Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Игровая деятельность
  3. Игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития взаимоотношений

Игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития взаимоотношений

Сюжетно-ролевая игра — одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Обладая столь обширным материалом и знаниями по введению сюжетно-ролевой игры в детскую деятельность, на практике нечасто мы видим у детей интерес к игре. Современные дети предпочитают виды игр, это было отмечено и нами в процессе наблюдения.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Игровая деятельность

Категория

Игровая деятельность
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Игровая деятельность детей дошкольного возраста как средство развития взаимоотношений».

Автор - составитель Кеворкова Татьяна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 222»

Опорные слова: нравственное и коммуникативное развитие детей, сфера общения, нравственно-эмоциональное развитие, эмоциональное неблогополучие, «интеллектуализация», «технологизация», самооценка, тревожность, агрессия, поведение, проблемные ситуации, сверстник, диалог, конфликт, коррекция, игра, совместной деятельности, интерес, поддержка, помощь.

Особую важность в настоящее время, приобретает нравственное и коммуникативное развитие детей. С каждым днем все чаще и чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей, а также недостающим развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это связано с чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

Ребёнок, который недостаточно общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения осуществить общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию, то есть снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях подобный ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Преобладание такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстников, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Что же необходимо делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции? Нужно каждый день вдохновлять у ребят истинный интерес к окружающим их людям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку в дальнейшем управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Как же эту проблему решать? Ответ лежит на поверхности. Главным средством педагогического влияния на дошкольника считается игра. Поэтому задача формирования взаимоотношений детей в играх является актуальной как для педагогов дошкольных образовательных учреждений, так и для родителей.

Мы предположили, что правильно подобранные игры, проблемные ситуации могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствовать выработке положительных качеств, окажут положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками. Проблемные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это - игры и действия рядом, в которых дети могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.

Предлагаем проблемные игровые ситуации, которые действительно понравились нашим воспитанникам, а также помогли вовлечь даже самых стеснительных и неактивных детей в диалог со сверстниками, выработке умения обращаться за помощью к сверстникам и взрослым.

Ситуация «Одень куклу»

Участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек - платья, для мальчиков - костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы шляпы, сережки, туфли. Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом - три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Ситуация «Мозаика»

Участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Также приводим примеры игр, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

«Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем, и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их. Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Игра «Муравьи»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: Воспитатель, рассадив детей вокруг себя, обращается к детям: - «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но, прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют, по этому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Список литературы:

1.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.

2. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Психологические занятия с дошкольниками. Цветик-семицветик. — СПб.: Речь, 2005.

3. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.

5. Игра дошкольника / Сост. Е. В. Зворыгина. - М.: Просвещение 1999

6

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сюжетно-ролевая игра — одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Обладая столь обширным материалом и знаниями по введению сюжетно-ролевой игры в детскую деятельность, на практике нечасто мы видим у детей интерес к игре. Современные дети предпочитают виды игр, это было отмечено и нами в процессе наблюдения.
0 ₽
В математике основным понятием является понятие множества. Множество — это совокупность объектов, объе­диненных по какому-либо признаку и воспринимаемых как единое целое. Мир, в котором живет человек, представлен разнообраз­ными множествами: звездами на небе, животными вокруг него, разными звуками, частями собственного тела. Позна­ние человеком реальной действительности начиналось с осознания отдельных (единичных) предметов, а потом и их совокупностей. В словаре русского языка для их обозначе­ния есть специальные слова: «коллектив», «толпа», «свора», «рой», «лес», «оркестр», «сервиз» и т. д.
0 ₽