Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей младших школьников

Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей младших школьников

В работе рассматриваются результаты организации и осуществления опытно- экспериментальной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников в результате использования инновационных технологий.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Инновационные технологии вразвитии музыкальных способностей младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

3

ВВЕДЕНИЕ

4

РАЗДЕЛ І. музыкальные способности личности

6

РАЗДЕЛ ІІ. Инновационные технологии вразвитии музыкальных способностей младших школьников

9

2.1. Применение инновационных технологий в обучении пению

9

2.2. Восприятие музыки

10

2.3. Музыкально-ритмические движения

11

2.4. Игра на детских музыкальных инструментах

12

РАЗДЕЛ ІІІ. Динамика развития музыкальных способностей младших школьников

13

ВЫВОДЫ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Музыка стран Европы (урок музыки в 4 классе)

20

АННОТАЦИЯ

В работе рассматриваются результаты организации и осуществления опытно- экспериментальной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников в результате использования инновационных технологий.

Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с помощью инновационных технологий.

Гипотеза: процесс развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в результате использования инновационных технологий будет более эффективным, если создать творческую, воспитательную среду с включением в её содержание специальных занимательных упражнений для развития всех компонентов музыкальности (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) в сочетании с музыкотерапией и различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов; активных форм и методов обучения и воспитания.

ВВЕДЕНИЕ

Результатом реализации Государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыкальное искусство» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений Донецкой Народной Республики должна быть творческая, самостоятельная, активная личность, с ярко выраженными индивидуальными качествами. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития способностей младших школьников. Актуальность данной проблемы требует своего педагогического решения.

Цель работы: раскрыть теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста и обосновать педагогические условия его осуществления.

Цель работы определила необходимость решения следующих задач:

− подобрать методы и методики диагностики музыкальных способностей младших школьников;

− определить критерии оценки и их показатели развития музыкальных способностей младших школьников;

− установить начальный и конечный уровни развития музыкальных способностей младших школьников;

− осуществить основные направления развития музыкальных способностей младших школьников, выявленных нами при теоретическом анализе, с помощью инновационных технологий.

Методологической основой исследования являются совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития музыкальности личности; положения психологии и педагогики о взаимосвязи слуха и голоса; влиянии музыкального воспитания на физическое, умственное, эстетическое развитие личности; особенностях певческой деятельности и закономерностях овладения ею; связи музыки и цвета; возможности применения музыкотерапии.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование родителей и педагогов; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми младшего школьного возраста; обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

Раскрыты сущность и особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с помощью инновационных технологий.

Выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития музыкальных способностей младших школьников, построенные на принципах целостности, синкретизма, креативности, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы, природосообразности.

Сконструирована модель, построенная на основе использования личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подходов.

Определены критерии, показатели и уровни развития музыкальных способностей младших школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, разработанный диагностический материал, научно-практические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы педагогами в учебно-воспитательном процессе школы. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов музыкального отделения педагогических колледжей и ВУЗов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике школьного и семейного воспитания.

РАЗДЕЛ І. музыкальные способности личности

И.В. Дубровин, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.М. Фридман считают, что способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обуславливающие быстроту и легкость овладения какой-либо деятельностью и достижения в ней наивысших результатов по сравнению со средним уровнем. Различают специальные способности к той или иной деятельности (например, музыкальной) и общие - по многим видам деятельности, которые проявляются в качествах ума человека. Природную основу их развития составляют анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движений - задатки. Однако только на основе задатков нельзя прогнозировать развитие конкретных способностей человека. Ключевым моментом в их формировании является социальный опыт усвоения соответствующей звуковой информации, практика обучения - реальное овладение индивидом соответствующей деятельностью, в которой и развиваются те или иные задатки (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Овчинникова и др.).

Наука о наследственности - генетика - предполагает наличие у людей сотни различных задатков: от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, до редкой математической и художественной одаренности. В таких способностях, как музыкальные, существенной предпосылкой является тонкий слух, т.е. качество, зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Но это лишь задатки, предпосылки, а не сами музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова - это качества, данные для занятий музыкальной деятельностью.

Сами по себе задатки еще не обеспечивают высоких результатов в музыкальной деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются музыкальные способности. Если человек, даже с хорошими задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Первые теории раскрытия сущности и особенностей музыкальности встречаются в работах античных философов, чьи труды имеют большое значение для методологического основания исследуемой проблемы.

