Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Классный час
  3. Толерантность окружения

Толерантность окружения

0 подписчиков
В данном проекте заочной экскурсии формируется толерантное отношение на основе системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает способности к самостоятельной работе с информацией, к формированию личностных (ценностно-смысловых ориентаций в соответствии с нравственным аспектом поведения), (поиск и переработка информации), а также репрезентации материала по предложенной теме. Показаны способы активизации познавательной деятельности, приемы и методы активизации познавательной деятельности. Тип занятия: путешествие-путеводитель с использование композиционных слайдов и фотовыставок.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Классный час

Категория

Классный час
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Путешествие -путеводитель

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОКРУЖЕНИЯ»

На примере изучения поэзии М.Ю. Лермонтова

Проект заочной экскурсии «Жить в мире с собой и дарить радость другим»

Горбачева Евгения Энгельсовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8б класса

МБОУ « Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского»

В данном проекте заочной экскурсии формируется толерантное отношение на основе системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает способности к самостоятельной работе с информацией, к формированию личностных (ценностно-смысловых ориентаций в соответствии с нравственным аспектом поведения), (поиск и переработка информации), а также репрезентации материала по предложенной теме. Показаны способы активизации познавательной деятельности, приемы и методы активизации познавательной деятельности.

Тип занятия: путешествие-путеводитель с использование композиционных слайдов и фотовыставок.

Цель:

воспитание нравственной культуры, толерантных отношений у школьников предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Задачи и содержание толерантности определяются посредством этических требований общества.

Показать посредством заочного путешествия по страницам лирики Лермонтова взаимосвязь в созвучии лирики и отношений в поликультурном пространстве школьников.

Задачи:

пробудить интерес к истокам классики и ее влияния на формирование личности

развивать наглядно-образное мышление и способность остро чувствовать тонкости общения в созвучии с произведениями искусства, с внутренним миром, в подтекстом произведения; осмысления роли образно-знаковой системы языка с ее идеями в сознании человека

формировать навыки бытовой культуры человека, приобщать к русской классике

Методы и формы обучения:

Вводная беседа по теме высказывания

Обзорная экскурсия о русской классике

Рассказ по иллюстрации

Работа в творческих группах, визуализация : текст и живопись

Инновации: работа в малых группах, консультации творческого подхода к вопросу, умей задать правильный вопрос по теме общения, выявление индивидуальных затруднений, обобщение форм затруднений с проговариванием во внешней речи, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.

Оглавление: « Путеводитель по страницам лирики М. Ю. Лермонтова как отражение внутреннего мира человека

1.Введение.

Жить в мире с собой и другими людьми

2. По страницам произведения писателя

3. Красота и ее образы, жестокость в отношениях

4. Галерея отношений между людьми

5. Какими мыслями вы хотели бы поделиться оразличиях и схожести окружающих тебя людей

6. Связь человека и природы. Какой глубокий смысл заложен в выражении Человек и природа, связь на тонком уровне понимания

7. Заключение

1.Введение

Жить в мире с собой и другими людьми

В высоком расцвете русской классики, шедевров русской живописи принадлежит выдающаяся роль в отношениях между людьми, связью человека и природы. Образы природы, созданные художниками, обогатили человечество в сфере объективности и субъективности происходящего в мире. Это касается человеческих, чувств, понятий, отношений к происходящему. Большую роль играет в жизни человека то, что он видит, а это все то, что нас окружает. Пейзаж является отображением человека и преобразуемой им действительности. Он отражает внутренний мир его героев. Язык пейзажа стал способом проявления чувств человека, в нем можно понимать истины бытия, узнавать отражение самого себя. Вглядываясь в изображение, прислушиваясь к звукам, думая о чем говорится символами, знаками языка, мы учимся познавать самого себя и окружающее нас пространство, учимся пониманию и любви к миру, и человеку.

2.По страницам произведений М. Лермонтова

Трудно переоценить значение чтения стиховдетьми, серьезной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературы в школе. И не только потому, что при изучении лирических произведений идет очень мощное развитие чита­тельских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мыш­ления, памяти. Лирика может оказывать очень сильное воспи­тательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важно приобщение к поэзии в детстве, правиль­ная организация процесса восприятия лирических текстов в школе.

Лирическое произведение – это исповедь поэта, его пере­живанием согрето все, о чем он говорит читателю.Специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера сво­боды, импровизации, творчества, простор для личностной чи­тательской интерпретации текстов.

