Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее основные адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат №5»
Групповое коррекционно – развивающее занятие с обучающимися 1 класса
Тема. «Автоматизация звука [ш] в предложениях на материале лексической темы «Весна».
Составила
учитель-логопед:
Боченина Ольга Сергеевна.
Хабаровск, 2024
Групповое коррекционно – развивающиеся логопедическое занятие с обучающимися 1 класса с системным
недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости.
Форма работы: групповая.
Логопедическая тема. «Автоматизация звука [ш] в предложениях».
Лексическая тема «Весна».
Цель: Формирование произносить звук ш в слогах, словах и предложениях, активизация словарного запаса на материале лексической темы «Весна».
Задачи:
Закреплять правильность артикуляции звука ш, уточнять произношение звука ш изолированно, в слогах, в словах, в предложениях. Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Повышать речевую активность, стимулировать использование при ответе полных предложений.
Развивать речевое дыхание, фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность рук. Развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
Воспитывать у детей наблюдательность, доброжелательное отношение, усидчивость.
Оборудование:
Зеркала, салфетки, мягкая игрушка мышка, артикуляционная гимнастика в картинках, контейнер с крупой, предметы: шишка, каштан, лягушка, машина, орех, катушка, муляжи луж, схемы для звукового анализа и синтеза, игрушки лягушки, обозначения звуков, пушинка, буквы - символы, компьютер, интерактивная доска, USBFlash.
Ход занятия:
Этап | Ресурсы, методы и средства | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Слайд №1. Правило. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в класс пришли гости. - Вспомним главное правило: Каждый день всегда, везде, Назанятиях в игре, Верно, четко говорим, Никогда мы не спешим. | Обучающиеся проговаривают правило. |
Подготовительный этап. 1. Мимические упражнения Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | Слайд №2. Изображены упражнения: а)«Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть. б)«Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать). в) «Апрель»: Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.) Гонит с речки лёд. (Нахмурить брови.) Баба снеговая горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.) Слайд №3. Презентация пальчиковой гимнастики. Слайд №4. Презентация с артикуляционной гимнастикой. | - Скажите пожалуйста, в какое время года так происходит? - Приготовили пальчики и повторяем за мной. Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) - К нам сегодня на занятие пришел мышонок Мыша. - Мышонок Мыша предлагает поиграть в игру весенний ветерок. - Ребята ветер весной бывает? Он какой? - Сядьте правильно, выпрямите спинки, плечи расправьте и расслабьте, при выдохе щеки не надуваем, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. «Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой». - Мышонку Мыше на нос села пушинка, попробуйте сдуть пушинку. Молодцы! - Для красивой речи, мы должны выполнить специальные упражнения для языка. Познакомим мышонка с гимнастикой для языка. - Сядьте правильно, спина ровно, ноги на полу, руки положите перед собой на парту, смотрим в зеркала и выполняем наши упражнения, после выполнения упражнения вытираем рот салфеткой. Я буду читать стихотворение, а вы должны отгадать название упражнения. 1. «Улыбка – Трубочка» Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок. 2. «Вкусное варенье». Мы сегодня ели 3. «Чашечка» Мы чаек горячий 4. «Качели.» Сделал дедушка качели, На качели внуки сели. Вверх – ух! Вниз – ух! У всех захватывает дух! - ну вот теперь наш язык готов к тому, чтобы правильно и красиво говорить. - Молодцы! | Весной Обучающиеся повторяют за педагогом Ветер. Теплый, прохладный. Обучающиеся выполняют. Обучающиеся сдувают пушинку на носу у Мыши. Обучающиеся выполняют упражнения:«Улыбка – Трубочка»,«Вкусное варенье», «Чашечка», «Качели.» |
