей, экспонаты которого расскажут много интересного о том времени.
Начиная с первого урока технологии, учащиеся рассматривают старые изделия: вязаные подзоры, наволочки, вышитые скатерти, занавески, затем работы школьников прошлых лет. Ученики, таким образом, получают возможность увидеть живую старину, сравнить и сопоставить работы мастеров и своих сверстников. Это позволяет показать не только удивительную красоту изделий, но формировать адекватное восприятие красоты предметов, обеспечивая эстетическое, нравственное и духовное развитие детей.
В начале учебного года мы с пятиклассницами вспоминаем пословицы и поговорки о труде. Это огромный пласт народного творчества, который сейчас становится все тоньше и тоньше. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда,» «семь раз отмерь, один раз отрежь» – эти и еще несколько пословиц называют все. И редко услышишь: «я еще в пеленках, а лень моя была с теленка». На следующий урок количество пословиц и поговорок о труде намного увеличивается с помощью справочной литературы и родителей. И тогда акцентируется внимание на то, что труд всегда оставался главным мерилом духовности и эстетической ценности, а отношение к труду являлось важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий, переживающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности.
На уроках швейного дела знакомлю детей с особенностями русского и татарского национальных костюмов при изучении темы «Технология обработки ткани»; на уроках кулинарии - с технологией приготовления традиционных русских и татарских блюд.
Следуя народным традициям, с девочками 6,7 классов учимся «вертеть» кукол. Казалось бы, зачем сегодня делать кукол своими руками? Зайди в магазин и на полках в большом количестве разодетые в роскошные платья шикарные красавицы. Выбирай любую! Но не всем по душе эти пластмассовые игрушки. Слишком глупы и бездушны их лица. И потому некоторые девочки играют в другие куклы, а заодно возрождают давно забытое народное искусство. Замечено, что куклы, сделанные своими руками, способны исцелять душу и тело. Девочки не только учатся делать кукол, но, и обряжают их в национальные костюмы.
На своих уроках я решила возродить еще одну народную традицию: в виде девичьих посиделок проводим вводное занятие по вышивке. Под тихое звучание народных песен дети знакомятся с историей вышивки, с цветовой гаммой ниток у того или иного народа; с орнаментальными мотивами русской, татарской, марийской вышивок.
На протяжении нескольких лет в нашей школе сложилась традиция дарить подарки, изготовленные руками детей на различные праздники:«День Учителя», «День Матери», «Новый год», «День Святого Валентина», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «День победы». Делать подарки — это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. Учителя, друзья, родители приходят в восторг, получив удивительные, необычные подарки. А ещё у них появляется радостная улыбка на лице, когда дети, преподнося подарок, говорят пожелания от всей души. Преподношение милого небольшого подарка к празднику «связывает» людей, ведь одновременно происходит обмен частичкой своего душевного тепла. А ведь смастерить подарок можно и из подручного «бросового» материала, который буквально лежит под ногами. Не нужным, выброшенным предметам даётся вторая жизнь, превращая их в чудесные сувениры. Подарки, сделанные своими руками, нельзя сравнить с купленными в магазине, как не сравнить ни с чем удовольствие от удачно воплощённого замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.
Особую значимость в процессе обучения имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).
На первом этапе учащимся выдаются творческие задания, касающиеся сбора информации по традициям, связанным с бытом, календарными и церковными праздниками. Затем, по мере изучения разделов обслуживающего труда, идет усложнение и увеличение по объему входящей в проект информации. Каждый проект начинается с исторической справки, в которой обязательно отслеживается та или иная тематика в традициях. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Использование знаний национальных традиций позволяет разрабатывать учащимся более глубокие, продуманные, интересные, комплексные проекты, в которых значительную часть занимает исследовательская работа. При выполнении таких проектов они значительно пополняют и расширяют свои знания в области краеведения, истории, искусства, технологии, дизайна.
Наши достижения- это призовые места в муниципальных олимпиадах, на муниципальных и районных конкурсах, научно-практических конференциях, городских и школьных выставках, грамоты за активное участие во всероссийских акциях и конкурсах: это тоже мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие, а особенно радует родителей.
- Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников:
2015-16 уч. год – 2 место, творческий проект «Развивающая игрушка «Черепашка»»,
2016-17 уч. год – 2, 3 место, творческий проект «Чудеса из мусорной корзины»;
- Всероссийская научно-практическая конференция школьников им. Каюма Насыйри:
2015-16 уч. год – 1 место, творческий проект «Альбом своими руками в технике «скрапбукинг»»,
2016-17 уч. год – 1 место, творческий проект «Джутовая филигрань»,
- Республиканская научно-практическая конференция им. Мариновича:
2016-17 уч. год – 1 место, творческий проект «Чудеса из мусорной корзины»,
2 место, творческий проект «Вторая жизнь печатной рекламы»
Главная миссия учителя - бросить зерно прекрасного, в юную душу ребенка. Научить видеть прекрасное, совершать добрые поступки. Отвлечь его от соблазнов современного мира.
Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!