Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Индивидуальная программа нейропсихологической коррекции для работы с ребенком 4-го класса 4-го года обучения.

Индивидуальная программа нейропсихологической коррекции для работы с ребенком 4-го класса 4-го года обучения.

0 подписчиков
Данная программа рассчитана на ребёнка с нарушением зрения и так называемой мягкой органической симптоматикой. С каждым годом их становится всё больше в массовой школе. Эти дети испытывают систематические трудности в овладении школьными навыками и умениями: различные варианты и сочетания дислексических, дисграфических, дискалькулических нарушений, трудности развития произвольного внимания и контроля, речи, дефицитарность зрительно-пространственного гнозиса и праксиса и т. д. Коррекционно-развивающие воздействия были бы более эффективны в первые годы жизни. Проблема состоит прежде всего в слабой информированности родителей. Часто лишь в предшкольный период или уже в школе родители начинают всерьёз осознавать, что особенности их ребёнка могут стать причиной неуспеха в учёбе, поэтому большая часть обращений приходится именно на возрастной период 5–11 лет.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Специальная (коррекционная школа- интернат №39)»

Индивидуальная программа нейропсихологической коррекции для работы с ребенком 4-го класса 4-го года обучения.

Разработала

Передеро Е.Ю.

Учитель-логопед

Новосибирск 2023

1. Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на ребёнка с нарушением зрения и так называемой мягкой органической симптоматикой. С каждым годом их становится всё больше в массовой школе. Эти дети испытывают систематические трудности в овладении школьными навыками и умениями: различные варианты и сочетания дислексических, дисграфических, дискалькулических нарушений, трудности развития произвольного внимания и контроля, речи, дефицитарность зрительно-пространственного гнозиса и праксиса и т. д. Коррекционно-развивающие воздействия были бы более эффективны в первые годы жизни. Проблема состоит прежде всего в слабой информированности родителей. Часто лишь в предшкольный период или уже в школе родители начинают всерьёз осознавать, что особенности их ребёнка могут стать причиной неуспеха в учёбе, поэтому большая часть обращений приходится именно на возрастной период 5–11 лет.

Актуальность программы: 1) тенденция к увеличению числа детей с системными, мозаичными нарушениями психического развития в массовой школе (без грубой патологии, в пределах нижней нормы); 2) малая результативность (по мнению многих специалистов – снижение результативности) традиционных психолого-педагогических методов коррекции; длительные дополнительные занятия, традиционные методы работы бывают малоэффективными с такими детьми либо только на время снижают остроту проблемы. Между тем негрубая функциональная недостаточность структур головного мозга, которая стоит за хронической неуспешностью детей в учебной деятельности, трудностями в адаптации к школе, может быть выявлена на раннем этапе развития. Из-за функциональной слабости мозговых структур у таких детей возникают трудности в овладении школьными навыками и умениями. Хроническая неуспешность ведёт к снижению мотивации, негативным защитным реакциям. В подростковом возрасте протестное поведение часто приводит таких детей к школьной и социальной дезадаптации.

Тонкая нейропсихологическая диагностика позволяет выявить этот дефицит. Методы, разработанные в клинике А. Р. Лурия и его учениками, позволяют диагностировать страдающие функциональные системы мозга. Как известно, они хорошо адаптированы нейропсихологами к этому возрастному периоду.

Целенаправленная квалифицированная и своевременная работа с ребёнком, направленная именно на «выпадающие» функциональные звенья, на страдающие функции, может предупредить негативное развитие событий. При соответствующей коррекционно-развивающей помощи такие дети могут быть успешными в учебе, именно поэтому в последние годы нейропсихологические методы работы всё чаще востребованы в школе (см. рекомендуемую литературу). Ведь часто именно в начальных классах при необходимости соответствовать требованиям учебного процесса отчётливо проявляется дефицитарность функциональных систем и становится актуальной коррекционно-развивающая работа.

Направленность и уровень программы.

Значимость и эффективность работы именно с детьми младшего школьного возраста:

– 6–11 лет – это сензитивный период для формирования функциональных систем, и их перестройка на основе пластичности мозговых структур;

– актуальность мотивации родителей и детей и заинтересованность в адаптации к новым социальным отношениям;

– смена основного вида деятельности.

Общие цели: развитие успешной, адаптивной и самодостаточной личности; Общие задачи: формирование оптимального функционального обеспечения для всестороннего развития ребёнка в его учебной деятельности, школьной и социальной адаптации;

Специальные цели и задачи изложены отдельно в каждом разделе тематического плана.

Содержание программы.

Программа, ориентирована на нейропсихологический подход в коррекционных занятиях, и позволяет создать на основе тонкой нейродиагностики индивидуальную программу, максимально соответствующую проблематике конкретного ребёнка.

Анализ результатов обследования

•кинестетический праксис (100%):

Задания выполнялись правильно.

•кинетический (динамический) праксис (91,7%):

Нарушение динамической организации движений. Инертность движений.

