Контрольно измерительный материал для проведения итоговой аттестации по родной (русской) литературе в 6 классе.
Учитель: Попова О.В.
Спецификация по родной (русской) литературе в 6 классе.
1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по родной (русской) литературе учащихся 6 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.Нормативно- правовая база.
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации"
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»-СанПиН 2.4.2821-10.
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
3.Характеристика структуры и содержания работы.
КИМ состоит из трёх частей.
Часть А. состоит из 7 вопросов, предполагающих выбор варианта ответа.
Часть В. представляет собой 1 задание с самостоятельным выбором ответа.
Часть С. Мини-сочинение.
4.Проверяемые элементы содержания.
«Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговой контрольной работе по родной (русской) литературе»
Код контролируемого элемента. | Элементы содержания, проверяемые в ходе итогового контроля |
1 | Теоретико-литературные понятия |
1.1 | Литературные роды: эпос, лирика, драма |
1.2 | Литературные жанры: роман, повесть, рассказ, басня, ода, элегия. |
1.3 | Форма и содержание литературного произведения: завязка, кульминация, фабула, сюжет, пролог, эпилог. |
1.5 | Язык художественного произведения. Средства художественной вырази- тельности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и др. |
2. | Из русской литературы XIX в. |
2.1 | Творчество А.С. Пушкина. |
2.2 | Творчество Н.Г.Гарин-Михайловского. |
3 | Из русской литературы ХХ в. |
3.1 | Творчество А.Гайдара, А.Г.Алексина, В.К.Железникова. |
4 | Литература писателей Дона |
4.1. | Творчество М.А.Шолохова, В.Закруткина. |
Проверяемые умения.
«Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательную программу 6 класса по родной (русской) литературе».
Код требования | Умения, проверяемые заданиями контрольной работы |
1.1 | воспринимать и анализировать художественный текст; |
1.2 | определять жанр фольклорного произведения; |
1.1 | определять род и жанр литературного произведения; |
2.1 | определять тему, основную мысль произведения; |
2.2 | характеризовать героев рассказа, оценивать систему персонажей |
2.3 | Выделять в произведениях элементы художественной формы |
2.4 | Анализировать литературные произведения разных жанров |
2.5 | Выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий. |
3.1 | По портрету героя определять автора и название рассказа |
3.2 | Соотносить авторов и произведение |
4.1. | Выражать личностное отношение к художественному произведению |
4.2 | Высказывать своё мнение, писать сочинение- отзыв. |
6.Распределение заданий КИМ по уровням сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 8 | 8 | 57 |
Повышенный | 1 | 6 | 43 |
Высокий | - | - | - |
Итого | 9 | 14 | 100 |
7.Необходимое количество вариантов КИМ
Итоговая работа представлена в одном варианте.
Время выполнения и условия проведения работы.Время выполнения работы – 20 минут.
Дополнительное оборудование не требуется.
9.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Правильность выполнения каждого задания части А. (1-7 вопросы),
части В. 1 задание оценивается 1 баллом, максимальная оценка 8 баллов,
части С. до 6 баллов (в зависимости от объема и глубины раскрытия заданной темы). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания работы – 14.
Часть С.:
- соответствие теме и вопросу - 1
- связность и последовательность изложения ,точность и выразительность речи - 1
- соблюдение орфографических - 2, грамматических — 1, пунктуационных норм – 1 - всего – 6 баллов
Критерии оценивания ответа к заданию С1 | Балл |
1. Содержание ответа (сочинение) Работа соответствует теме и заданию. Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания. | 1 0 |
2. Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения. Точность и выразительность речи. Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи. | 1 0 |
3. Грамотность. Соблюдены орфографические нормы. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет). Пунктуационных ошибок нет Допущено более 2 пунктуационных ошибок . | 2 0 1 1 0 |
Максимальное количество баллов за часть С |
6 |
За выполнение контрольной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За выполнение контрольной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 6 баллов
(от 0 до 6) за выполнение всейработы.
