Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Декорирование пасхальных яиц - как способ изготовления подарка»

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Декорирование пасхальных яиц - как способ изготовления подарка»

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Декорирование пасхальных яиц - как способ изготовления подарка» Цели урока: образовательная: Сформировать представление о истории праздника Пасхи, сформировать умения декорировать пасхальные подарки-сувениры различными способами; совершенствовать навыки и умения при выполнении работы по инструкционным картам; воспитательная: совершенствовать духовно-нравственное воспитание школьниц на том наследии, традициях, которые сохранили наши предки; рзвивающая: продолжить формирование эстетического и художественного вкуса, культуры, терпеливости, внимательности и точности в выполнении работы. Тип урока: комбинированный. Методы проведения занятия: Беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем преподавателя в группах по технологическим и инструкционным картам. Объект труда: Пасхальный сувенир (яйцо). Межпредметные связи: история – обрядовые праздники Руси; изобразительное искусство – орнамент, композиция, цветовое решение в изделии; математика – понятие симметрии и асимметрии; МХК – исторически сложившееся название пасхальных яиц, в зависимости от способа декорирования («драпанки », «писанки», «крапанки»). Материально-техническое оснащение (оборудование занятия): 1. Оборудование, инструменты и приспособления учебной мастерской (шило, кисти, иглы для валяния сваленные заготовки пасхальных сувениров (яйца)). 2. Образцы готовых изделий; инструкционно-технологические карты по выполнению декора пасхального яйца. 3. Презентация. Литература для учителя: 1. Программа трудового обучения (Технология 5-7 кл.). – М.: Просвещение 2001г. под ред. В.Д. Симоненко и Ю. Л. Хотунцева. 2. В. Д. Симоненко Технология 5 кл. – М.: Вентана-Граф – 2005г. (вариант для девочек) – 176 с. 3. Православная энциклопедия домоводства. – М.: /340 с./. 4.О. М. Потановская «самые главные праздники» (Сценарии утренников и конспекты занятий). 5. Л.П. Ляховская Календарь славянской жизни и трапезы (праздники, обычаи, обряды, кухня). – М.: Издательский дом МСП – 1997г. с. 170-190.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Декорирование пасхальных яиц - как способ изготовления подарка»

Цели урока:

образовательная: Сформировать представление о истории праздника Пасхи, сформировать умения декорировать пасхальные подарки-сувениры различными способами; совершенствовать навыки и умения при выполнении работы по инструкционным картам;

воспитательная: совершенствовать духовно-нравственное воспитание школьниц на том наследии, традициях, которые сохранили наши предки;

рзвивающая: продолжить формирование эстетического и художественного вкуса, культуры, терпеливости, внимательности и точности в выполнении работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия: Беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем преподавателя в группах по технологическим и инструкционным картам.

Объект труда: Пасхальный сувенир (яйцо).

Межпредметные связи:

история – обрядовые праздники Руси;

изобразительное искусство – орнамент, композиция, цветовое решение в изделии;

математика – понятие симметрии и асимметрии;

МХК – исторически сложившееся название пасхальных яиц, в зависимости от способа декорирования («драпанки », «писанки», «крапанки»).

Материально-техническое оснащение (оборудование занятия):

1. Оборудование, инструменты и приспособления учебной мастерской (шило, кисти, иглы для валяния сваленные заготовки пасхальных сувениров (яйца)).

2. Образцы готовых изделий; инструкционно-технологические карты по выполнению декора пасхального яйца.

3. Презентация.

Литература для учителя:

1. Программа трудового обучения (Технология 5-7 кл.). – М.: Просвещение 2001г. под ред. В.Д. Симоненко и Ю. Л. Хотунцева.

2. В. Д. Симоненко Технология 5 кл. – М.: Вентана-Граф – 2005г. (вариант для девочек) – 176 с.

3. Православная энциклопедия домоводства. – М.: /340 с./.

4.О. М. Потановская «самые главные праздники» (Сценарии утренников и конспекты занятий).

