Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Работа в концертмейстерском классе

Работа в концертмейстерском классе

Развитие музыкального мышления обучающихся, раскрытие совместно с солистом музыкально-художественного замысла произведений. Умение транспонировать и подбирать аккомпанемент. Предмет «Концертмейстерский класс» является составной частью музыкального образования учащихся и имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия в концертмейстерском классе позволяют значительно расширить репертуарные рамки пианиста.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №9» г. Курска

Конспект открытого урока

Тема урока: «Работа в концертмейстерском классе»

подготовила

преподаватель фортепиано ДШИ №9

Конорева Светлана Владимировна

Курск - 2024 г.

Предмет «Концертмейстерский класс» является составной частью музыкального образования учащихся и имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия в концертмейстерском классе позволяют значительно расширить репертуарные рамки пианиста. На уроках по концклассу учащиеся знакомятся с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной вокальной музыки, различными музыкальными инструментами, спецификой их звучания, техническими возможностями и особенностями.

Навыки, приобретенные на занятиях по концклассу могут пригодиться в повседневной музыкальной практике как музыканту-профессионалу так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования особенно востребовано в настоящее время.

Какие музыкальные интересы предусматривает этот предмет?

Во-первых, это накопление музыкальных впечатлений, слушание музыкальных примеров разных жанров в исполнении вокалистов в аудио и видеозаписи;

- анализ и обсуждение полученных впечатлений;

- знакомство с творчеством композиторов и историей создания того или иного сочинения для понимания стиля и специфики жанра.

В рабочий процесс входит несколько этапов:

- разбор партии солиста и партии аккомпанемента, характер, образ;

- определение формы произведения, тонального и гармонического плана, фразировка, кульминация;

- применение аппликатурных навыков, педали;

- умение слушать солиста;

- умение транспонировать произведение на m2, Б2 вверх и вниз;

- умение подбирать простой аккомпанемент;

- умение петь мелодию под собственный аккомпанемент.

Успех работы в концертмейстерском классе во многом зависит от удачно выбранной программы. Подбор учебного материала следует осуществлять с учетом технических возможностей ученика, а также с учетом постепенного усложнения фактуры фортепианного сопровождения.

Слово «концертмейстер» состоит из двух слов: «концерт» и «мастер» (в переводе с немецкого meister-мастер). Имеет два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Концертмейстером также называют музыканта исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера – общая музыкальная одаренность. Она предполагает наличие музыкального слуха, чувство ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Работа концертмейстера – это нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. Следовательно, концертмейстер – это не просто музыкант, но и организатор, педагог, психолог.

Менуэт (фр.Menuet) – старинный французский бальный танец, состоит из поклонов, реверансов, маленьких шагов, изящных поз.

(Жан-Батист Векерлен «Менуэт Экзоде» - французский композитор, библиотекарь, музыковед-фольклорист, педагог и хормейстер.

Композиторское наследие Векерлена включает в себя прежде всего некоторое количество опер, преимущественно комических. Наибольшую известность принесли ему обработки и переложения французских народных песен, собранных в издании «Пастушеские напевы, романсы и песни XVIII века».

Андре Жозеф Экзоде – французский придворный музыкант-скрипач и композитор эпохи барокко. Благодаря музыкальной одаренности и мастерству Экзоде был в числе ведущих музыкантов Франции того времени.

Наибольшую известность Экзоде принесло сочинение влиятельного менуэта, носящего его имени. Одним из первых ввел в сонату романс. Мелодию этого менуэта использовали многие музыканты в своих произведениях. Менуэт звучит в финале скрипичной сонаты №1 сочинение 2. Эта мелодия полюбилась современникам и Жан Батист Векерлен решил сделать обработку в следствие чего получился замечательный романс пасторального жанра.

Пастораль (от лат.Pastoralis – пастушеский) - разножанровые произведения литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII вв., связанные с пастушеской тематикой.

Менуэт рисует картину безмятежной природы: чистый пруд, легкое дуновение ветерка, свежая зелень. За этим явлением наблюдает человек и он счастлив, что находится в окружении такой природы.

Менуэт имеет трехчастную форму, светлое звучание, мягкую напевность. В ее основе лежит принцип чередования главной неизменяемой темы – припева и дважды повторенного запева. Запев начинается с тональности (ученик- G-dur) и заканчивается в тональности доминанты (D-dur). Припев возвращает нас в начальную тональность G-dur. Начинается произведение с четырехтактового вступления. Оно настраивает на характер произведения и тональность Соль-мажор. Фактура аккомпанемента гомофонно-гармоническая.