Отметка «3» выставляется от 7 до 9 баллов за выполнение всей работы.
Отметка «4» выставляется от 10 до 12 баллов за выполнение всей работы.
Отметка «5» выставляется от 13 до 14 за выполнение всейработы.
План варианта КИМ
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа; В – задания с кратким ответом; С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания : Б – базовый; П- повышенный.
№ | Код и наименование раздела | Код и наименование контролируемого элемента содержания | Код и наименование контролируемого умения | Уровень сложности задания | Максималь- ный балл за выполнение задания |
1 | 1 | 1.1 Литературные роды и жанры | Умения определять понятия род и жанр | Б | 1 |
2 | 1 | 1.5 Язык художественного произведения. | Умение находить в тексте литературные тропы | Б | 1 |
3 | 1 | 1.2Литературные роды и жанры | Умение определять в тексте жанр произведения | Б | 1 |
4 | 1 | 1.3Форма и содержание литературного произведения: сюжет | Умение анализировать литературное произведение, определять сюжет, композицию и пр., их значение | Б | 1 |
5 | 2 | 5.Из русской литературы 2.1. А.С.Пушкин 2.2. Н.Г. Г-Михайловский | Проверяет знание текстов литературы 19 века, знание автора произведения 19 века | Б | 1 |
6 | 3 | 3.1 Из литературы 20 века. А.Гайдар, А.Алексин, В.Железников | Проверяет знание текстов литературы 20 века, знание автора произведения 20 века | Б | 1 |
7 | 4 | 4.1. Литература Дона М.Шолохов В.Закруткин | Б П | 1 6 |
Контрольная работа по родной (русской) литературе для 6 класса.
Часть А.
А1. Укажите жанр произведения А.С.Пушкина «Выстрел»:
а) Рассказ.
б) Роман.
в) Повесть.
А2. Почему Иванова из повести Н.Г.Гарин-Михайловского «Детство Темы» исключили из гимназии?
1)не сдал экзамены;
2) прогуливал занятия;
3) отказался выдать одноклассника:
4) воткнул иголку в стул учителя.
А3. Где у команды Тимура из повести А.Гайдара «Тимур и его команда» был штаб?
а) в доме Тимура;
б)в школе;
в) в старом сарае.
А4. Кому помогала команда Тимура?
а) тем, кто нуждался в помощи;
б) тем, кто жил по соседству;
в) тем семьям, у кого кто-то служил в армии.
А5.Что коллекционировал дедушка Лены из повести В.Железникова «Чучело»?:
А) книги;
Б) посуду;
В) картины.
А6. Что подарил дедушка Лены из повести «Чучело» городу?:
А) дом;
Б) картины;
В) дом и коллекцию картин.
А7. В диалоге сына и матери из рассказа А.Г.Алексина «Самый счастливый день»:
— Звонили, наверно, раз двадцать!
— Сколько? — переспросила мама.
— Раз тридцать, — ответил я —
используется:
а) ирония;
б) гипербола;
в) гротеск.
Часть В.
В1.Почему Трофим главный герой рассказа М.Шолохова «Жеребенок» сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? Дайте развернутый ответ.
Часть С.
Прочитайте отрывок из рассказа В.Закруткина «Подсолнух» и напишите мини-сочинение, опираясь на предложенные вопросы.
«…Несмотря ни на что растение выросло, уцелело, превратилось в могучий подсолнух с крепким одеревеневшим стеблем.
Но шел по степи тихим безветренным утром паренек, подошел поближе, срезал корзинку и, полузгивая семечки, пошел дальше. Один из пастухов бросился к прохожему, чтобы ударить его, но Отец остановил пастуха…»
- Почему Отец остановил пастуха, не стал трогать прохожего?
- Жалко ли ему, что подсолнух сорвал чужой человек?
- Какие качества характера отца раскрываются в этом поступке?