Фундаментом научно-теоретической разработки проблемы музыкальных способностей является монография выдающегося психолога Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», вышедшая в 1947 году. В ней автор дал всесторонний анализ сущности, структуры, особенностей функционирования и развития феномена.

В конце 80-х годов XX века значительным фактом в области теории музыкальных способностей стало исследование К.В. Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей». Автор развивает и обобщает основные положения теории Б.М. Теплова и на их основе демонстрирует системное представление о комплексе музыкальности. Вместе с тем монография К.В. Тарасовой явилась самым значительным на сегодняшний день исследованием возрастных закономерностей развития музыкальных способностей (от рождения до семи лет).

В начале XXI века заметным событием в музыкальной педагогике стали работы М.С. Старчеус «Слух музыканта» (2003) и Д.К. Кирнарской «Музыкальные способности» (2004).

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Элементы музыки, даже взятые в отдельности, представляют ценностные средства воспитания. Ритм развивает внимание, сосредоточенность. Мелодия открывает мир чувств. Динамика, тембр, заостряют слуховое восприятие. Наконец, пение - это такое многостороннее действие, что оно является также и неоценимым средством физического воспитания. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

РАЗДЕЛ ІІ. Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей младших школьников

2.1. Применение инновационных технологий в обучении пению

Применение инновационных технологий в обучении пению на уроках музыкального искусства повышает познавательный интерес школьников. Мультимедиа - средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства.

Цель – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху. Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей. Игровые задания преследуют разнообразные цели:

- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

- развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,

-отдельных компонентов чувства ритма;

- развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения инновационная форма обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

2.2. Восприятие музыки

Восприятие музыки один из сложнейших разделов образовательной программы.

Часто проводя занятия по слушанию музыки, я ловила себя на мысли, что не все детки одинаково слушают музыкальное произведение, встречается равнодушное, безразличное отношение к услышанному.

Что делать? Как заинтересовать ребенка? Как привлечь его внимание к восприятию музыки

На мой взгляд, необходимо сделать ребенка активным участником данного процесса.

Музыкальное восприятие детей младшего школьного возраста развивается во взаимодействии эмоционально-интонационного восприятия и индивидуальной интерпретации ребенка.

Для малыша бывает трудно рассказать о чувствах и настроениях, вызванных музыкой, соотнести их с характером музыки. Вот здесь то и смогут помочь ИКТ. Подбирая произведения для смены настроений и самочувствий младших школьников, останавливаю внимание на классической музыке.

Задачи:

- развитие музыкальных способностей младших школьников;

- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

- формирование познавательной мотивации у младших школьников к музыкальной деятельности.

Для закрепления материала по слушанию музыки использую художественно-изобразительную деятельность.

2.3. Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения необходимо рассказывать, объяснять и продемонстрировать упражнения. Дети пытаются воссоздать увиденное, выполнить упражнения, подражая педагогу или увиденному на экране. Объяснение техники исполнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки выполнения упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Музыка на занятии должна быть доступна восприятию ребенка, поэтому использую детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные произведения.

Многое могут дать сюжетные уроки. Сюжетное уроки выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок, главных героев которых можно показать, используя презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint. В сюжетном уроке преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).

Также возможно применение упражнений - импровизаций. Эти упражнения способствуют творческому мышлению, воображению и фантазии. Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций.

2.4. Игра на детских музыкальных инструментах

Необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах. Демонстрация презентаций, разработанных мною к занятиям по изучению детских музыкальных инструментов, помогает озвучить задания, дети совместно музицируют - играя в оркестре, изображают пантомиму, поют в хоре. Благодаря демонстрации презентации решаются психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя более раскрепощенным; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. Дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Информация, представленная на компьютерных дисках или сети Internet, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Например, на основе DVD –диска «Путешествие в мир музыки с Чавостиком» занятие можно превратить одновременно и в игру, и в деятельность по изучению музыкальных инструментов.

РАЗДЕЛ ІІІ. Динамика развития музыкальных способностей младших школьников

Наблюдение за поведением младших школьников на уроках музыки позволило сделать вывод, что они с удовольствием посещают уроки музыки. Но в силу своих возрастных особенностей остаются еще в рамках игрового момента. Применение игровой формы, использование музыкально-дидактических игр позволяет поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности. В основе построения моих занятий с детьми лежит принцип диагностики и развития музыкальных способностей в процессе обучения детей.