Система заданий по формированию толерантности:

Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:

  • Организация

эмоционального

читательского

восприятия
текста и сопереживания лирическому герою;

  • формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором;

  • формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения

  • работа в малых группах в непринужденной и доброжелательной атмосфере, чтобы усвоить главное по теме

  • обучение высказыванию: В какой ситуации мы можем понять, простить человека

  • личное восприятие текста произведения

  • свои представление о картине происходящего и переживания

Текст стихотворения на экране, чтение этого произведения и обсуждение проблемного вопроса: Как нужно уметь понимать чувства другого человека, принимать их

Фоновые заставки и звучание музыкального сопровождения

- мысли вслух по теме высказывания: мотивы, действия, поступки, сообразность между мотивом и поступком

3. Красота и ее образы (по тексту произведения)

Жестокое отношение и неумение понять чувства другого

К лирическому тексту может быть применимуниверсальный путь анализа любого художественного текста -через систему образов, поскольку и мысль свою, и чувство автор передает читателю с помощью создаваемых им образов: героев, либо картин природы, либо образа-переживания, как в лирике.

Покажем, как применить это на примере всем знакомого стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»

1.Первичное чтение текста

2.Повторное медленное чтение, уточняющее первичное

  • составление системы образов;

  • нахождение слов, рисующих образы тучки и утеса;

  • выяснение отношения между главными образами произ­ведения, обозначение его на схеме.

  1. Осмысление идеи произведения.

  2. Выразительное чтение текста.

  3. Выводы и обобщения по теме высказывания

  4. Рефлексия

Что вы сейчас чувствуете в момент звучания текста стихотворения

Обратим внимание на то, что выразительное чтение стихо­творения детьми – итог понимания подтекста и всей основной мысли

Примерный фрагмент, с помощью которого

можно показать отношения между людьми.

  1. Учитель читает стихотворение.

  2. Слушание аудиозаписи с музыкальным сопровождением

  3. Повторное чтение учеником и беседа с учащи­мися по тексту.

  4. Акцент на детские годы поэта, его поездки на Кавказ

  5. Свободная беседа на выявление читательского восприятия

  6. Работа с текстом:

Способ выражения чувств и переживаний утеса, как одного из центральных образов

Роль пейзажной лирики

4. Галерея человеческих отношений

Учебная задача:

показать принцип от зрительного восприятия пейзажа гор ( использование картин ) к эмоциональному постижению и логическому осмыслению идеи отношений на примере образов Утеса и Тучки

Вопросно-ответная беседа:

Легко или трудно читать текст стихотворения ?

Что важно отметить в стихотворении, какие образы сравнить? Какие черты характера , поведения мы можем увидеть и в жизни людей?

О чем можно сделать вывод?

Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка: эпитет, олицетворение

Каковы внутренние переживания утеса? Как это показано в тексте и с помощью чего?

2. В результате аналитической деятельности в рабочих тетра­дях возникают следующие рисунки и записи:

Shape1 Тучка Утес

  • «золотая»• «великан»

  • «умчалась»• «морщины»

  • «весело играя»• «старый»

  • «одиноко он стоит»

  • «тихонько плачет»

  • «в пустыне»

Вектор стрелки, обозначающей отношения главных героев произведения, направлен от утеса к тучке, а не наоборот, что соответствует отношениям образов

Итак, образ тучки нарисован следующими словами: «золо­тая», «умчалась», «по лазури, весело играя». Представляет­ся она нам, как говорят дети, веселой, молодой, легкомысленной. А утес?

Мысли вслух:

Сначала, когда тучка была рядом с ним, он - «ве­ликан»- А потом, когда она умчалась куда-то, он остается один, плачет («остался влажный след в морщине»), «задумал­ся глубоко» и тихонько плачет он в пустыне».

Вот теперь мы можем понять, что сказал М. Ю. Лермонтов, зачем он рассказал эту историю. Идея этого стихотворения, как определили ее ученики: «Пока любовьи та, которую он любит, есть в жизни человека - он великан. Когда нет ее или она уходит, он становится одиноким, несчастным и плачет в пустыне своего одиночества». Возможно еще одно направле­ние в восприятии этого текста: «Автор хотел показать, как мы бываем невнимательны и жестоки в отношении к людям. Обе эти интерпретации текста имеютправо на существование, ведь их авторы проанализировали весь текст, все тропы, поняли каждое значимое слово и осо­знали главную мысль поэта:любовь делает человека велика­ном.