3. Сообщение темы урока. | - Послушайте какой звук в этих словах встречается чаще Мышок Мыша? - Сегодня на занятии будем продолжать учиться правильно говорить звук ш в слогах, в словах, в предложениях. | звук ш | |
4. Изучение нового материала. Уточнение артикуляции звука ш. | Слайд №5 Схема артикуляции звука ш. Слайд №6 показ домиков | -При произнесении звука Ш губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх. - Звук ш он какой? - Положите ладошку к горлышку и произнесите звук ш горлышко молчит какой звук ш? - Покажите какого цвета звуковичок возьмете. - Молодцы! Звук ш обозначаем кружочком синего цвета. | Обучающиеся повторяют Согласный Глухой и всегда твердый синего |
Фонематическая гимнастика. | На партах лягушки – прыгуны. | - В гости прискакали лягушки, они тоже любят звук ш, они прыгнут если услышат звук ш (ш, ж, п, шу, аш, ош, стол, кошка, машина, книга. | |
Звук ш в слогах. | Лужи – муляжи разложены на полу. | - Весной что происходит со снегом? Образуются ручьи и лужи? А по лужам можно ходить? ( - Мы с вами сейчас будем ходить через лужи и проговаривать слоги, возьмем с собой мышонка Мышу. | Таит. Если есть возможность, лучше обходить. Ходьба через лужи с произнесением слогов. |
Зрительная гимнастика. | Показ педагога. | Открываем глазки раз, А зажмуриваем два, 1-2-3-4 раскрываем глазки шире А теперь опять сомкнули Наши глазки отдохнули. | Обучающиеся повторяют упражнения за педагогом. |
Звук ш в словах. | Контейнер с крупой. В крупе зарыта предметы со звукам ш.? (каштан, машина, орех- орешек (ласково), шишка, катушка, мышка, лягушка,) Звуко – слоговой анализ слов. Работа со схемами. Схема слова и звуковичок (круг синего цвета) Работа на своих местах и у доски. Слайд №7 Картинки для составления словосочетания. | - Ребята, мышонок Мыша приготовил вам игру, посмотрите, что вы видите, как называется крупа? - В слове пшено, какой звук слышим, послушайте? - Орех ласково назовите. - Здесь находятся предметы смотреть нельзя, нужно нащупать и назвать. Если в слове есть звук ш, отдаем мышонку Мыше. - Еще раз проговорим все слова со звуком ш. - Перед вами схемы слов и звуковичок для определения звука ш, звук в словах может находиться? - Называем слово о составляем схему. - Кто выйдет к доске и выложит схему слова. - Предметы какие по размеру бывают? -Со словом большая составим словосочетания, например, большая машина. - Молодцы! - Наши глазки устали, сделаем разминку для глаз. | Пшено В слове пшено слышим звук ш. (аналогично выполняется с каждым предметом) Обучающиеся по одному перечисляют предметы со звуком ш. в середине, в начале и конце. Обучающиеся составляют схему слова самостоятельно, потом выходит один и выкладывает на доске. (аналогично с каждым словом) Маленькие, большие Обучающиеся по очереди выходят к доске показывают, проговаривают словосочетания. |
Физминутка. | «Подснежники просыпаются». Вот подснежники проснулись Улыбнулись, потянулись. Раз – росой они умылись. Два – изящно покружились. Три – нагнулись и присели. И на солнце поглядели. (Выполняют движения по тексту) | Дети садятся на корточки и закрывают глаза. | |
Звук ш в предложениях. | Сундучок с игрой. | - Мышонок Мыша принесла сундучок, а в сундучке игра, ответить на вопросы и составить схему к предложению и указать где находиться звук ш с помощью звуковичка синего цвета вам помогут картинки и просит произнести слова с нашим любимым звуком ш. -Какие цветы растут весной? (ландыши) (Весной растут ландыши.) - Кто сидел на ромашке? (шмель) (Шмель сидит на ромашке.) - Что растет на болоте? (камыш) (На болоте растет камыш.) - Что висит на ели? (шишка) (На ели висит шишка.) | |
5.Домашнее задание. | Тетради с заданиями. | - Все что делали на занятии повторить дома. - Спасибо за занятие! | |
6.Итог урока. Рефлексия. | Конверты со смайликами для оценивания. | -С каким звуком работали на занятии? - Что узнали нового? -Ребята что понравилось на занятии? - Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями! - Ребята оцените себя. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Оценивают себя с помощью смайликов. |