УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Декорирование пасхальных яиц - как способ изготовления подарка»
Цели урока:
образовательная: Сформировать представление о истории праздника Пасхи, сформировать умения декорировать пасхальные подарки-сувениры различными способами; совершенствовать навыки и умения при выполнении работы по инструкционным картам;
воспитательная: совершенствовать духовно-нравственное воспитание школьниц на том наследии, традициях, которые сохранили наши предки;
рзвивающая: продолжить формирование эстетического и художественного вкуса, культуры, терпеливости, внимательности и точности в выполнении работы.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия: Беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем преподавателя в группах по технологическим и инструкционным картам.
Объект труда: Пасхальный сувенир (яйцо).
Межпредметные связи:
история – обрядовые праздники Руси;
изобразительное искусство – орнамент, композиция, цветовое решение в изделии;
математика – понятие симметрии и асимметрии;
МХК – исторически сложившееся название пасхальных яиц, в зависимости от способа декорирования («драпанки », «писанки», «крапанки»).
Материально-техническое оснащение (оборудование занятия):
1. Оборудование, инструменты и приспособления учебной мастерской (шило, кисти, иглы для валяния сваленные заготовки пасхальных сувениров (яйца)).
2. Образцы готовых изделий; инструкционно-технологические карты по выполнению декора пасхального яйца.
3. Презентация.
Литература для учителя:
1. Программа трудового обучения (Технология 5-7 кл.). – М.: Просвещение 2001г. под ред. В.Д. Симоненко и Ю. Л. Хотунцева.
2. В. Д. Симоненко Технология 5 кл. – М.: Вентана-Граф – 2005г. (вариант для девочек) – 176 с.
3. Православная энциклопедия домоводства. – М.: /340 с./.
4.О. М. Потановская «самые главные праздники» (Сценарии утренников и конспекты занятий).
5. Л.П. Ляховская Календарь славянской жизни и трапезы (праздники, обычаи, обряды, кухня). – М.: Издательский дом МСП – 1997г. с. 170-190.
Ход урока
I. Организационная часть.
1.1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Я хотела бы начать урок с прослушивания необычной, удивительной мелодии. (Праздничный колокольный перезвон).
– Что вы услышали?
(Ответы детей ) (СЛАЙД 1 )
Предлагаю вам высказать гипотезы о том, когда и где можно услышать этот звон.
- Какой церковный праздник мы будем отмечать в ближайшее время? (Ответы детей )( СЛАЙД 2 )
Мы часто сейчас по праздникам слышим, как звучат колокола в храме, говорим о праздниках, обрядах, обычаях.
- Кто из вас знает, может сказать, что это за праздник ПАСХА?
(Ответы детей) ( СЛАЙД 3 )
Самый главный праздник всех верующих людей на Руси была и остается Пасха, которая приходилась на весну. Уже первые христиане называли Пасху Праздником всех праздников и Торжеством всех торжеств. ( СЛАЙД 4)
Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья. Это центральное событие в духовной жизни христианства, всегда отмечается с огромным торжеством и радостью.
( СЛАЙД 5)
1.2. Тема. Цели и задачи занятия.
- А как принято встречать любой праздник? Что мы ждём от праздника? (Ответы детей радости, поздравлений, подарков и т. д)( СЛАЙД 6)
- Совершенно верно, поздравлений, искренних и тёплых, подарков, незабываемых, дорогих, а самый дорогой подарок тот, который сделан своими руками (СЛАЙД 6)
- Как вы и ваши близкие готовятся к празднику?(Ответы детей)
- Что принято делать на праздник? (Ответы детей) (СЛАЙД 7)
Люди обмениваются на пасху красными яйцами, говоря «Христос Воскресе!».
Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола.
- Кто из вас догадался, и может назвать тему урока?
Верно, мы познакомимся с искусством украшения пасхальных яиц. Вы сможете проявить свою фантазию, творчество, оформив собственные изделия, которые станут хорошим подарком вашим родным и близким.