При помощи анкетирования родителей были выявлены музыкальные интересы младших школьников и насколько заинтересованы родители в том, чтобы его ребенок обучался музыке.

Для проведения диагностики уровня развития музыкальных способностей младших школьников были разработаны контрольные творческие задания и подобраны соответствующие критерии к ним.

Задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки, характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений:

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу). Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках «Василёк» или «Петушок»).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав пьесы: «Мотылёк» Майкапара, «Польку», «Марш», дети должны изобразить мотылька (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

Критерии уровней развития музыкальности можно использовать предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой.

Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей:

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Для диагностики использую таблицу контроля за развитием музыкальных способностей учащихся.

Таблица 1. Диагностическая карта уровней развития музыкальных способностей учащихся

Ф. И. ребёнка

Л.Ч.

М.С.П.

Ч.Р

М.С.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

Оробинская Катя

Shape1Shape2Shape3

Shape5Shape6Shape7

Shape8Shape9Shape10

Shape11

Shape12

Shape13

Shape14

Shape15

Shape16

В. У.

2

Чистякова Саша

Shape17Shape20Shape21

Shape22Shape25Shape26

Shape27Shape30Shape31

Shape32

Shape33

Shape34

Shape35

Shape36

Shape37

С.У.

3

Панасенко Саша

Shape38Shape40Shape41

Shape42Shape44Shape45

Shape46Shape48Shape49

Shape50

Shape51

Shape52

Shape53

Shape54

Shape55

Н.У.

Условные обозначения:

Л.Ч

Shape56

Ладовое чувство

В.У

Shape57

Высокий уровень

М.С.П

Shape58

Музыкально-слуховые представления

С.У

Shape59

Средний уровень

Ч.Р

Shape60

Чувство ритма

Н.У

Shape61

Низкий уровень

М.С

Общие музыкальные способности

Исходя из итогов диагностической карты, намечается дальнейший путь работы с классом, в зависимости от того, какие из компонентов музыкальных сспособностей необходимо развивать тому или иному ученику.

Проведя диагностику музыкальных способностей детей в начале и конце учебного года можно сделать соответствующие графики и диаграммы.

Таблица 2. Диаграммы уровня развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Начало учебного года

Конец учебного года

Ладовое чувство

Shape62

Shape63

Музыкально-слуховые представления

Shape64

Shape65

Чувство ритма

Shape66

Shape67

Таблица 3. Диаграмма уровней развития музыкальных способностей

Shape68

Начало учебного года

Конец учебного года

В.У. – 12,5%

С.У. – 56,25%

Н.У. – 31,25%

В.У. – 18,75%

С.У. – 56,25%

Н.У. – 25%

Как показывают табличные данные, значительно повысился уровень развития музыкальных способностей детей, что подтверждают данные количественного роста всех показателей и процентное соотношение учащихся. Учащиеся значительно лучше стали определять на слух звуковысотные соотношения звуков и мелодии; стали чище интонировать (песни, попевки); выросла эмоциональная активность детей на услышанную музыку: дети стали слышать лучше контрасты, музыкальную форму, средства музыкальной выразительности; заметно развитие ритмического слуха; воспроизведение ритма в движении; соответствие ритма движений ритму музыки.

ВЫВОДЫ

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на уроке музыкального искусства атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения

  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность

  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению

  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития

  • учитель музыкального искусства находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается жизненной практикой и наукой. Развитие музыкальных способностей каждого ребенка создает условия для выдвижения ярких талантов, для развития всей музыкальной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Развитие детского голоса. М., 1963. С. 18—27.

2. Алпарова, Н. Н., Николаев В. А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет. М.: Владос, 2004.

3. Кармакова Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки // Начальная школа. 2007. №3. С. 48-51.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения // Музыка в школе. 2003. № 2. С. 30—34.

5. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6—7 лет. М.: Просвещение, 1988. 143 с.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и преподав. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.

7. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. М.: Чистые пруды, 2006, 32 с.

8. Семячкина Г. А. Музыкотерапия как средство развития способностей школьников // Начальная школа. 2008. №1. С. 27-30.

9. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Наука, 1985. 216 с.

10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: Избр. труды. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 330 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МShape69 узыка стран Европы.

(урок музыки в 4 классе)

Цель. Познакомить учащихся с бальными танцами разных народов на примере музыкальных произведений. Сопоставить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке, создать свои определения музыкальных понятий. Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально – практической деятельности, развивать творческое мышление, внимание, память. Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре разных стран и народов.

