Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровьяИменно поэтому надо учить своих воспи¬танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность этой темы заключается в общепризнан¬ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни..

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шарьинская школа-интернат Костромской области для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Выполнила воспитатель:

Попова Ольга Михайловна

2023 г.

Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более умственно-отсталых, вызывает серьезную тревогу.

Воспитание здорового поколения приобретает в на­стоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множе­ством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени осо­бенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому надо учить своих воспи­танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность этой темы заключается в общепризнан­ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни.

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранить и укреплять здоровьеформирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья. Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья   остро стоит проблема по сохранению и укреплению здоровья, а также по выработке положительной мотивации к приобщению учащихся к ведению здорового образа жизни. Большинство детей обучающихся в школе – интернате, обладают целым «букетом» различных заболеваний. Это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение зрения, сколиоз и т.д. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем.
Здоровый образ жизни - одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни. В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том, насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни, соблюдать гигиену.

Проблема формирования здорового образа жизни не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в системе специального образования и воспитания должно включать:

- определение цели и задач формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- отбор содержания материала, форм и методов, применяемых в образовательном и воспитательном процессе, которые в максимальной степени соответствуют цели и задачам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни;

- учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье;

- активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здорового человека через изменения стиля и уклада жизни, в его оздоровлении с использованием гигиенических знаний о борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных жизненных ситуаций.
Формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, снижение факторов риска, ухудшающих состояние здоровья (нерациональное питание, гиподинамия, вредные привычки и др.), способы увеличения резервов здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывающихся в школе - интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт учителя, воспитателя и ребёнка.
В школе - интернате, где проживают воспитанники с ОВЗ, мы работает над формированием здорового образа жизни. Основополагающими задачами стали не только по формированию физического здоровья, но и духовного. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста учился любви ксебе,людям,жизни.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые соревнования, открытые уроки по физической культуре ( «Городки», «Волейбол», «Сильные, ловкие, смелые», «Футбол», «Легкоатлетический забег» и многое другое), учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы. У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому педагоги – воспитатели вместе с детьми разработали ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения и используют их в процессе проведения уроков, воспитательских часов, самоподготовок. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильнаяорганизацияпитания.
Я как воспитатель, организовываю наиболее оптимальный для своих детей воспитательный процесс.

Запланированные занятия по формированию здорового образа жизни разделила на три блока:

«Основы здоровья и здорового образа жизни».

«Не навреди самому себе»

«Мир каждой души».

В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизниформирование нравственных убеждений.

Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.

Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы. Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения»«Путешествие бутерброда, Берегите зубы»«Наш внутренний насос» расширят знания детей о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу.

Итог: Ребята активно принимали участие в практической работе: рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.

Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Это такие занятия«О вредных привычках нельзя промолчать»«Вредная привычка или болезнь»«Искусственный рай»«Не позволяй душе бранится…»«Пить или не пить – быть или не быть!»

Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.

Итог: На заключительном занятии по этому блоку«Ещё раз о вредных привычках», ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.

Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе, потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. Так как у детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это - викторина «Язык улиц и дорог», игра «Правила движения знай как таблицу умножения», подвижные игры «Весёлые старты», игра-соревнование «Подтянись – не ленись!» и др.

Итог: во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.

Вывод: В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.

Воспитанники школы постоянно принимают участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях не только в школе, но и в районных и областных.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил«Все в твоих руках».

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.

- Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект внеклассного мероприятия игра «Звездный час». Цель: развитие познавательной активности, внимания, мышления. Задачи: • развивать у обучающихся через игру смекалку, воображение, мышление; • Расширять кругозор младших школьников; • Совершенствовать культуру речи; • Способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплочённости; • Воспитывать доброе отношение к окружающему, культурное поведение.
0 ₽
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровьяИменно поэтому надо учить своих воспи¬танников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность этой темы заключается в общепризнан¬ном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни..
0 ₽