Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Игровые приемы как тренировка дивергентного мышления

Игровые приемы как тренировка дивергентного мышления

0 подписчиков
Предлагаемый материал представляет собой мастер-класс, включающий тематику внеурочной деятельности. В ней показано использование творческого поиска форм и методов продуктивного сотрудничества школьного сообщества . Игра – это творчество. Одаренность детей – высокий уровень развития способностей человека, который позволяет ему достичь успехов в той или иной сфере деятельности. Творческая деятельность проявляется в создании произведений искусства (рисунки, художественное чтение, умение выполнять определенную роль в команде и выполнять ее хорошо.)

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Организация работы с одаренными детьми

Статья

« Игровые приемы на уроках русского языка и литературы как тренировка дивергентного мышления. ( на примере изучения литературного произведения )

Горбачева Евгения Энгельсовна

преподаватель русского языка и литературы

МБОУ МСОШ имени Н.В. Архангельского

ЯНАО Шурышкарский район, с. Мужи

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет работа в проектно-исследовательской деятельности учащихся как в индивидуальном, так и групповом творчестве. Творчество и креативность в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения. Овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка, также в изучении точных и естественных наук, прикладного творчества. Этому помогают развитие навыков дивергентного мышления у школьников, умения мыслить нестандартно, умение задавать вопросы и отвечать на них, использую навыки и методы критического мышления. Ученики овладевают при индивидуальной и групповой работе:

А)  возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Б) важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)

Предлагаемый материал представляет собой мастер-класс, включающий тематику внеурочной деятельности. В ней показано использование творческого поиска форм и методов продуктивного сотрудничества школьного сообщества . Игра – это творчество. Одаренность детей – высокий уровень развития способностей человека, который позволяет ему достичь успехов в той или иной сфере деятельности. Творческая деятельность проявляется в создании произведений искусства (рисунки, художественное чтение, умение выполнять определенную роль в команде и выполнять ее хорошо.) В основе творчества лежит фантазия, воображение. Данное образовательное учреждение является участником конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющим свои инновации, которые и раскрывают интеллектуальные способности школьников. Они проявляют себя в научной и художественной деятельности, социальной и физкультурно-оздоровительной. Творческое воображение школьников на уроках литературы во многом зависит от форм проведения занятий.

Мастер –класс по теме : «Игровые приемы на уроках русского языка и литературы как тренировка дивергентного мышления»

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта. Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

2. Критерии дивергентности

Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время). Оригинальность (решения должны быть нестандартными). Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой). Образность (мышление символами, образами, ассоциациями). Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения). Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ, но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов

Модель обучения – преобладающий способ деятельности учащихся, организуемый педагогом;

Образовательные технологии (стратегии) – технологическая интерпретация идеи (концепции); средство перевода конкретной теории, идеи, принципа на язык практических действий педагога и учащихся;

Методы обучения – способы достижения педагогических целей;

Педагогические технологии – совокупность и последовательность действий педагога по решению конкретной педагогической задачи.

Мы будем рассматривать

игровую технологию, предполагающую проигрывание знания в предлагаемой ситуации, «перевод» знания в поступок.

Этот метод хорошо использовать, когда надо прояснить ответ на какой-либо вопрос, это можно делать как в режиме индивидуальной, так и групповой работы.

Возможности использования игр в обучении сегодня изучаются многими отечественными и зарубежными исследователями.

По словам Д.Н.Кавтарадзе, игра обладает следующими характеристками:

*является видом человеческой деятельности, способной воссоздавать другие виды человеческой деятельности;

*вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе;

*самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон;

*формально организованная система соперничества ее участников.

С образовательной точки зрения, игры – это способ группового диалогического исследования возможностей действительности в контексте личностных интересов [14]. Уточним: «личностных интересов» - значит, глубинных целей личностного развития (когнитивных, эмоционально-мотивационных, конативных).