Тип урока: урок – путешествие.

Методы:по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Наглядность: карта путешествия, портреты композиторов, видеофрагменты танцев, музыкальный кроссворд «Танцевальная разминка», игра «Исправь мои ошибки».

ТСО: проигрыватель CD – дисков, компьютер.

Музыкальный материал: Ф. Шопен «Полонез Ля Мажор», чешская народная песня «Полька», Л. Боккерини «Менуэт», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс», «Полонез» М. Огинского, YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS», песня из кинофильма «Три орешка для Золушки в исполнении Карела Готта, STRAUSS «GESCHICHTEN AUS DEM WIENER WALD», песня «Голубой вагон», фрагменты танцев из кинофильмов.

Ход урока.

Вход в класс под музыку Л. Боккерини «Менуэт».

Музыкальное приветствие.

Добрый день, вам, добрый день!

В мире музыки, фантазий и песен.

Добрым будь, щедрым будь

И искусством в добрый путь!

Эмоционально – психологический настрой на урок.

Учитель: Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодня на уроке нас ожидает много нового и интересного.

Физкультминутка.

Ножки, ножки

Бежали по дорожке.

(Бег на месте).

Лугом, лесочком

Прыгали по кочкам.

(Прыжки).

Прибежали на лужок

И потопали: топ, топ, топ.

(Ритмическое притопывание ногами).

На цветочки засмотрелись,

(Оглядываясь кругом, рассматривают)

Песенки распелись

(Активная работа артикуляционного аппарата без звука)

У березки встали,

(Ходьба на месте)

Бодро танцевали

(Произвольные танцевально – ритмические движения.)

Дети садятся.

Теманашегоурока: «Музыка стран Европы».

Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

Дети: Да, это язык музыки.

Учитель: Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода. Красивы и отличительны по характеру танцы народов мира. Это зависит от страны, в которой они родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Актуализация ранее полученных знаний.

Мы знаем, что существует три основных жанра, три типа, которые помогают понять музыку. Назовите их.

Дети: Песня, танец, марш.

Учитель:Что вы знаете о танцах?

Какие названия танцев известны вам?

Где можно услышать танцевальную музыку? Увидеть исполнение танца?

Какие танцы вы умеете исполнять?

С какими танцами мы познакомились на прошлых уроках?

Какие танцы называют бальными?

Кроссворд «Танцевальная разминка»

В таблице находятся названия старинных танцев. Постарайтесь как можно скорее их отыскать.

в

м

г

у

к

е

р

е

л

т

п

а

к

а

д

р

и

л

ь

а

п

о

л

л

в

м

е

н

у

э

т

о

л

ь

г

о

д

о

н

р

и

к

л

ь

с

а

т

г

ч

а

р

д

а

ш

к

н

е

п

о

л

о

н

е

з

к

а

т

а

н

г

о

л

г

о

п

а

к

Учитель:Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет необычный урок, а урок – путешествие. А отправляемся мы туда в волшебном поезде, который готов к поездке. Но прежде всего мы должны распеться.

Распевание, упражнения на дыхание.

Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох – как спускает шарик (2-3 раза).

Упражнение «33 Егорки»

Представьте, что вы елочки в лесу. Подуйте на ладони (3 раза). Сделайте 3 резких выдоха.

Упражнение «Разные ребята»

«Музыкальное эхо»

Изучение нового материала.

Учитель:Вы готовы к поездке. Мы отправляемся в путешествие по планете Разноцветной Музыки, в страны Загадочных Ритмов. В главных дворцах каждой танцевальной страны приветливо засияли огни, и зазвучала волшебная музыка.

Я – ваша подруга,

Я – ваша попутчица.

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали, кто я?

Ну, конечно же, … (песня).

Чтобы поезд смог куда-нибудь поехать, нужно спеть песню о нем. Вы знаете такую песню?

Дети: «Голубой вагон».

Дети исполняют припев песни «Голубой вагон».

УShape70 читель:(звучит «Полонез» М. Огинского). Нас радушно принимает Польша. В XV веке в Польше возник танец полонез.

Я к вам на бал не опоздал,

Ведь мною открывают бал.

Я польский танец – и давно

Такое имя мне дано.

Когда – то его называли «великим» или «пешим», так как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш, только на три доли.

Ученик:В старину народный полонез исполняли только мужчины. Со временем величественный танец – шествие стал открывать балы: гости становились в пары и длинной вереницей шли по залу с легкими приседаниями. Так полонез стал популярным бальным танцем.