•пространственное восприятие (пространственный праксис (75%), пространственный гнозис (75%):

Нарушение зрительно-пространственной организации движения. Нарушение пространственного восприятия.

•зрительное восприятие (зрительный гнозис (92,9%), зрительная память (100%):

Восприятие изображений предметов доступно ребенку, не всегда узнает предмет по части изображения, наложенные и зашумленные изображения. Нарушение зрительного восприятия. Фрагментарность восприятия. Успешно справились с узнаванием символических фигур. Узнает буквы, не затрудняется в выборе правильного изображения буквы в сравнении с зеркальным ее изображением. У ребенка не вызвало затруднения воспроизведение по памяти как изображений букв, так и изображений геометрических фигур.

•слуховое восприятие (акустический гнозис (100%), слухоречевая память (66,7%):

Алий хорошо справилась с заданиями на воспроизведение слоговых рядов, что объясняется систематическими занятиями с логопедом. Выявлена слабость слухоречевой памяти в условиях интерференции.

•внимание (100%):

Все задания выполнены правильно.

•Оральный праксис (80%) :

Отмечены тонические нарушения, синкинезии и гиперкинезы.

•мышление (93,8%):

Ребенок понимает и правильно устанавливает последовательность событий по серии сюжетных картинок. Наглядно-образное мышление сформировано. В некоторых случаях отмечались трудности установления аналогий.

•рисунок (100%):

Рисунки характеризуются хорошим качеством: в рисунках передаются пропорции предметов, их пространственные признаки и расположение, присутствуют мелкие детали.

  • Чтение (87,5%):

Медленное, преимущественно послоговое чтение.

  • Письмо (75%):

Ребенок с выраженной праворукостью, при письме левой рукой сильно искажает форму букв. Встречаются специфические ошибки (пропуски гласных букв.

  • Счет (100%):

Все задания выполнены правильно.

  • Решение задач (100%):

Не удерживает условия задачи (задачи в два действия)

Рис. 2. Успешность выполнения заданий детьми подготовительной группы (в % успешности).

Охвачены основные уровни и виды психической деятельности, что позволяет системно подходить к проблематике ребёнка, не заостряя внимание на отдельном предмете или виде деятельности. При планировании занятий индивидуально подбираются нейропсихологические методики, упражнения, тесты и пробы из разных блоков программы сообразно проблематике. Удельный «вес» и время их применения варьируются в соответствии с актуальным состоянием ребёнка.

Занятия проводятся циклами по 10–12 часов, в среднем по 2 (1+1) часа в неделю. Затем – «срезовое» нейропсихологическое исследование для выявления:

– необходимости продолжения цикла (+10 часов);

– динамики результатов;

– коррекции индивидуальной программы занятий;

– дальнейшего прогноза.

Следующий цикл проводится через 0,5–1 год в зависимости от динамики развития, результатов учебной деятельности и других обстоятельств.

Условия реализации.

Занятия проводятся в одном и том же привычном, стандартно оборудованном кабинете. Для занятий по крупной моторике необходим лёгкий коврик. День и час желательно назначать на одно и то же время. Перегрузки не должны быть избыточными, важно учитывать расписание дня ребёнка, время его школьных

занятий и другие обстоятельства.

Способы взаимодействия специалистов.

Большинство программ предусматривает взаимодействие с другими специалистами:

– программа «Коррекция и развитие зрительно-пространственных и квазипространственных функций» – с телесно-ориентированным терапевтом, кинезиологом.

2. Тематический план занятий

2.1. Коррекция и развитие зрительно-пространственных

и квазипространственных функций

Данная программа предназначена для ребёнка с трудностями переработки зрительно-пространственной информации и квазипространственной недостаточностью.

Цели: развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса; предупреждение и коррекция нарушений школьных навыков данной этиологии.

Задачи: развитие пространственной организации двигательных актов, зрительно-моторной координации; коррекция и развитие зрительно-гностических процессов; развитие вербальной «маркировки» зрительно-пространственных признаков, связи слова с образом; квазипространственных функций.

Содержание программы по блокам и функциональным

системам.

Работа организуется в соответствии с выявленной в ходе диагностического этапа структурой и глубиной функциональной недостаточности, и иерархическим строением зрительно-пространственных представлений.

1. Развитие пространственных представлений в пределах собственного тела – соматогнозис. Организация внешнего пространства «от тела».

2. Переход от телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое. Переработка полимодальной информации.

3. Коррекция метрических и топологических представлений.

4. Развитие координатных, проекционных и пространственно-временных представлений.

5. Развитие структурно-топологических представлений, активного анализа зрительно-пространственной информации.

6. Этап активной вербализации пространства с переходом к манипулированию в абстрактном плане. Симультанный синтез на надмодальном уровне.

7. Развитие стратегии и когнитивного стиля.

8. Развитие квазипространственных представлений, логико-грамматических конструкций.

