Путешествие -путеводитель
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОКРУЖЕНИЯ»
На примере изучения поэзии М.Ю. Лермонтова
Проект заочной экскурсии «Жить в мире с собой и дарить радость другим»
Горбачева Евгения Энгельсовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8б класса
МБОУ « Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского»
В данном проекте заочной экскурсии формируется толерантное отношение на основе системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает способности к самостоятельной работе с информацией, к формированию личностных (ценностно-смысловых ориентаций в соответствии с нравственным аспектом поведения), (поиск и переработка информации), а также репрезентации материала по предложенной теме. Показаны способы активизации познавательной деятельности, приемы и методы активизации познавательной деятельности.
Тип занятия: путешествие-путеводитель с использование композиционных слайдов и фотовыставок.
Цель:
воспитание нравственной культуры, толерантных отношений у школьников предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Задачи и содержание толерантности определяются посредством этических требований общества.
Показать посредством заочного путешествия по страницам лирики Лермонтова взаимосвязь в созвучии лирики и отношений в поликультурном пространстве школьников.
Задачи:
пробудить интерес к истокам классики и ее влияния на формирование личности
развивать наглядно-образное мышление и способность остро чувствовать тонкости общения в созвучии с произведениями искусства, с внутренним миром, в подтекстом произведения; осмысления роли образно-знаковой системы языка с ее идеями в сознании человека
формировать навыки бытовой культуры человека, приобщать к русской классике
Методы и формы обучения:
Вводная беседа по теме высказывания
Обзорная экскурсия о русской классике
Рассказ по иллюстрации
Работа в творческих группах, визуализация : текст и живопись
Инновации: работа в малых группах, консультации творческого подхода к вопросу, умей задать правильный вопрос по теме общения, выявление индивидуальных затруднений, обобщение форм затруднений с проговариванием во внешней речи, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
Оглавление: « Путеводитель по страницам лирики М. Ю. Лермонтова как отражение внутреннего мира человека
1.Введение.
Жить в мире с собой и другими людьми
2. По страницам произведения писателя
3. Красота и ее образы, жестокость в отношениях
4. Галерея отношений между людьми
5. Какими мыслями вы хотели бы поделиться оразличиях и схожести окружающих тебя людей
6. Связь человека и природы. Какой глубокий смысл заложен в выражении Человек и природа, связь на тонком уровне понимания
7. Заключение
1.Введение
Жить в мире с собой и другими людьми
В высоком расцвете русской классики, шедевров русской живописи принадлежит выдающаяся роль в отношениях между людьми, связью человека и природы. Образы природы, созданные художниками, обогатили человечество в сфере объективности и субъективности происходящего в мире. Это касается человеческих, чувств, понятий, отношений к происходящему. Большую роль играет в жизни человека то, что он видит, а это все то, что нас окружает. Пейзаж является отображением человека и преобразуемой им действительности. Он отражает внутренний мир его героев. Язык пейзажа стал способом проявления чувств человека, в нем можно понимать истины бытия, узнавать отражение самого себя. Вглядываясь в изображение, прислушиваясь к звукам, думая о чем говорится символами, знаками языка, мы учимся познавать самого себя и окружающее нас пространство, учимся пониманию и любви к миру, и человеку.
2.По страницам произведений М. Лермонтова
Трудно переоценить значение чтения стиховдетьми, серьезной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературы в школе. И не только потому, что при изучении лирических произведений идет очень мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирика может оказывать очень сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя, поэтому так важно приобщение к поэзии в детстве, правильная организация процесса восприятия лирических текстов в школе.
Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю.Специфика этого литературного рода такова, что именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов.
Система заданий по формированию толерантности:
Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:
Организация
эмоционального
читательского
восприятия
текста и сопереживания лирическому герою;
формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором;
формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения
работа в малых группах в непринужденной и доброжелательной атмосфере, чтобы усвоить главное по теме
обучение высказыванию: В какой ситуации мы можем понять, простить человека
личное восприятие текста произведения
свои представление о картине происходящего и переживания
Текст стихотворения на экране, чтение этого произведения и обсуждение проблемного вопроса: Как нужно уметь понимать чувства другого человека, принимать их
Фоновые заставки и звучание музыкального сопровождения
- мысли вслух по теме высказывания: мотивы, действия, поступки, сообразность между мотивом и поступком
3. Красота и ее образы (по тексту произведения)
Жестокое отношение и неумение понять чувства другого
К лирическому тексту может быть применимуниверсальный путь анализа любого художественного текста -через систему образов, поскольку и мысль свою, и чувство автор передает читателю с помощью создаваемых им образов: героев, либо картин природы, либо образа-переживания, как в лирике.
Покажем, как применить это на примере всем знакомого стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес»
1.Первичное чтение текста
2.Повторное медленное чтение, уточняющее первичное
составление системы образов;
нахождение слов, рисующих образы тучки и утеса;
выяснение отношения между главными образами произведения, обозначение его на схеме.
Осмысление идеи произведения.
Выразительное чтение текста.
Выводы и обобщения по теме высказывания
Рефлексия
Что вы сейчас чувствуете в момент звучания текста стихотворения
Обратим внимание на то, что выразительное чтение стихотворения детьми – итог понимания подтекста и всей основной мысли
Примерный фрагмент, с помощью которого
можно показать отношения между людьми.
Учитель читает стихотворение.
