Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровьяИменно поэтому надо учить своих воспи¬танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность этой темы заключается в общепризнан¬ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни..

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шарьинская школа-интернат Костромской области для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Выполнила воспитатель:

Попова Ольга Михайловна

2023 г.

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более умственно-отсталых, вызывает серьезную тревогу.

Воспитание здорового поколения приобретает в на­стоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множе­ством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени осо­бенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому надо учить своих воспи­танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность этой темы заключается в общепризнан­ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни.

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранить и укреплять здоровьеформирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья. Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья   остро стоит проблема по сохранению и укреплению здоровья, а также по выработке положительной мотивации к приобщению учащихся к ведению здорового образа жизни. Большинство детей обучающихся в школе – интернате, обладают целым «букетом» различных заболеваний. Это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение зрения, сколиоз и т.д. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем.
Здоровый образ жизни - одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни. В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том, насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни, соблюдать гигиену.

Проблема формирования здорового образа жизни не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в системе специального образования и воспитания должно включать:

- определение цели и задач формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- отбор содержания материала, форм и методов, применяемых в образовательном и воспитательном процессе, которые в максимальной степени соответствуют цели и задачам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни;

- учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье;

- активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здорового человека через изменения стиля и уклада жизни, в его оздоровлении с использованием гигиенических знаний о борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных жизненных ситуаций.
Формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, снижение факторов риска, ухудшающих состояние здоровья (нерациональное питание, гиподинамия, вредные привычки и др.), способы увеличения резервов здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывающихся в школе - интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт учителя, воспитателя и ребёнка.
В школе - интернате, где проживают воспитанники с ОВЗ, мы работает над формированием здорового образа жизни. Основополагающими задачами стали не только по формированию физического здоровья, но и духовного. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста учился любви ксебе,людям,жизни.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые соревнования, открытые уроки по физической культуре ( «Городки», «Волейбол», «Сильные, ловкие, смелые», «Футбол», «Легкоатлетический забег» и многое другое), учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы. У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому педагоги – воспитатели вместе с детьми разработали ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения и используют их в процессе проведения уроков, воспитательских часов, самоподготовок. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильнаяорганизацияпитания.
Я как воспитатель, организовываю наиболее оптимальный для своих детей воспитательный процесс.

Запланированные занятия по формированию здорового образа жизни разделила на три блока:

«Основы здоровья и здорового образа жизни».

«Не навреди самому себе»

«Мир каждой души».

В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизниформирование нравственных убеждений.

Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.

Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы. Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения»«Путешествие бутерброда, Берегите зубы»«Наш внутренний насос» расширят знания детей о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу.

Итог: Ребята активно принимали участие в практической работе: рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.

Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Это такие занятия«О вредных привычках нельзя промолчать»«Вредная привычка или болезнь»«Искусственный рай»«Не позволяй душе бранится…»«Пить или не пить – быть или не быть!»

Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.

Итог: На заключительном занятии по этому блоку«Ещё раз о вредных привычках», ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.

Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе, потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. Так как у детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это - викторина «Язык улиц и дорог», игра «Правила движения знай как таблицу умножения», подвижные игры «Весёлые старты», игра-соревнование «Подтянись – не ленись!» и др.

Итог: во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.

Вывод: В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.

Воспитанники школы постоянно принимают участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях не только в школе, но и в районных и областных.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил«Все в твоих руках».

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.

- Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект внеклассного мероприятия игра «Звездный час». Цель: развитие познавательной активности, внимания, мышления. Задачи: • развивать у обучающихся через игру смекалку, воображение, мышление; • Расширять кругозор младших школьников; • Совершенствовать культуру речи; • Способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплочённости; • Воспитывать доброе отношение к окружающему, культурное поведение.
0 ₽
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровьяИменно поэтому надо учить своих воспи¬танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность этой темы заключается в общепризнан¬ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни..
0 ₽