Видеофрагмент из кинофильма «Война и мир».

Shape71

Учитель:Произведения великих польских композиторов Ф. Шопена и М.Огинского стали своеобразным музыкальным символом Польши. Музыка полонеза торжественна, величественна, блестяща.

В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца 3/4.

Видеофрагмент из кинофильма «Гусарская баллада».

Shape72

Учитель:Какой характер музыки полонеза?

Какой цветовой фон подходит к этому танцу?

(Ответы детей).

УShape73 читель:Нам пора продолжить путешествие. Нас ожидают в главном дворце следующей танцевальной страны. (Звучит YVES MONTAND «SOUS LE CHIEL DE PARIS».) По пути любуемся дворцом – музеем Лувр, Эйфелевой башней, лакомимся французскими булочками, пирожными и конфетами, которые очень популярны среди французов и иностранных туристов. Французы почитают старинные танцы. В XVІІ веке самым популярным танцем был менуэт (с фр. – маленький, мелкий).

Нежно играет нам кларнет.

В зале все танцуют менуэт.

Раз – два – три – отбивает такт.

Раз – два – три - знаем, он покажет нам каждый шаг.

Ученик: Старинный французский танец в трехдольном размере, который исполняли парами, плавно и грациозно. Он имеет народное происхождение, однако в 17 веке, попав в замки и дворцы, превратился в бальный танец.

Учитель:Попав в замки и дворцы, менуэт превратился в образец французского балета. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок, назад, изящные шаги и легкое скольжение.

Видеофрагмент из кинофильма «Д'Артаньян и три мушкетера».

Shape74

Учитель:Менуэт был популярен во времена В. Моцарта. Наверное, поэтому Вольфганг Амадей тоже написал такой танец. А было композитору всего 6 лет!

Менуэт – торжественный, степенный, грациозный и галантный танец. Танец грации и изящества.

Видеофрагмент из кинофильмов «Адмирал Ушаков» и «Три орешка для Золушки».

Shape75

Shape76

Учитель:Опишите характер музыки танца.

Какой цветовой фон сюда больше подойдет?

Рассмотри схемы тактирования. Какая из них соответствует движению менуэта?

Shape77

(Ответы детей).

Учитель:Мы продолжаем путешествие. (Звучит песня из кинофильма «Три орешка для Золушки в исполнении Карела Готта.) За окнами вагона показались древние замки Чехии. У каждого народа есть свои национальные игрушки. В Чехии – это марионетки – куклы, которые управляются с помощью тонких веревочек. А еще здесь очень любят танцевать. На одной из улиц Чехии вы можете увидеть «танцующий» дом. Нас ожидают в главном дворце этой страны.

ЯShape78– не польская дивчина,

Я по-чешски – «половина».

Мое имя, между прочим,

Говорит вам – шаг короче.

Видеофрагмент из кинофильма «Золушка».

Shape79

Учитель:Какой характер этого танца?

Какие движения хочется делать под эту музыку?

Ответы детей: Характер веселый, задорный. Под эту музыку хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши.

Учитель:Вы познакомились с танцем, который называется полька. Полька – это чешский народный танец, который известен всему миру. Танцуют его парами, по кругу прыгая подскоками, весело и непринужденно в размере 2/4. Со временем стал бальным танцем. Музыка польки легкая и грациозная. Полька (с чешск. – половинка).

«Полька» в исполнении учащихся 1 класса.

Учитель:А вы знаете песенку, которая называется «Полька». Сейчас мы повторим один куплет этой песенки и с его помощью проведем разминку.

Руки сами хлопают, хлопают,

Ноги сами топают, топают,

Дружит ветер с песенкой, песенкой,

Всем ребятам весело, весело!

Исполнение песни «Полька»

Учитель:Так какой же танец называется полькой?

Ответы детей: Это деревенский сельский танец чешского народа, для которого характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной, игривый характер.

Учитель:Какой цветовой фон сюда ближе подойдет?

Ответы детей: Желтый, оранжевый, потому что характер озорной, игривый, радостный.

УShape80Shape81 читель: Прощаемся с Чехией и в путь! Наше путешествие подходит к концу. (Звучит STRAUSS «GESCHICHTEN AUS DEM WIENER WALD».) За окнами показались Альпы. Мы в Австрии. Любимое средство передвижения австрийцев – велосипед. Здесь сочиняли свои замечательные произведения Моцарт и Штраус. Главный дворец последней, на сегодня, удивительной танцевальной страны приветливо сияет огнями и звучит волшебная музыка.

