Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Фортепианное творчество М.И. Глинки

Фортепианное творчество М.И. Глинки

М.И. Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». В этом определении заключен глубокий смысл. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения.

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательной учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №9» г. Курска

Доклад

«Фортепианное творчество М.И. Глинки»

Подготовила

Преподаватель фортепиано ДШИ №9

Конорева Светлана Владимировна

Курск, 2024

М.И. Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». В этом определении заключен глубокий смысл. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре.

Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения.

Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души – в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе и любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, и эпиграфом к ней можно было бы поставить знаменитые пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».

Трудно переоценить историческое значение фортепианного творчества Глинки. Его музыка, полная кантилены, пластики, изящества, поэтического обаяния, выдвинувшая автора в первые ряды европейских мастеров, позволяет считать Глинку основоположником русской пианистической школы.

Сочинения Глинки, несомненно, свидетельствуют о самобытном, самостоятельном, творческом поиске композитора, оказавшем впоследствии влияние на формирование фортепианного стиля целой плеяды композиторов. В историю русского фортепианного искусства Глинка вошел как представитель раннеромантической фильдовской школы, сформировавшейся в условиях русской художественной традиции и русского быта. Одним из пианистов, оказавшим влияние на композитора, был Джон Фильд, у которого Глинка взял несколько уроков. Он очень поэтично описывает игру Фильда: «пальцы рассыпались жемчугом по бархату». В историю музыки Фильд вошел как создатель романтического жанра – ноктюрна. И в этом жанре в 1839 году сочинен Глинкой ноктюрн «Разлука». Эту лирическую пьесу он написал для своей сестры Елизаветы Ивановны.

В ноктюрне прекрасно реализовано фортепианная кантилена, а мелодический склад его близок к русскому бытовому романсу.

Интересную страницу фортепианного наследия композитора представляют его фуги. В этой области творчества композитор совмещает сложившиеся в западной музыке классические формы с русскими мелодическими чертами и народно-песенными принципами. Лучшим полифоническим произведением Глинки считается фуга ля-минор – первый в русской фортепианной музыке выдающийся образец фуги. Ей присуще сходство со сферой романсовой лирики и благодаря этому она отличается доступностью для юных музыкантов.

Принято считать, что Глинкой создано около 50 произведений для фортепиано. Однако последние исследования позволяют утверждать, что им создано свыше 70 произведений. Небезынтересно то, что некоторые оркестровые и вокальные сочинения Глинки родились из фортепианных пьес. Так известный «Вальс-фантазия» был первоначально создан для рояля. Фортепианная пьеса «Молитва» была переработана в крупное произведение на слова Лермонтова для голоса, хора и оркестра. Глинка преобразовывал и свои вокальные сочинения в фортепианные пьесы. Таковы «Финская песня», «Болеро» и др.

Фортепианные сочинения Глинки отличаются разнообразием форм и жанров. Среди них мы встречаем вариации, фуги, ноктюрны, танцевальные пьесы и др. Большинство миниатюр Глинки написано без расчета на виртуозное исполнение. Это в основном пьесы лирического характера, раскрывающие мир сокровенных чувств. Главное место отведено мелодии. Сопровождение отличается прозрачной фактурой. Все очень продумано, изящно, просто. Каждый звук логически оправдан. И это роднит Глинку с Шопеном.

Центральное место в его фортепианном наследии занимают вариационные циклы, в которых с особой полнотой проявляются все лучшие стороны пианизма Глинки, в том числе – редкое изящество его филигранной игры. Технические принципы, унаследованные им от Фильда основывались преимущественно на пальцевой беглости, точности, «отчетливости» (любимое выражение Глинки). Неизменным и атрибутами пианистического стиля были гаммообразные пассажи, сложные пассажи в ломаном движении, двойные ноты, репетиции, тонко разработанные мелизмы.

Одно из самых значительных мест в фортепианном творчестве композитора занимал жанр вариации, который привлекал внимание Глинки на протяжении почти четверти века его музыкальной деятельности. Глинкой написано более 10 произведений вариационной формы. Народ стал главным героем творчества Глинки, а народная песня – основа его музыки.

Кульминацией фортепианного творчества Глинки раннего периода по праву считаются известные Вариации на тему народной песни «Среди долины ровныя», написанные в 1826 году. Развитие этой темы, излюбленной в городском быту, у Глинки перекликается с его симфоническими произведениями тех лет, с поэтическим претворением знакомых ему трогательно-наивных, песенных интонаций русского городского быта.

Сочинение представляет собой сравнительно небольшую пьесу, состоящую из темы и 5 вариаций, различных по характеру. В каждой из них раскрыт самостоятельный художественный образ, дополняющий тему. Несмотря на лаконичность им свойственно яркое динамическое развитие, достигающее в отдельных кульминациях большой силы звучности. Вариации построены по принципу свободного мелодического развития основного материала. Между вариациями и темой устанавливаются внутренняя связь. Иначе говоря мелодия основной темы не проходит неизменно через все вариации, а видоизменяется в каждой из них.

Фортепианные сочинения Глинки известны гораздо меньше чем симфонические, оперные и вокальные – они относятся преимущественно к жанру миниатюры, но их достоинства и значение для русской музыки неоценимы. Они рождались как естественный отклик на художественную атмосферу окружающей среды. Жизнь русских аристократических салонов и русских поместий начала 19 века была богата музыкальными впечатлениями. В этой обстановке и рождались фортепианные вальсы, польки, мазурки, контрдансы, ноктюрны Глинки.

Список использованных источников:

  1. Русская музыкальная литература / под ред. Э.Л. Фрида, изд. «Музыка», Ленинград, 1974 г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Актуальность методической разработки заключается в расширении и обновлении педагогических приемов и репертуара на раннем этапе обучения и развитии музыкального мышления обучающихся. Главная цель методической разработки – увлечь ребенка музыкой, приобщить его к творчеству. Необходимо, чтобы каждый урок служил развитию творческой инициативы ученика, доставляя удовольствие. Только в этом случае мы можем ждать хороших результатов.
0 ₽
Развитие музыкального мышления обучающихся, раскрытие совместно с солистом музыкально-художественного замысла произведений. Умение транспонировать и подбирать аккомпанемент. Предмет «Концертмейстерский класс» является составной частью музыкального образования учащихся и имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия в концертмейстерском классе позволяют значительно расширить репертуарные рамки пианиста.
0 ₽
М.И. Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». В этом определении заключен глубокий смысл. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения.
0 ₽