Контрольно измерительный материал для проведения итоговой аттестации по русскому языку в 6 классе.
Учитель: Попова О.В.
Спецификация по русскому языку в 6 классе
Назначение КИМ– оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскомуязыку учащихся 6 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Нормативно- правовая база
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4.Примерная программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»-СанПиН 2.4.2821-10.
Содержание итоговой работы определяет | Федеральный компонент государственного |
стандарта основного общего образования по | русскому языку |
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования .
Характеристика структуры и содержания работы
Итоговая работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Первая часть содержит 5 заданий с выбором ответа и кратким ответом. Вид деятельности: редактирование текста (элементы сжатия), извлечение заданной информации (главная мысль, стиль и тип речи).
Вторая часть содержит 7 заданий с выбором ответа, проверяющие элементы лингвистической и языковой компетенции. К каждому из заданий с выбором ответа 1 и 2 частей работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один
правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
части 3 даны задания, проверяющие орфографическую и пунктуационную грамотность, грамматические навыки и умения.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Процент | |||||
Макси- | максимального | ||||
№ | Часть | Тип заданий | Количество | мальный | первичного |
работы | заданий | первич- | балла для | ||
ный балл | каждой части | ||||
1 | Часть 1 | С выбором ответа, с | 5 | 10 | 42 |
кратким ответом | |||||
2 | Часть 2 | С выбором ответа | 7 | 7 | 29 |
3 | Часть 3 | Вставить пропущенные | 1 | 7 | 29 |
буквы и знаки препинания | |||||
Итого | 13 | 24 | 100 |
Проверяемые элементы содержания
1 | Фонетика. Звуки и буквы | ||
2 | Языковые нормы. Орфоэпические нормы | ||
3 | Морфемика и | словообразование. Словообразовательный анализ слова | |
4 | Грамматика. Морфология. Самостоятельные | части речи. | |
5 | Грамматика. Морфология. Морфологический анализ слова | ||
6 | Орфография. Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||
7 | Орфография. Парные звонкие и глухие согласные | ||
8 | Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и | ||
9 | Орфография. Правописание тся и ться в глаголах | ||
10 | Орфография. Правописание гласных Ы и И после Ц | ||
11 | Орфография. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
12 | Орфография. Правописание корней с чередованием | ||
13 | Орфография. Правописание приставок | ||
14 | Орфография. Ь после шипящих | ||
15 | Орфография. Правописание ъ и ь разделительных знаков | ||
11 | Грамматика. Синтаксис. Способы передачи чужой речи | ||
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом | осложненном предложении. Знаки | |
препинания в | сложном предложении | ||
13 | Речь. Анализ текста |
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;
умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.
Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности
Содержательные разделы | Число | Максимальный | Процент максимального |
заданий | первичный балл | первичного балла за задания | ||
данного блока содержания от | |||||
максимального первичного балла | |||||
за всю работу | |||||
Словообразование | 1 | 1 | 4 | ||
Лексика | 4 | 7 | 29 | ||
Фонетика | 1 | 1 | 4 | ||
Морфология | 1 | 1 | 4 | ||
Синтаксис | 1 | 1 | 4 | ||
Орфография | 1 | 4 | 17 | ||
Пунктуация | 1 | 3 | 13 | ||
Основная мысль текста | 1 | 2 | 8 | ||
Типы и стили речи | 1 | 1 | 4 | ||
Язык и речь | 1 | 3 | 13 | ||
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Таблица 3. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
Количест | Максимальный | Процент максимального | |
Уровень сложности заданий | во | первичный балл | первичного балла за всю |
заданий | работу, равного 24 | ||
Базовый | 12 | 22 | 91 |
Повышенный | 1 | 2 | 9 |
Высокий | – | – | – |
Итого | 13 | 24 | 100 |
Необходимое количество вариантов КИМ Итоговая работа представлена в одном варианте.
Время выполнения и условия проведения работы Время выполнения работы – 90 минут (2 урока). Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целомЧасть 1
За верное выполнение заданий 1.1 и 1.5 проверочной работы ученик получает по 2 балла
за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, – 10 баллов.
Часть 2
За верное выполнение заданий 2.1 – 2.7 проверочной работы ученик получает по 1
баллу за каждое задание.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, – 7 баллов.
Часть 3
Задание оценивается следующим образом:
орфография
правильно вставлены 20 букв – 4 балла; правильно вставлены от 19 до 17 букв – 3 балла;
правильно вставлены от 16 до 14 букв – 2 балла; правильно вставлены от 13 до 11 букв – 1 балл; вставлено менее 11 букв – 0 баллов.