Видеофрагмент из кинофильма «Летучая мышь».

Учитель: Как называется этот танец?

Ответы детей: Вальс.

Учитель: Как вы догадались?

(Ответы детей).

УShape82 читель: Вот уже больше 250 лет живет и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем он превратился в вальс. Вальс (с фр. и нем. - кружиться). Прежде всего, новый танец завоевал Вену. Вальсы создавали многие композиторы. А «королем» вальса называют выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), который написал более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир. Вальсы бывают очень разные – медленные, спокойные и быстрые, мятежные. Однако этот бальный танец всегда имеет трехдольный размер.

Зимний бальный сезон – важное событие в культурной жизни Вены. Он начинается накануне Нового года и длится около 7 недель.

Ребята, представьте, что вы на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.

Бал в разгаре. Все кружится,

По паркету след ложится

От летящих легких пар.

Если ты еще не стар,

То почувствуй наслажденье

От мелодии, движенья.

«Вальс» в исполнении учащихся 4 класса.

Учитель: Почему здесь возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать? Верно, благодаря трехдольному размеру создается ощущение плавного кружения: раз – два – три.

Учитель: Так что же такое вальс?

Ответы детей: Парный бальный танец в размере ¾.

Учитель: А какой цветовой фон подойдет к этому танцу?

Ответы детей: Белый, розовый, голубой, так как танец нежный, ласковый, изящный.

Учитель: Нам пора возвращаться домой. (Звучит песня «Голубой вагон».)

Закрепление материала.

Учитель:Проверим, каквы усвоили новый материал.

Игра «Исправь мои ошибки».

Указать стрелками правильные ответы

Полонез

Чехия

Менуэт

Польша

Вальс

Франция

Полька

Австрия

Учитель: Чем отличаются друг от друга эти танцы?

Учитель: В каких жизненных ситуациях люди разных времен и народов танцуют? Почему? С чем это связано?

Ответы детей: Люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим.

Учитель: Вы смотрели фрагменты различных танцев. Может ли танец быть маршевым? А песня танцевальной? Какую песню с танцевальными ритмами мы разучивали?

Игра «Угадай мелодию».

Каждый день в королевстве Танцев танцевали только один танец. Все жители надевали голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на голубую площадь и танцевали:

в понедельник – вальс,

во вторник – ламбаду,

в среду – польку,

в четверг – полонез,

в пятницу – менуэт,

в субботу – мазурку,

в воскресенье – рок –н- ролл!

Отгадайте: какой день недели в королевстве?

Звучат Ф. Шопен «Полонез Ля Мажор», Л. Боккерини «Менуэт», С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс».

Итог урока.

Что нового узнали?

Что понравилось?

Что запомнилось за время путешествия?

Где бы вы еще хотели побывать?

Анализ уровня активности учащихся, оценка знаний.

«Танцы, танцы, танцы…»

Учитель: Предлагаю закончить урок минутой творчества. Посвятим танцам несколько строк и сочиним пятистишие под названием «Танцы, танцы, танцы…»

1. Название «Танцы, танцы, танцы…»

2. Два прилагательных (какие?) (Красивые, любимые)

3. Три глагола (что делают?) (Волнуют, кружат, несут)

4. Фраза, состоящая из четырех слов, которой вы выражаете свое отношение к танцам. (Это красота, грация, изящество)

5. Одно слово, ваша ассоциация к словам «Танцы, танцы, танцы…» (Восторг, восхищение)

Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего путешествия, а знания, полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни.

Под музыку дети выходят из класса.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса подойдет для закрепления знаний музыкальной терминологии; основных тем музыкальных произведений, развития способностей детей работать в группе, позволит разнообразить учебный процесс.
0 ₽
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса подойдет для закрепления знаний музыкальной терминологии; основных тем музыкальных произведений, развития способностей детей работать в группе, позволит разнообразить учебный процесс.
0 ₽
Данная контрольная работа позволяет определить качество знаний учащихся по музыке, установить степень усвоения ими учебного материала в конце года. На выполнение задания отводится 45 мин. Учащиеся выполняют задания путем выбора правильного ответа и его записи для тестовых заданий закрытого типа (например, 1А; 2В; 3Б и т.д.); записи пропущенного слова в тестовых заданиях открытого типа; решения анаграммы. Контрольные работы содержат 12 заданий, которые разделены на 3 уровня сложности
0 ₽