Дивергентное мышление – термин Д.Гилфорда. Означает создание «продукта» (идеи, решения, ответа), которого ранее не было в культуре, в отличие от «конвергентного» мышления, предполагающего воспроизводство привычных образцов и алгоритмов действия.

Технология игр предполагает:

    1. нахождение сюжета;

    2. построение сюжета;

    3. распределение ролей;

    4. проигрывание ролей участниками;

    5. обсуждение игры участниками;

    6. педагогическую интерпретацию результатов.

Поэтому сам процесс создания («придумывания») игры – процесс творческий и требует креативности педагога. Именно поэтому игровую стратегию называют «высшим пилотажем» педагогического творчества.

Можно найти готовые игры (в соответствующих педагогических сборниках) и применять их к конкретным педагогическим задачам.

Можно услышать конкретную проблему любого из участников (его деятельности) и «переложить» ее на игровую ситуацию. (Особенно это применимо к дисциплинам, обучающим профессиям в системе «человек-человек»). Главное требование к педагогу в данном случае – помочь сформулировать заявленную проблему, акцентировать ее значимые стороны, а далее – по технологии: распределить роли и пусть участники проиграют ситуацию.

Деловая (ролевая) игра позволяет найти оптимальные способы решения какой-либо задачи. Участники должны принимать решения.

В использовании игры как образовательной стратегии (технологии) преследуются две основные задачи:

Учебная задача - овладение знаниями, умениями, формирование способностей.

Игровая задача - имитация профессиональной деятельности. При этом игра предполагает игровой результат – т.е. определенные критерии, по которым оценивается качество действий участников: эффективность принятых решений, быстрота и слаженность выполнения задания, минимум ошибок. На основании соответствия этим критериям присуждается победа в игре.

По окончанию игры обязательно проводится групповое обсуждение – как самого процесса игры, так и игрового результата. Педагог должен показать успешные и неуспешные стратегии достижения цели, которые использовали участники; поддержать игроков, которые были близки к цели, но из-за неуверенности в себе отказались от продуктивной стратегии; подчеркнуть сильные стороны игроков.

Очень важный момент: создание доброжелательной обстановки. Направление состязательного азарта игроков в конструктивное русло сотрудничества и взаимного уважения, моментальное снятие любых проявлений неконструктивной агрессивности. Педагог должен чутко улавливать саму атмосферу игры и регулировать внутригрупповые процессы. Для примера рассмотрим отрывки из произведений И. Крылова:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел,

И на осле уж возят воду.

Из басни «Кукушка и петух»

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно…

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык для говорения и письма» для 9 класса 2023-2024 учебный год 1.Планируемые результаты освоения Курса по выбору « Русский язык для говорения и письма» Предметные планируемые результаты Обучающиеся научатся: • обобщать, систематизировать и применять полученные ранее знания по правописанию; • совершенствовать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся; • направлять внимание учащихся к собственной письменной речи, к устной речи • научить практическому использованию полученных знаний и умений на уроках русского языка; • развивать речь и мышление. Программа курса» Русский для говорения и письма» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для развития навыков обучения по русскому языку
0 ₽
Предлагаемый материал представляет собой мастер-класс, включающий тематику внеурочной деятельности. В ней показано использование творческого поиска форм и методов продуктивного сотрудничества школьного сообщества . Игра – это творчество. Одаренность детей – высокий уровень развития способностей человека, который позволяет ему достичь успехов в той или иной сфере деятельности. Творческая деятельность проявляется в создании произведений искусства (рисунки, художественное чтение, умение выполнять определенную роль в команде и выполнять ее хорошо.)
0 ₽
В данном проекте заочной экскурсии формируется толерантное отношение на основе системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает способности к самостоятельной работе с информацией, к формированию личностных (ценностно-смысловых ориентаций в соответствии с нравственным аспектом поведения), (поиск и переработка информации), а также репрезентации материала по предложенной теме. Показаны способы активизации познавательной деятельности, приемы и методы активизации познавательной деятельности. Тип занятия: путешествие-путеводитель с использование композиционных слайдов и фотовыставок.
0 ₽