правильно поставлены все знаки препинания – 3 балла; правильно поставлены 7 знаков препинания – 2 балла; правильно поставлены 5 знаков препинания – 1 балл; менее 5 знаков препинания – 0 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание части 3 – 7 баллов.
Максимальное кол-во баллов за три части – 24 балла Шкала перевода баллов в оценку
Кол-во баллов | 0 – 10 | 11 - 16 | 17 - 21 | 22 – | 24 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Кодификатор элементов содержания итоговой работы в 6 классе по русскому языку
Код | |||
Код | контроли- | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | |
раздела | руемого | ||
элемента | |||
1 | Фонетика | ||
1.1 | Звуки и буквы | ||
Лексика | |||
2 | 2.1 | Слово и его значение | |
2.2 | Синонимы | ||
3 | Морфемика и словообразование | ||
3.1 | Способы образования слов | ||
Морфология | |||
4 | 4.1 | Части речи, значение и употребление. |
Признаки изученных частей речи. | |||
4.2 | Имя числительное. Разряды числительных. | ||
4.3 | Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. | ||
4.4 | Глагол. Неопределенная форма глагола. | ||
5 | Синтаксис | ||
5.1 | Члены предложения | ||
6 | Орфография | ||
6.1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||
6.2 | Парные звонкие и глухие согласные | ||
6.3 | Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых | ||
и проверяемых ударением | |||
6.4 | Правописание тся и ться в глаголах | ||
6.5 | Правописание гласных Ы и И после Ц | ||
6.6 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
6.7 | Правописание корней с чередованием | ||
6.8 | Правописание приставок | ||
6.9 | Ь после шипящих |
6.9 | Правописание ъ и ь разделительных знаков | |||
Пунктуация | ||||
7.1 | Знаки препинания в простом предложении | |||
7 | 7.2 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | ||
7.3 | Знаки препинания в предложении с прямой речью | |||
7.4 | Знаки препинания в сложном предложении | |||
Речь | ||||
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей | ||||
8.1 | (научного, публицистического, делового), языка художественной | |||
8 | литературы | |||
8.2 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и | |||
композиционная целостность текста | ||||
8.3 | Средства связи предложений в тексте | |||
8.4 | Функционально-смысловые типы речи, их признаки | |||
9 | Языковые нормы | |||
9.1 | Орфоэпические нормы | |||
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 6 класса
Часть I
Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей.
Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. 8) Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.
1.1 Сформулируйте и запишите основную мысль этого текста?
1.2 Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9 ?
1.3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение №2)
1.4. В каком словаре закреплены нормы произношения слов? Номер верного ответа обведите кружком.
Этимологический словарь;
фразеологический словарь;
орфоэпический словарь;
орфографический словарь.
1.5. Дайте письменный ответ на вопрос «Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).
Часть II
каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) якорь;
2) земля;
3) уголь;
4) пояс.
2.2. Какое из перечисленных слов имеет значение«старинный и ценный»? 1) оригинальный;
2) антикварный;
3) устаревший;
4) необычный.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) разглядеть;
2) безделица;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?
С трудом двигаются усталые лошади.
Поезддвижется со скоростью 60 км. в час.
Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
Имдвижет чувство сострадания.
2.5. В каком предложении есть словосочетаниесуществительное+порядковоечислительное?
пять книг;
пятью товарищами;
пятый вагон;
лет пять.
2.6.
Укажите отрицательное местоимение
свой; 2)себя;
3)никто;
кто-то 2.7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Знание в юности – это мудрость в старости.
подлежащим;
сказуемым;
дополнением;
обстоятельством.
Часть III
Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания.
Счас…ливая невозр…тимая пора детс…ва! Как не любить как не леле…ть восп…минаний о ней? Восп…минания эти осв…жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела…ых насл…ждений.
Наб…гавшись досыта, сидиш…, бывало, на те(р,рр)а(сс,с)е за чайным столом на своем высоком кресл…це. Уже поз…но ты давно вып…л свою чашку чая с м…локом сон смыка…т глаза но не трога…ш…ся с места. Сидиш… и слуша…ш… зачарова…о стрекот ц…кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч…вы!
Какой это огромный и необ…ятный мир в котором мы ж…вем! И как хорошо что сущ…ствуют такие уд…вительные места! Где можно пр…даст…ся восп…минаниям где как будто слыш…ш… чей-то голос «Слушай и запоминай!»
(по Л. Толстому).