- Цель нашего сегодняшнего занятия - научиться делать своими руками пасхальные сувениры; познакомиться с основными способами декорирования пасхальных яиц; закрепить умения и навыки выполнения способов декорирования яиц.
II. Изложение нового материала.
2.1. Яйца – символ праздника (подарок Тиверию). Традиции пасхального целования – христосование.
Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола.
-Кто- то может рассказать предание о первом красном яйце? (ответы детей)(СЛАЙД 11)
И так послушаем это предание (включается запись «подарок Тиверию»).
- Традиция дарения яиц стала самой распространённой во всех странах, где исповедуется христианство: в России и Сирии, в Армении и Палестине, в Грузии и Греции. Изготавливались пасхальные яйца из самых разнообразных материалов: из стекла и хрусталя с резьбой, из драгоценных металлов и камней, костяные и деревянные, из фарфора, и даже шитые бисером и шёлком, папье-маше и вязаные. Яйца натуральные – куриные, утиные, гусиные и даже голубиные. Все они были удивительны и неповторимы.
Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. (СЛАЙД13)
Для наших предков яйцо служило символомжизни.Внемхранитсязародышсолнечнойптицы–Петуха,будившегоутро. (СЛАЙД 14)
2.2. Различные технологии украшения пасхальных яиц («шкрябанки», «писанки», «крашенки», «малёвки», «крапанки», «мазанки»). Художественное оформление, цветовая гамма, отделка пасхальных яиц. (СЛАЙД 14)
- Обычай приготовления (окрашивания) пасхальных яиц является очень древним. Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами.
- Все пасхальные сувениры изготавливались в определённой технике, в зависимости от технологии украшения пасхальные яйца получили свои названия: (Демонстрирую разнообразные орнаменты на пасхальных яйцах).
- Яйца, окрашенные в один цвет, назывались–крашенками. (СЛАЙД 15)
- Если на общем цветном фоне обозначалисьпятна,полоски,крапинкидругогоцвета—этобылакрапанка. (СЛАЙД 16)
- Драпанки–красятвтемныйцветиузорнаскорлупунаносятострымпредметом. (СЛАЙД 17)
- А ещё были писанки. Это самый сложный способ раскрашиванияяиц.Насыромхолодномяйцевыводятузорыгорячимвоскомприпомощистальногопёрышка.Затемяичкопомещаютвкраскунужногоцвета(СЛАЙД 18)
-Ленивки.Да,именнотак,отслова«лень»,называютпоявившийсялет 15 назадинновационныйноводелкоторыймысейчасиприменяемчащевсегонаПасху.Имеетсяввидутермоусадочнаяпленкаснарисованныминанейсюжетами. (СЛАЙД 19)
Освещенное пасхальноеяйцоклализабожницуизатемпонеобходимостидавалибольным,сегопомощьютушилипожары,начиналисев,спасалискототпадежа. (СЛАЙД 20)
Сложившаяся в России традиция краситьяйца,«родила»множествопроизведенийискусстваиздерева,стекла,глины,драгоценныхметалловикамней. (СЛАЙД 21 )
Так как яйцо предмет очень хрупкийискоропортящийсясдавнихпорегостализаменятьнарасписные,деревянныеяйца. (СЛАЙД 12)
Мы тоже постараемся сделать пасхальныеяйца,которыесмогутхранитьсянеодингодисвоейкрасотойрадоватьвсехвэтотсветлыйпраздник.
2.3. Выполнение декора пасхального яйца в разных техниках (разработка эскиза пасхального сувенира). Самостоятельная работа учащихся: По заданию учителя, согласно предложенным схемам, выполнить декор пасхального сувенира.
Работа в парах с карточкой заданием: посовещайтесь и постарайтесь вспомнить название техник, в зависимости от технологии украшения пасхальные яйца?
Самопроверка
С давних времен кроме основных техник непосредственно окрашивания пасхальных яиц стало модно и удобно использовать для подарков-сувениров различные техники декоративно – прикладного искусства
- Иконописцы Оружейной палаты и монахи Троице - Сергиевского монастыря вытачивали яйца из дерева и украшали их миниатюрами с христианскими сюжетами.