Развитие динамического и орального праксиса

А) На занятиях по физкультуре выполнять определенные последовательности движений, чередование различных видов ходьбы, ходьба в чередовании с бегом и т.д. Целесообразно сочетать задачи развития динамического праксиса и межполушарного взаимодействия. Выберите доступные детям упражнения, постепенно усложняйте их.

Телесные упражнения.

1. «Велосипед».

2. «Лодочка». Усложнение — «покачивание на волнах».

3. «Эмбрион». Прокатывание туда-обратно, свернувшись «калачиком».

4. Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук.

5. «Вездеход».

6. «Качалка».

7. «Перекрест».

8. Исходное положение — лежа на животе или на спине. Инструктору необходимо контролировать синхронность выполнения упражнений.

• Ползание на животе.

• Ползание на спине.

9. «Бревнышко».

10. «Перекрестное марширование».

11. «Мельница».

12. «Парад».

13. Ходьба, а затем бег «змейкой» (ноги перекрещиваются) с изменением направления движения по команде инструктора (поворот кругом во время бега). Усложнением упражнения может быть ходьба или бег на носках.

14. Упражнение «Цыганочка».

15. Упражнение «Кошка».

16. Упражнение «Лежащая восьмерка». Участник должен делать движения правой, а затем левой рукой по траектории «лежащей восьмерки» (по три раза).

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

Игры:

1. «Зеркальные спички».

2. «Угадай букву».

3. Игра «Что голубого цвета?» - назвать предметы указанного цвета.

4. «Чем они похожи?» - определить общий признак для разных предметов.

5. «Кто старше».

6. «Последовательные картинки»

7. «Четвертый лишний».

8. Симметричное рисование предметов, симметричное рисование по клеточкам, геометрический диктант.

Развитие слухоречевой памяти

•Игра «Снежный ком» со слогами, словами (без опоры на картинку).

•Разучивание стихов, пересказ прочитанных (услышанных) текстов по наводящим вопросам с опорой на картинки по сюжету рассказа.

  • Разучивание коротких стихов, считалочек, скороговорок, чистоговорок.

Чтение.

Необходимы упражнения па развитие глазодвигательных мышц, что позволит увеличить поле зрения у ребенка.

Письмо.

Важным компонентом для повышения грамотности письма являются:

А) работа по развитию у ребенка навыков синтеза и анализа на слух речевых звуков (фонематический слух);

Б) работа по развитию умения составлять схему слова, с обязательной опорой на первых этапах на наглядный материал.

Необходимы упражнения на развитие мелкой моторики рук. Необходимы игры на развитие пространственного восприятия (лево-право, верх-низ, центр). Письмо по трафаретам. Умение печатать на компьютере.

Книжки - прописи, книжки-раскраски.

ИгрыИгра «Куда причалят лодки».

Примерный материал:

• чашка, ложка, книжка, бумажка, жук, катушка, пушка, шапка, обложка, жаба, флажки кошка, пирожки, мышка, снежки, вертушка, дорожка;

• юбка, репка, кнопка, кепка, трубка, бабка, тряпка, зубки, лапки, грибки, губки, шапка, коробка, дубки, папка.

3. Методы и средства оценки результативности программы

После каждого цикла занятий проводится «срезовая» диагностика по всем основным критериям нейропсихологического исследования параллельными и «пересекающимися» (другими, но аналогичными) методиками.

Основные требования к состоянию психофизиологического, психического и психологического здоровья как результату реализации программы

1. Позитивная динамика в соответствии с возрастными нормами развития.

2. Эффективность взаимодействия различных функциональных систем, обеспечивающих школьную и социальную успешность оптимальными по энергозатратам путями и способами.

3. Умение самостоятельно и активно использовать свои возможности и имеющиеся средства, самоорганизоваться в своей деятельности и отдыхе без истощения и переутомления.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная программа рассчитана на ребёнка с нарушением зрения и так называемой мягкой органической симптоматикой. С каждым годом их становится всё больше в массовой школе. Эти дети испытывают систематические трудности в овладении школьными навыками и умениями: различные варианты и сочетания дислексических, дисграфических, дискалькулических нарушений, трудности развития произвольного внимания и контроля, речи, дефицитарность зрительно-пространственного гнозиса и праксиса и т. д. Коррекционно-развивающие воздействия были бы более эффективны в первые годы жизни. Проблема состоит прежде всего в слабой информированности родителей. Часто лишь в предшкольный период или уже в школе родители начинают всерьёз осознавать, что особенности их ребёнка могут стать причиной неуспеха в учёбе, поэтому большая часть обращений приходится именно на возрастной период 5–11 лет.
0 ₽
Краткое описание трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при чтении рельефно-точечного шрифта и в работе с тифлоприборами для письма по системе Брайля, и способы их преодоления. Игры и упражнения, направленные на развитие навыка осязания, мелкой моторики, пространственных понятий.Правила, которые будут полезны педагогам в работе с детьми с нарушениями зрения.
0 ₽