Давайте предположим, что лирические произведения как бы выманивают из «запаса» ребенка те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по-новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. В связи с этим в процессе работы над произведением очень часто использую игру «Путешествие вглубь строки», направленную на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы и построенной на основе дивергентного подхода к восприятию. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами.

5. Какими бы мыслями вы хотели бы поделиться в различиях окружающих тебя людей?

Работа в группах : показ упражнений « Мы все такие разные, но нас объединяет одно: толерантность в общении и умение принять это.»

Выступление участников групп по теме

6.Связь человека и природы. Уровень понимания отношений в обществе на фоне изображения природы по замыслу автора, восприятие на тонком уровне человеческой души

7. Заключение.

Выводы и обобщения по теме высказывания:

В предлагаемых методах и приемах работы над формированием толерантных отношений между обучающимися в созвучии с лирикой большое внимание уделено эстетическому развитию личности, умению относиться с пониманием, умение принимать и понимать. Благодаря выбранным заданиям, поэтическое творчество рассматривается в контексте с другими видами искусства: живописью и музыкой. Кроме того, ряд упражнений направлен на сотворчество со стороны учеников. Методика преподнесения материала направлена на знакомство с лирикой Лермонтова и пониманием лирического пейзажа как стихотворного жанра, вполне отвечающего принципам ФГОС.

Использование на уроке методов и приемов:

1)наглядно-иллюстративный

2) ИКТ, их использование для решения обучающих задач на занятии

3)метод читательского восприятия ( чтение и работа с текстом)

4)метод лингвистического анализа текста (при работе с поэтическим текстом)

Приемы обучения:

  1. выразительное чтение учителем, лучшим учеником, комментированное чтение

  2. построение логической системы вопросов

  3. выдвижение проблемных вопросов

  4. работа с текстом

  5. выполнение творческого задания, учебной задачи

Рефлексия:

Выводы по теме: Толерантность в отношениях «Окружение и я.»

Произведения писателей-классиков очень влияют на мировоззрение человека. Они передают нам ощущение образа России и себя в этом окружении, как мы можем понять себя и других и жить в мире и согласии с самим собой и с окружающими.

Для подведения итогов тематического занятия можно использовать упражнение «Плюсы и минусы, что было запоминающимся особенно.»

плюсы

минусы

Что особенно запомнилось

Интересна работа в группах, слышишь и видишь через себя свое отношение к происходящему в ситуации

Примеры из произведений классика

Мысли вслух

Звучание фоновых заставок

Иллюстрации

Музыкальное сопровождение

Символы лебедей, символ цветка лотоса

Работа с текстом и подтекстом

Лотос- символ красоты духовной и нравственной, лотос- символ совершенствования, и мы будем стремиться к этому.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русский язык для говорения и письма» для 9 класса 2023-2024 учебный год 1.Планируемые результаты освоения Курса по выбору « Русский язык для говорения и письма» Предметные планируемые результаты Обучающиеся научатся: • обобщать, систематизировать и применять полученные ранее знания по правописанию; • совершенствовать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся; • направлять внимание учащихся к собственной письменной речи, к устной речи • научить практическому использованию полученных знаний и умений на уроках русского языка; • развивать речь и мышление. Программа курса» Русский для говорения и письма» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для развития навыков обучения по русскому языку
0 ₽
Предлагаемый материал представляет собой мастер-класс, включающий тематику внеурочной деятельности. В ней показано использование творческого поиска форм и методов продуктивного сотрудничества школьного сообщества . Игра – это творчество. Одаренность детей – высокий уровень развития способностей человека, который позволяет ему достичь успехов в той или иной сфере деятельности. Творческая деятельность проявляется в создании произведений искусства (рисунки, художественное чтение, умение выполнять определенную роль в команде и выполнять ее хорошо.)
0 ₽
В данном проекте заочной экскурсии формируется толерантное отношение на основе системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает способности к самостоятельной работе с информацией, к формированию личностных (ценностно-смысловых ориентаций в соответствии с нравственным аспектом поведения), (поиск и переработка информации), а также репрезентации материала по предложенной теме. Показаны способы активизации познавательной деятельности, приемы и методы активизации познавательной деятельности. Тип занятия: путешествие-путеводитель с использование композиционных слайдов и фотовыставок.
0 ₽