МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детско-юношеский центр «Творчество» г. Владивостока»
Импровизация в хореографии
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
(ХОРЕОГРАФИЯ)
Педагог дополнительного образования
Закарян Галина Николаевна
В.Ю. Никитин в своей работе пишет «Импровизация как «первотворчество» , как самая непосредственная попытка привлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии – все это знакомо представителям разных видов искусства» (Вахтангов Евг. Б. О творчестве актера. – М.: Искусство, 1967. С. 276).
Первое значение импровизации – это спонтанное, сиюминутное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего сиюминутного состояния исполнителя.
Танцевальная импровизация — это не только создание новых движений, но и освобождение тела от привычных двигательных паттернов. Полная спонтанность невозможна, у всех есть мышечная память, зажимы, прошлый опыт. Возможно лишь ощущение спонтанности = свободы.
Если рассмотреть импровизацию как вид хореографического искусства, можно определить несколько признаков:
- уникальность каждого человека в своем движенческом контексте;
- источник движения всегда находятся внутри исполнителя, это выражение внутреннего «Я»;
- существование «здесь и сейчас»;
- поиск индивидуального материала через движения, открытие внутреннего мира;
- импровизация, несмотря на ряд технических приемов, не является техникой. Это, скорее, исследование индивидуальных возможностей тела, выражение состояния и эмоций конкретного исполнителя.
Тогда возникает вопрос: можно ли научиться импровизировать и чем она может помочь в занятиях хореографией?
Большинство техник обучения импровизации построено на увеличении чувствительности к сигналам, идущим из тела. Реагируя на эти сигналы, танцовщик создает историю, не всегда ясную и простую.
Импровизация может быть направлена как на раскрытие возможностей танцовщика, поиск форм, ощущений, так и включаться в процесс постановки.
Тогда импровизация должна быть управляема и контролируема. Особенно ограничения присутствуют, когда есть музыкальный материал, который диктует определенное настроение, задает темп, воздействует через стиль и характер. Движения в этом случае интерпретируют музыку или сознательно вступают во взаимодействие, а иногда и конфликтуют с ней.
С чего же стоит начинать импровизацию с воспитанниками?
Прежде всего, с доверительной атмосферы в зале. Безопасная среда. Чем раньше педагог будет вводить элементы импровизации в занятие, тем быстрее и легче танцовщики смогут показать «свой танец». Проговорить, какая польза от импровизации, для чего это надо, упомянуть безоценочность и полную свободу.
Проще всего начать с ассоциаций. Назвать прилагательное, которое каждый воспитанник может показать. ( холодный, липкий, быстрый).
Работа с музыкальным материалом поможет воспитанникам в первое время более точно показать названную задачу.
Предложить артистам двигаться по залу, не отрывая рук и ног от пола. Это способствует поиску и новым открытиям – а как еще я могу передвигаться.
Попросить показывать разные движения по размеру. Маленькое – большое. Таким образом воспитанники могут познакомиться с пространством, объемом – важными понятиями в современном танце
Таким образом, импровизация – важный инструмент в работе хореографа. Он помогает научить даже юных танцовщиков показывать свое «Я» здесь и сейчас, раскрыться, не стесняться, лучше чувствовать себя, слышать тело. В дальнейшем, работа над импровизацией способствует более интересным и оригинальным постановкам, яркому образу танцовщиков, пластике.