Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего проблемы в развитии по музыке
Максимова Яна 3а класс
ФИО ребенка
ИОМ школьника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт коррекционно-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям школьного возраста возможность развиваться с учётом проблем в развитии и индивидуальных особенностей, развития заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.
Цель: создание оптимальных условий для коррекции (компенсации) проблем в развитии ребенка, систематизацияспособов включения в музыкальную образовательно-развивающую деятельность для осуществления полноценного развития воспитанника и реализации его потенциальных возможностей.
Задачи:
1. Создать благоприятное индивидуальное образовательно-развивающее пространство в школе и семье для коррекции (компенсации) проблем развития ребенка посредством музицирования и учетом ФГОС .
2. Реализовать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребенка с использованием музыкального искусства.
3. Осуществлять постоянный мониторинг уровня развития ребенка в период реализации ИОМ для сравнения, анализа и сопровождения коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1. | Уровень познавательной потребности | Ребёнок не испытывает удовольствия от музыкальной деятельности | Создание условий для индивидуального музицирования в группе и дома |
2. | Уровень концентрации внимания | Непроизвольное внимание сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.Объем произвольного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость | Подбор комплекта дидактических игр, направленных на развитие интереса к разным формам музицирования |
3. | Уровень памяти | Низкий уровень памяти и способности классифицировать, музыкальные произведения | Задания по составлению концертных программ: для кукол, для детей, для родителей и т.д. |
4. | Широта интересов | С удовольствием импровизирует на различных музыкальных инструментах: диатонических и шумовых | Развивать и поддерживать интерес к музицированию посредством игровых заданий |
5. | Уровень речи | Артикуляционная моторика развита не достаточно, не проговаривает ряд звуков: р, ш, л. | Подбор детского песенного материала для активизации артикуляционного аппарата и автоматизации звуков, отрабатываемых с логопедом |
5. | Ориентация в пространстве | Отсутствует четкость в выполнении движений | Подбор и освоение пластических этюдов под музыкальное сопровождение |
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность | срок | Форма представления результата |
Диагностика уровня музыкального (Таблица 1) и общего развития ребенка | Сентябрь 2022 г. | Составление диагностической карты |
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) | В течение года | Участие в праздниках, развлечениях совместно с детьми из группы |
Индивидуальные занятия: движения под музыку | В течение года | Освоение упражнений и пластических этюдов для ориентации в пространстве |
Индивидуальные занятия: музицирование на инструментах | Музицирование на инструментах на основе музыкального сопровождения; | |
Индивидуальные занятия: пение | Исполнение песен на автоматизацию звуков, поставленных логопедом | |
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) для общего развития | В течение года | Информация для родителей о музыкальных спектаклях, концертах и т. д. интересных для детей |
Участие в социально-значимых мероприятиях | В течение года | Участие в подгрупповых выступлениях перед знакомой аудиторией |
Работа с родителями | В течение года | Беседы с родителями по участию в ИОМ ПР |
Диагностика уровня музыкального (Таблица 1) и общего развития ребенка | Май 2023г. | Составление диагностической карты, анализ изменений |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ | Этапы работы | Форма представления результатов | Сроки реализации |
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | Сентябрь 2022 |
2 | Работа над развитием голоса: - развитием диапазона голоса; - развитие дыхания; - работа над чувством ритма | Расширение диапазона от с1-а 2; Увеличение продолжительности дыхания; Развитие чувства ритма; Освоение музыкально-слуховых представлений | Сентябрь 2022-май 2023 |
3 | Разучивание песни «Осенние дорожки»: | Овладение элементами вокального интонирования | Сентябрь-октябрь 2022 |
4. | Работа над развитием голоса: - работа над певческой дикцией и артикуляцией; - работа над чувством ритма | Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении; Развитие чувства ритма | Сентябрь 2022-май 2023 |
5. | Работа над коммуникативной компетенцией с помощью речевых и неречевых средств: мимики и пластики движений | Развитие коммуникативной компетенции | Октябрь-ноябрь 2022 |
6. | Разучивание песни «Тяв-тяв». Музыка К. Иванова. | Овладение навыками исполнения песни | Ноябрь 2022 |
7. | Развитие движений в пространстве помещения: маршировка, прыжки, поскоки и т.д. | Формирование сценической культуры | Ноябрь –декабрь 2023 |
9. | Участие в коллективных формах выступления на новогоднем концерте | Развитие уверенности во время выступления на сцене | Декабрь 2022 – январь 2023 |
10. | Иллюстрирование явлений окружающего мира посредством музицирования | Использование шумовых инструментов для иллюстрации различных явлений природы | Январь-февраль 2023 |
15. | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Корректировка ИОМ ПР с учетом результатов мониторинга общего развития ребенка | Май 2023 |
16. | Проектирование дальнейшего развития дошкольника посредством музыки | Создание образовательного маршрута на 2016-2017 год |