Слушание аудиозаписи с музыкальным сопровождением
Повторное чтение учеником и беседа с учащимися по тексту.
Акцент на детские годы поэта, его поездки на Кавказ
Свободная беседа на выявление читательского восприятия
Работа с текстом:
Способ выражения чувств и переживаний утеса, как одного из центральных образов
Роль пейзажной лирики
4. Галерея человеческих отношений
Учебная задача:
показать принцип от зрительного восприятия пейзажа гор ( использование картин ) к эмоциональному постижению и логическому осмыслению идеи отношений на примере образов Утеса и Тучки
Вопросно-ответная беседа:
Легко или трудно читать текст стихотворения ?
Что важно отметить в стихотворении, какие образы сравнить? Какие черты характера , поведения мы можем увидеть и в жизни людей?
О чем можно сделать вывод?
Нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств языка: эпитет, олицетворение
Каковы внутренние переживания утеса? Как это показано в тексте и с помощью чего?
2. В результате аналитической деятельности в рабочих тетрадях возникают следующие рисунки и записи:
Тучка Утес
«золотая»• «великан»
«умчалась»• «морщины»
«весело играя»• «старый»
«одиноко он стоит»
«тихонько плачет»
«в пустыне»
Вектор стрелки, обозначающей отношения главных героев произведения, направлен от утеса к тучке, а не наоборот, что соответствует отношениям образов
Итак, образ тучки нарисован следующими словами: «золотая», «умчалась», «по лазури, весело играя». Представляется она нам, как говорят дети, веселой, молодой, легкомысленной. А утес?
Мысли вслух:
Сначала, когда тучка была рядом с ним, он - «великан»- А потом, когда она умчалась куда-то, он остается один, плачет («остался влажный след в морщине»), «задумался глубоко» и тихонько плачет он в пустыне».
Вот теперь мы можем понять, что сказал М. Ю. Лермонтов, зачем он рассказал эту историю. Идея этого стихотворения, как определили ее ученики: «Пока любовьи та, которую он любит, есть в жизни человека - он великан. Когда нет ее или она уходит, он становится одиноким, несчастным и плачет в пустыне своего одиночества». Возможно еще одно направление в восприятии этого текста: «Автор хотел показать, как мы бываем невнимательны и жестоки в отношении к людям. Обе эти интерпретации текста имеютправо на существование, ведь их авторы проанализировали весь текст, все тропы, поняли каждое значимое слово и осознали главную мысль поэта:любовь делает человека великаном.
Давайте предположим, что лирические произведения как бы выманивают из «запаса» ребенка те или иные образы, воскрешают их, актуализируют, по-новому структурируют, соотносят с читаемым. Тут и начинается влияние произведения на личность ребёнка. В связи с этим в процессе работы над произведением очень часто использую игру «Путешествие вглубь строки», направленную на творческую самореализацию ребёнка как читателя художественной литературы и построенной на основе дивергентного подхода к восприятию. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри текста углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя и выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами.
5. Какими бы мыслями вы хотели бы поделиться в различиях окружающих тебя людей?
Работа в группах : показ упражнений « Мы все такие разные, но нас объединяет одно: толерантность в общении и умение принять это.»
Выступление участников групп по теме
6.Связь человека и природы. Уровень понимания отношений в обществе на фоне изображения природы по замыслу автора, восприятие на тонком уровне человеческой души
7. Заключение.
Выводы и обобщения по теме высказывания:
В предлагаемых методах и приемах работы над формированием толерантных отношений между обучающимися в созвучии с лирикой большое внимание уделено эстетическому развитию личности, умению относиться с пониманием, умение принимать и понимать. Благодаря выбранным заданиям, поэтическое творчество рассматривается в контексте с другими видами искусства: живописью и музыкой. Кроме того, ряд упражнений направлен на сотворчество со стороны учеников. Методика преподнесения материала направлена на знакомство с лирикой Лермонтова и пониманием лирического пейзажа как стихотворного жанра, вполне отвечающего принципам ФГОС.
Использование на уроке методов и приемов:
1)наглядно-иллюстративный
2) ИКТ, их использование для решения обучающих задач на занятии
3)метод читательского восприятия ( чтение и работа с текстом)
4)метод лингвистического анализа текста (при работе с поэтическим текстом)
Приемы обучения:
выразительное чтение учителем, лучшим учеником, комментированное чтение
построение логической системы вопросов
выдвижение проблемных вопросов
работа с текстом
выполнение творческого задания, учебной задачи
Рефлексия:
Выводы по теме: Толерантность в отношениях «Окружение и я.»
Произведения писателей-классиков очень влияют на мировоззрение человека. Они передают нам ощущение образа России и себя в этом окружении, как мы можем понять себя и других и жить в мире и согласии с самим собой и с окружающими.
Для подведения итогов тематического занятия можно использовать упражнение «Плюсы и минусы, что было запоминающимся особенно.»
плюсы | минусы | Что особенно запомнилось |
Интересна работа в группах, слышишь и видишь через себя свое отношение к происходящему в ситуации | Примеры из произведений классика | |
Мысли вслух | Звучание фоновых заставок | |
Иллюстрации | Музыкальное сопровождение | |
Символы лебедей, символ цветка лотоса | Работа с текстом и подтекстом | |
Лотос- символ красоты духовной и нравственной, лотос- символ совершенствования, и мы будем стремиться к этому. | ||