5. Л.П. Ляховская Календарь славянской жизни и трапезы (праздники, обычаи, обряды, кухня). – М.: Издательский дом МСП – 1997г. с. 170-190.

Ход урока

I. Организационная часть.

1.1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Я хотела бы начать урок с прослушивания необычной, удивительной мелодии. (Праздничный колокольный перезвон).

Что вы услышали?

(Ответы детей ) (СЛАЙД 1 )

Предлагаю вам высказать гипотезы о том, когда и где можно услышать этот звон.

- Какой церковный праздник мы будем отмечать в ближайшее время? (Ответы детей )( СЛАЙД 2 )

Мы часто сейчас по праздникам слышим, как звучат колокола в храме, говорим о праздниках, обрядах, обычаях.

- Кто из вас знает, может сказать, что это за праздник ПАСХА?

(Ответы детей) ( СЛАЙД 3 )

Самый главный праздник всех верующих людей на Руси была и остается Пасха, которая приходилась на весну. Уже первые христиане называли Пасху Праздником всех праздников и Торжеством всех торжеств. ( СЛАЙД 4)

Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья. Это центральное событие в духовной жизни христианства, всегда отмечается с огромным торжеством и радостью.

( СЛАЙД 5)

1.2. Тема. Цели и задачи занятия.

- А как принято встречать любой праздник? Что мы ждём от праздника? (Ответы детей радости, поздравлений, подарков и т. д)( СЛАЙД 6)

- Совершенно верно, поздравлений, искренних и тёплых, подарков, незабываемых, дорогих, а самый дорогой подарок тот, который сделан своими руками (СЛАЙД 6)

- Как вы и ваши близкие готовятся к празднику?(Ответы детей)

- Что принято делать на праздник? (Ответы детей) (СЛАЙД 7)

Люди обмениваются на пасху красными яйцами, говоря «Христос Воскресе!».

Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола.

- Кто из вас догадался, и может назвать тему урока?

Верно, мы познакомимся с искусством украшения пасхальных яиц. Вы сможете проявить свою фантазию, творчество, оформив собственные изделия, которые станут хорошим подарком вашим родным и близким.

- Цель нашего сегодняшнего занятия - научиться делать своими руками пасхальные сувениры; познакомиться с основными способами декорирования пасхальных яиц; закрепить умения и навыки выполнения способов декорирования яиц.

II. Изложение нового материала.

2.1. Яйца – символ праздника (подарок Тиверию). Традиции пасхального целования – христосование.

Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола.

-Кто- то может рассказать предание о первом красном яйце? (ответы детей)(СЛАЙД 11)

И так послушаем это предание (включается запись «подарок Тиверию»).

- Традиция дарения яиц стала самой распространённой во всех странах, где исповедуется христианство: в России и Сирии, в Армении и Палестине, в Грузии и Греции. Изготавливались пасхальные яйца из самых разнообразных материалов: из стекла и хрусталя с резьбой, из драгоценных металлов и камней, костяные и деревянные, из фарфора, и даже шитые бисером и шёлком, папье-маше и вязаные. Яйца натуральные – куриные, утиные, гусиные и даже голубиные. Все они были удивительны и неповторимы.

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. (СЛАЙД13)

Для наших предков яйцо служило символомжизни.ВнемхранитсязародышсолнечнойптицыПетуха,будившегоутро. (СЛАЙД 14)

2.2. Различные технологии украшения пасхальных яиц («шкрябанки», «писанки», «крашенки», «малёвки», «крапанки», «мазанки»). Художественное оформление, цветовая гамма, отделка пасхальных яиц. (СЛАЙД 14)

- Обычай приготовления (окрашивания) пасхальных яиц является очень древним. Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами.

- Все пасхальные сувениры изготавливались в определённой технике, в зависимости от технологии украшения пасхальные яйца получили свои названия: (Демонстрирую разнообразные орнаменты на пасхальных яйцах).

- Яйца, окрашенные в один цвет, называлиськрашенками. (СЛАЙД 15)

- Если на общем цветном фоне обозначалисьпятна,полоски,крапинкидругогоцветаэтобылакрапанка. (СЛАЙД 16)

- Драпанкикрасятвтемныйцветиузорнаскорлупунаносятострымпредметом. (СЛАЙД 17)

- А ещё были писанки. Это самый сложный способ раскрашиванияяиц.Насыромхолодномяйцевыводятузорыгорячимвоскомприпомощистальногопёрышка.Затемяичкопомещаютвкраскунужногоцвета(СЛАЙД 18)

-Ленивки.Да,именнотак,отслова«лень»,называютпоявившийсялет 15 назадинновационныйноводелкоторыймысейчасиприменяемчащевсегонаПасху.Имеетсяввидутермоусадочнаяпленкаснарисованныминанейсюжетами. (СЛАЙД 19)

Освещенное пасхальноеяйцоклализабожницуизатемпонеобходимостидавалибольным,сегопомощьютушилипожары,начиналисев,спасалискототпадежа. (СЛАЙД 20)

Сложившаяся в России традиция краситьяйца,«родила»множествопроизведенийискусстваиздерева,стекла,глины,драгоценныхметалловикамней. (СЛАЙД 21 )

Так как яйцо предмет очень хрупкийискоропортящийсясдавнихпорегостализаменятьнарасписные,деревянныеяйца. (СЛАЙД 12)

Мы тоже постараемся сделать пасхальныеяйца,которыесмогутхранитьсянеодингодисвоейкрасотойрадоватьвсехвэтотсветлыйпраздник.

2.3. Выполнение декора пасхального яйца в разных техниках (разработка эскиза пасхального сувенира). Самостоятельная работа учащихся: По заданию учителя, согласно предложенным схемам, выполнить декор пасхального сувенира.

Работа в парах с карточкой заданием: посовещайтесь и постарайтесь вспомнить название техник, в зависимости от технологии украшения пасхальные яйца?

Самопроверка

С давних времен кроме основных техник непосредственно окрашивания пасхальных яиц стало модно и удобно использовать для подарков-сувениров различные техники декоративно – прикладного искусства

- Иконописцы Оружейной палаты и монахи Троице - Сергиевского монастыря вытачивали яйца из дерева и украшали их миниатюрами с христианскими сюжетами.

- Существовали специальные мастерские, в которых бантовщицы изготавливали для пасхальных яиц ленты с бантами и розетками.

- Яйца были вышитые, низанные бисером, вязанные спицами или крючком, покрытые воском, в который по рисунку вдавлен разноцветный бисер – каких только не было

Согласитесь, как прекрасно и трогательно получить от родного человека не купленный в ближайшем магазине сувенир, а вещицу, сделанную его руками – подарок, в который вложили частичку души. И ведь это сделать не так сложно, только необходимо запастись терпением, вниманием и усердием.

- Сегодня на нашем занятии мы с вами выполним декорирование пасхальных сувениров /яиц/. Декор яиц будем выполнять по группам,

Самостоятельная работа учащихся «Разработка эскиза декора пасхального яйца».

- Первая группа рукодельниц будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в техникекрапанка. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно предложенным эскизам

- Вторая группа рукодельниц будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в технике драпанка. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно предложенным эскизам

-Третьягруппа будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в технике декупаж. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно эскизу.

- Четвертая группа рукодельниц будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в технике сухое валяние. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно предложенным эскизам.

Подумайте и выберете, в какой из техник вам хотелось бы поработать, и пройдите к своим рабочим местам.

- Но прежде чем приступить к работе, проверьте, правильно ли организовано ваше рабочее место!? (Осанка, принадлежности, инструменты, материалы, приспособления).

- Каждая группа получает все необходимое для работы: яйца или их макеты, схемы орнаментов, инструменты, материалы и т.д.

2.4. Технология декорирования пасхального яйца (работа в группах по инструкционно – технологическим картам). Текущий инструктаж (правила ТБ и БТ).

- Выполняя декорирование яиц, мы будем использовать одинаковые инструкционные карты, но каждая группа будет работать в своей технике.

III. Вводный инструктаж.

3.1. Демонстрация приёмов и этапов декорирования пасхального сувенира (яйца).

(Демонстрация приёмов для всех групп на слайдах презентации).

3.2. Правила техники безопасности и безопасности труда при работе ножницами, иглой, булавками. Текущий инструктаж

- Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте вспомним о ТБ при работе с острыми и колющими предметами, иглами и другими инструментами. Выполняя работу, следите за своей осанкой, положением рук, организацией рабочего места (порядком на нём).

- Изготавливать свой пасхальный сувенир вам поможет инструкционно - технологическая карта.

(Демонстрирую этапы работы на большой инструкционно - технологической карте).

IV . Заключительный этап.

5.1 демонстрация готовых изделий, краткое описание замысла и результата.

5.2. Сообщение оценки работ учащихся.

- Выполняя работу, вы убедились, насколько она сложна и увлекательна, интересна и кропотлива и, тем не менее, все вы справились с ней. Надеюсь теперь вам понятно, почему наши бабушки и прабабушки начинали готовиться к Пасхе задолго до её празднования. Ведь одарить пасхальными сувенирами нужно всех родных и близких.

5.3. Домашнее задание.

- Дома вы можете продублировать работу и выполнить пасхальные сувениры для своих бабушек, родителей, друзей. Передавая традиции пасхального одаривания, христосования, мы сохраняем свою культуру, совершенствуемся нравственно и духовно.

V. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какой этап нашего занятия вам понравился больше всего и почему?

- Действительно, наше сегодняшнее занятие пробудило в сердцах и душе нашей радость и свет весеннего праздника Пасхи. И сегодняшний урок хотелось бы завершить отрывком из стихотворения «Светлое Воскресение».

Ликуя, вся природа Бога славит,

Весна вновь разбудила всё вокруг,

И даже солнышко лучистое играет,

А пенье птиц ласкает чуткий слух!

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес!

Будьте счастливы, живые!

Радуйтесь! Христос Воскрес!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Декорирование пасхальных яиц - как способ изготовления подарка» Цели урока: образовательная: Сформировать представление о истории праздника Пасхи, сформировать умения декорировать пасхальные подарки-сувениры различными способами; совершенствовать навыки и умения при выполнении работы по инструкционным картам; воспитательная: совершенствовать духовно-нравственное воспитание школьниц на том наследии, традициях, которые сохранили наши предки; рзвивающая: продолжить формирование эстетического и художественного вкуса, культуры, терпеливости, внимательности и точности в выполнении работы. Тип урока: комбинированный. Методы проведения занятия: Беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем преподавателя в группах по технологическим и инструкционным картам. Объект труда: Пасхальный сувенир (яйцо). Межпредметные связи: история – обрядовые праздники Руси; изобразительное искусство – орнамент, композиция, цветовое решение в изделии; математика – понятие симметрии и асимметрии; МХК – исторически сложившееся название пасхальных яиц, в зависимости от способа декорирования («драпанки », «писанки», «крапанки»). Материально-техническое оснащение (оборудование занятия): 1. Оборудование, инструменты и приспособления учебной мастерской (шило, кисти, иглы для валяния сваленные заготовки пасхальных сувениров (яйца)). 2. Образцы готовых изделий; инструкционно-технологические карты по выполнению декора пасхального яйца. 3. Презентация. Литература для учителя: 1. Программа трудового обучения (Технология 5-7 кл.). – М.: Просвещение 2001г. под ред. В.Д. Симоненко и Ю. Л. Хотунцева. 2. В. Д. Симоненко Технология 5 кл. – М.: Вентана-Граф – 2005г. (вариант для девочек) – 176 с. 3. Православная энциклопедия домоводства. – М.: /340 с./. 4.О. М. Потановская «самые главные праздники» (Сценарии утренников и конспекты занятий). 5. Л.П. Ляховская Календарь славянской жизни и трапезы (праздники, обычаи, обряды, кухня). – М.: Издательский дом МСП – 1997г. с. 170-190.
0 ₽
Структура регулятивных умений такова: Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: • целеполагание - что известно и неизвестно; • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; • коррекция; • оценка; • саморегуляция.
0 ₽