Гомофонно-гармонический склад – это склад, при котором один из голосов – мелодия играет главенствующую роль, а остальные – подчиненную. Подобный тип музыкальной фактуры обычно противопостявляют полифоническому, где каждый голос имеет самостоятельное значение. Тема менуэта очень изыскана и разнообразна. Здесь показано как бы два образа – юноши и девушки, которые на фоне танца-менуэта общаются между собой. Первая фраза припева – образ юноши. Мелодия светлая, но строгая излагается восьмыми, четверными, половинами длительности, начинается и заканчивается тоникой. Вторая фраза припева – образ девушки. Мелодия светлая, трепетная, волнообразная, излагается мелкими восьмыми. Каждый такт начинается с вводной седьмой ступени в тональностьG-dur. Заканчивается на доминанте, которая разрешается в тонику.

Весь припев написан в G-dur в запеве происходит смена тональностиe-moll. В конце третьего такта идет модуляция в тональность доминанты - D-dur. Отклонение и модуляция нам показывают образ ветерка, который набежал на прудок, а потом стих. Заканчивается припевG-dur. Припев содержит аккорды тоника, субдоминанта, доминанта, D7. Вторая фраза припева заканчивается полной коденцией II6 - K64- D7-T.

Темп Аллегро нон троппо (не слишком скоро) исполняется в умеренном темпе, т.к. менуэт грациозный танец, но не быстрый. Это произведение имеет не только черты танцевальности, но и песенности. Поэтому автор использует отклонение от темпа.

Начало каждой фразы начинается с piano, потом постепенно усиливается звучание на крещендо и в конце фразы опять уходим на piano.

Динамические оттенки соответствуют образу произведения- легкому светлому, радостному. Музыка и текст помогают раскрыть содержание произведения. Фразировка зависит от строения музыкального и поэтического текста, которые находятся в идеальной гармонии. Кульминация произведения будет в запеве, т.к. здесь идет смена образа от спокойного к более взволнованному.

Педализация.

Работая в классе необходимо обратить внимание на навык транспонирования, т.к. не всегда данная в нотах тональность подходит солисту. Надо уметь транспонировать на м2-Б2 вверх и вниз.

Транспонируем менуэт на Б2 вниз, в Фа мажор, сначала мелодию, затем аккомпанемент (сначала играем гамму Фа мажор, трезвучия, главные трезвучия).

Главная цель работы в концертмейстерском классе – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения.

Прослушать в аудиозаписи.

Менуэт Экзоде актуален по сей день. Поскольку произведение Векерлена старинного композитора, а исполняем его в XXI веке, то и звучать оно должно в духе нашего века. Наш век стремителен. У нас иные скорости, поэтому мы представляем менуэт более динамично.

Г.А. Струве «Приветливая улица»

Георгий Александрович Струве – композитор, хормейстер, дирижер, педагог, общественный деятель, народный артист РСФСР, создатель уникальной системы массового обучения детей музыке и хоровому пению, ученик Д. Кабалевского.

Прослушивание аудиозаписи с целью ознакомления и нового впечатления.

Песня «Приветливая улица» написана в тональности а-moll, состоит из вступления, запева и припева.

Особенность вступления – нисходящие секвенции. В аккомпанементе синкопированный ритм, в припеве проходит дублирование вокальной партии. Необходимо сыграть ее выразительно, обратить внимание на аппликатуру.

Ученику необходимо научиться петь мелодию или песню под собственный аккомпанемент.

Григорий Федорович Пономаренко «Подари мне платок» на стихи Маргариты Агашиной.

Григорий Федорович Пономаренко - советский российский композиторбаянистНародный артист СССР. Песни Пономаренко считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны.

Подбираем аккомпанемент в a-moll и e-moll.

Список использованной литературы:

1. Алексеева А. Методика обучения игре на фортепиано, третье издание, Москва, 1978 г.

2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано, изд. «Просвещение» г. Москва, 1984 г.

3. Шендерович Е. В концертмейстерском классе, изд. «Музыка», 1996 г.

7


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Актуальность методической разработки заключается в расширении и обновлении педагогических приемов и репертуара на раннем этапе обучения и развитии музыкального мышления обучающихся. Главная цель методической разработки – увлечь ребенка музыкой, приобщить его к творчеству. Необходимо, чтобы каждый урок служил развитию творческой инициативы ученика, доставляя удовольствие. Только в этом случае мы можем ждать хороших результатов.
0 ₽
Развитие музыкального мышления обучающихся, раскрытие совместно с солистом музыкально-художественного замысла произведений. Умение транспонировать и подбирать аккомпанемент. Предмет «Концертмейстерский класс» является составной частью музыкального образования учащихся и имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия в концертмейстерском классе позволяют значительно расширить репертуарные рамки пианиста.
0 ₽
М.И. Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». В этом определении заключен глубокий смысл. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. С этого времени русская музыка заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Музыка Глинки производит на нас то же впечатление, что и стихи Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием мысли и мудрой ясностью выражения.
0 ₽