- Существовали специальные мастерские, в которых бантовщицы изготавливали для пасхальных яиц ленты с бантами и розетками.
- Яйца были вышитые, низанные бисером, вязанные спицами или крючком, покрытые воском, в который по рисунку вдавлен разноцветный бисер – каких только не было
Согласитесь, как прекрасно и трогательно получить от родного человека не купленный в ближайшем магазине сувенир, а вещицу, сделанную его руками – подарок, в который вложили частичку души. И ведь это сделать не так сложно, только необходимо запастись терпением, вниманием и усердием.
- Сегодня на нашем занятии мы с вами выполним декорирование пасхальных сувениров /яиц/. Декор яиц будем выполнять по группам,
Самостоятельная работа учащихся «Разработка эскиза декора пасхального яйца».
- Первая группа рукодельниц будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в техникекрапанка. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно предложенным эскизам
- Вторая группа рукодельниц будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в технике драпанка. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно предложенным эскизам
-Третьягруппа будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в технике декупаж. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно эскизу.
- Четвертая группа рукодельниц будет выполнять декорирование (оформление) сувениров в технике сухое валяние. Работу будем выполнять по инструкционно - технологическим картам, согласно предложенным эскизам.
Подумайте и выберете, в какой из техник вам хотелось бы поработать, и пройдите к своим рабочим местам.
- Но прежде чем приступить к работе, проверьте, правильно ли организовано ваше рабочее место!? (Осанка, принадлежности, инструменты, материалы, приспособления).
- Каждая группа получает все необходимое для работы: яйца или их макеты, схемы орнаментов, инструменты, материалы и т.д.
2.4. Технология декорирования пасхального яйца (работа в группах по инструкционно – технологическим картам). Текущий инструктаж (правила ТБ и БТ).
- Выполняя декорирование яиц, мы будем использовать одинаковые инструкционные карты, но каждая группа будет работать в своей технике.
III. Вводный инструктаж.
3.1. Демонстрация приёмов и этапов декорирования пасхального сувенира (яйца).
(Демонстрация приёмов для всех групп на слайдах презентации).
3.2. Правила техники безопасности и безопасности труда при работе ножницами, иглой, булавками. Текущий инструктаж
- Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте вспомним о ТБ при работе с острыми и колющими предметами, иглами и другими инструментами. Выполняя работу, следите за своей осанкой, положением рук, организацией рабочего места (порядком на нём).
- Изготавливать свой пасхальный сувенир вам поможет инструкционно - технологическая карта.
(Демонстрирую этапы работы на большой инструкционно - технологической карте).
IV . Заключительный этап.
5.1 демонстрация готовых изделий, краткое описание замысла и результата.
5.2. Сообщение оценки работ учащихся.
- Выполняя работу, вы убедились, насколько она сложна и увлекательна, интересна и кропотлива и, тем не менее, все вы справились с ней. Надеюсь теперь вам понятно, почему наши бабушки и прабабушки начинали готовиться к Пасхе задолго до её празднования. Ведь одарить пасхальными сувенирами нужно всех родных и близких.
5.3. Домашнее задание.
- Дома вы можете продублировать работу и выполнить пасхальные сувениры для своих бабушек, родителей, друзей. Передавая традиции пасхального одаривания, христосования, мы сохраняем свою культуру, совершенствуемся нравственно и духовно.
V. Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какой этап нашего занятия вам понравился больше всего и почему?
- Действительно, наше сегодняшнее занятие пробудило в сердцах и душе нашей радость и свет весеннего праздника Пасхи. И сегодняшний урок хотелось бы завершить отрывком из стихотворения «Светлое Воскресение».
Ликуя, вся природа Бога славит,
Весна вновь разбудила всё вокруг,
И даже солнышко лучистое играет,
А пенье птиц ласкает чуткий слух!
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес!
Будьте счастливы, живые!
Радуйтесь! Христос Воскрес!