Формирование регулятивных универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.
Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основой изучения курса технологии в школе является системно -деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В курсе «Технологии» можно выделить 4 основные содержательные линии:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Технология обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Конструирование и моделирование.
Практика работы на компьютере.
В рамках реализации стандартов второго поколения большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. На начальном этапе большое внимание следует обратить на регулятивные УУД.
Структура регулятивных умений такова:
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:
• целеполагание - что известно и неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
• коррекция;
• оценка;
• саморегуляция.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность, способствует формированию регулятивных УУД :
1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
—умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
— формирование основ оптимистического восприятия мира.
Специфика технологии:
- предметно-преобразовательная деятельность - основа формирования системы УУД;
- моделирование и планирование (используют схемы, карты и модели);
- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;
- рефлексия как осознание содержания и оснований выполняемой деятельности;
- широкое использование форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;
Цели технологии :
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей;
- развитие регулятивных действий;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие планирующей и регулирующей функции речи;
- развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
- формирование мотивации успеха;
- ознакомление с правилами жизни людей в мире информации;
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением.
Преимущества «Технологии»:
1) возможностью совершать наглядно видимые преобразования
2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности.
Вывод.
Любое универсальное учебное действие должно быть ориентировано на системно-деятельностный подход, в ходе которого школьник учится сам добывать знания, самостоятельно выполнять те или иные действия, уметь себя контролировать, проверять и оценивать.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег