логопед
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при чтении рельефно-точечного шрифта и в работе с тифлоприборами для письма по Брайлю:
1. Соблюдать строку при письме на приборе.
2. Попадать грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме.
3. Ориентироваться на приборе для письма.
4. Письмо и чтение "зеркальных" букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т- ю, у-м, ъ-ь).
5. "Переколы", "Недоколы".
6. Делать пропуски между словами при письме.
7. Ориентироваться в числе клеточек при переносе.
8. Ориентироваться в учебнике, находить задание.
9. Обратная направленность письма и чтения.
10. Различать знаки препинания и буквы при чтении.
11. Проверять грифелем написанное.
12. Находить ошибки.
логопед
Рекомендации по преодолению трудностей обучения письму и чтению по системе Л. Брайля:
Развивать чувствительность пальцев рук.
Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Развивать мелкую моторику рук, внимание.
Тренировка мышц кисти руки для более сильного нажатия на грифель.
Пользоваться ориентиром строк на приборе справа.
Соблюдать правильное "вертикальное" положение грифеля.
Научиться правильно и точно фиксировать лист, следить за его совмещением с границами прибора для письма.
Помнить, что правая сторона при письме - это левая при чтении, поэтому пишем с обратной стороны листа.
Четко знать нумерацию точек этих букв и цифр.
Не допускать лишних проколов, "исследовать" грифелем каждую клетку, читая справа налево и проговаривая нумерацию точек.
Пересчитывать строки перед завершением выполнения задания и перед фиксированием листа для продолжения работы в тетради.
Помнить, что в каждой строке прибора 24 клетки. При переносе должно хватить клеток на слог и на знак переноса.
Выполнять упражнения «Орнаменты и узоры», из комбинаций крайних и средних точек, зеркальных букв (пока не будет безошибочного написания).
Тренировочные упражнения письма через клетку с постепенным увеличением количества букв.
При знакомстве с учебником изучить оглавление.
Упражняться в нахождении страниц, чтении номеров упражнений и т.д.
Упражняться в нахождении в тексте только знаков препинания.
Проверять написанное, сверяясь с образцом и опираясь на изученные орфограммы.
логопед
Игры и упражнения, направленные на развитие навыка осязания, мелкой моторики, пространственных понятий.
Игра «Найди отличия».
Сначала ребенку предлагается два простейших предмета, например, геометрические фигуры, и предлагается найти два отличия, а затем можно усложнять и давать ребенка по два предмета из серии (транспорт, игрушки, инструменты, овощи и др.).
«Волшебная коробочка»
По инструкции взрослого ребенок опускает руку в картонную коробочку, наполненную крупой или геометрическими фигурами. Достает предмет и называет его.
«Найди фигуру»
По словесной инструкции ребенок должен найти одинаковые фигуры, среди карточек с рельефно-графическим изображением фигур.
Игра «Штопка»
Ребенку предлагаются перемешанные геометрические фигуры. Необходимо их разгруппировать, но задание усложняется тем, что квадраты необходимо положить в правый верхний угол плоскости, треугольники – в левый верхний угол, круги – в нижний левый угол, а остальные в правый нижний угол.
«Бабочки летят»
Опираясь на словесные указания взрослого, ребенок на листе бумаги перемещает бабочку в нужном направлении.
«Обводка по трафарету»
Ребенок по контуру трафарета грифелем прокалывает лист бумаги, тем самым появляется контур определенного рисунка.
Упражнение «Моделирования букв на экране»
Экран (лист белой бумаги), где учащиеся изображают буквы с помощью фасоли или бобов.
Приём для быстрого запоминания образа букв, цифр и знаков рельефно-точечного шрифта Л. Брайля при письме и чтении.
Игра "Читаю - пишу".
Два участника: один - ведущий, другой - испытуемый. Испытуемый сгибает в локтях руки и выдвигает их вперёд (две руки - две стороны шеститочия): правая рука - правая сторона шеститочия, левая рука - левая сторона. Каждая рука игроками мысленно делится на три части, что соответствует трём уровням расположения точек в шеститочии. Ведущий говорит: "Читаю" - и нажимает, например, "3"-ю и "2"-ю точки на левой руке, второй ученик должен вспомнить образ буквы при чтении и назвать букву - "б".
Логопед
П1. Формируйте речь одновременно с другими психическими процессами. Воздействуйте на все анализаторы. Ребёнок должен услышать, увидеть, почувствовать. Если есть возможность работать с опорой на осязание или слух, необходимо ее использовать. Развивайте внимание, память, мышление, воображение через систематическое использование дидактических игр: «Чего не стало?», «Хорошо-плохо», «Четвёртый лишний» и другие.
2. На каждом занятии развивайте пальцевую моторику. Пальцы-это второй артикуляционный аппарат. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Используйте в работе художественное слово.
3. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, так как для многих учащихся с нарушениями зрения, характерен вербализм (в большей степени, чем для учащихся массовой школы). Вербализм объясняется обедненностью опыта у таких детей и отсутствием за словом конкретных представлений. Развивайте ассоциативный словарь!
4. Развивайте мимическую и пантомимическую выразительность! При обедненном состоянии средств мимики и пантомимики дети испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния и зачастую не способны улавливать направленные к ним бессловесным образом сообщения в любых речевых контактах.
логопед
Особенности письменной речи у детей с нарушением зрения
Для детей с нарушением зрения характерно нарушение письменной речи –дисграфия. Это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках. Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо: речеслуховой (акустический), речедвигательный, речезрительный (оптический), двигательный. У детей с нарушение зрения в основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Хвместо Ж и т.д.;
добавление лишних элементов;
пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
зеркальное написание букв;
Пропуски гласных и согласных букв;
Слитное написание сдов и предлогов;
Нарушение линейной схемы предложения (пропуски, перестановки и вставки слов).
логопед
РДорисовывание незаконченных рисунков, обводки, штриховки;
Воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти;
Узнавание и называние предметов, букв, наложенных друг на друга;
Письмо букв по шаблонам;
Уточнение «схемы тела», (коснись правого уха, левого локтя, правой коленки и т.п.);
Подбери или выбери из предложений слова из 3, 4, 5 …звуков;
Вставь в слова пропущенные буквы;
Преобразование слов (добавление, перестановка и удаление букв, звуков, слогов);
Воспроизведение ритмов по образцу;
«Продолжи ряд», сохраняя принцип чередования;
«Что изменилось в ряду?», «Доскажи словечко»;
Установление последовательности событий на картинках.