Муниципальноебюджетноеучреждениедополнительногообразования
«Детскаяшколаискусств№1»
Сценарий
по мотивам произведения Редьярда Киплинга
«Кошка, которая гуляла сама по себе»
Подготовила:
Астапенко Наталья Владимировна,
преподавательтеатральных дисциплин
г.Сургут-2023
Сценарий
по мотивам произведения Редьярда Киплинга
«Кошка, которая гуляла сама по себе»
Действующие лица:
Летучие мыши (Поля, Саша) – они же рассказчицы
Мужчина
Женщина
Кошка
Корова
Лошадь
Собака
Сцена 1
Вступительная музыка (Все герои выходят на сцену по очереди и «фиксируются» в выразительных позах, Мужчина и Женщина – в центре)
ПОЛЯ: - Это было ещё в ту далёкую пору, когда Ручные Животные были Животными Дикими.
САША: - Собака была дикая, (собака уходит)
ПОЛЯ: - и Корова была дикая! (корова уходит)
САША: - и Лошадь дикая. (лошадь уходит)
ПОЛЯ: - Но самая дикая была Дикая Кошка — она бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе. (кошка ходит по сцене, подходит к людям, фыркает на мышей и уходит)
САША: - Человек, конечно, был тоже дикий, страшно дикий, ужасно дикий.
ПОЛЯ: - И никогда бы ему не сделаться ручным, если бы не Женщина.( женщина берет мужчину за руку, и они уходят)
САША: - А мы?
ПОЛЯ: - А мы…- живем в пещере! (уходят в пещеру)
Сцена 2
(ВЫХОДЯТ МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, Мыши выглядывают
ЖЕНЩИНА Стой! Мне не нравится твоя дикая жизнь! Давай найдём сухую пещеру!
МУЖЧИНА: - Зачем?
ЖЕНЩИНА: - Спать в пещере куда лучше, чем валяться под открытым небом. (Заходит в глубину пещеры)
(мыши «вылетают из пещеры)
САША: Она посыпала пол чистым песочком и развела в глубине Пещеры отличный костёр.
(МУЖЧИНА угрожает Мышам)
ЖЕНЩИНА: - Здесь хорошо! (видит, что Мужчина угрожает мышам). Оставь этих тварей, они нам не помешают. — Вытирай, милый, ноги, перед тем как войти: ведь теперь у нас хозяйство.
Саша:(встревоженно) Она посыпала пол песочком и стало сухо!
Поля: Ничего, ничего.
Выходят все
Собака: Что у вас случилось?
Поля: В нашей пещере поселились люди!
Собака: Люди?!
Лошадь: О-го-го!
Корова: Да, ну!
Собака: Там же сыро!
Саша: Женщина посыпала пол песочком и стало сухо!
Поля: Она разожгла огонь и стало тепло.
Лошадь: О-гонь?
Поля: … и стало тепло.
Овечка: Тепло - это хорошо!
Саша: Еще в пещере появились какие-то новые запахи.
Собака: Пахнет едой?
Поля: Женщина накормила Мужчину, и он уснул.
Саша: а она кажется начала колдовать!
Все: как это колдовать? Ах, колдовать! Колдовать!
Кошка: Женщина что-то задумала, она хочет всех приручить!
Все: Как это, как это? (убегают за Кошкой)
Колдовской танец с костью
(После танца Женщина уходит, Мыши слышат, что кто-то идет, бегут за ней)
САША, ПОЛЯ: - Хозяйка там кто-то идет!
Сцена 3
СОБАКА: — Пойду погляжу, а потом расскажу. Мне кажется, что там не так уж плохо. Кошка, пойдём со мной!
КОШКА: — Ну нет, Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе (уходит)
СОБАКА: — Ну, тогда я тебе не подруга (опасаясь, пробирается к посуде с костью)
ЖЕНЩИНА: — Вот, уже пришла первая. Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, чего тебе надобно здесь?
СОБАКА: — Скажи мне, о Враг мой, Жена Врага моего, что это пахнет так нежно среди этих Диких Лесов?
ЖЕНЩИНА: — Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, отведай, погрызи эту кость.
СОБАКА: — Послушай, о Враг мой, Жена моего Врага, брось мне скорее другую такую же кость.
ЖЕНЩИНА: — Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, пойди помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.
КОШКА (выглядывает): — Ах, это очень умная Женщина, хотя, конечно, не умнее меня.
СОБАКА: — О, мой Друг, Жена моего Друга, хорошо. Я готова помогать твоему Мужчине охотиться, я буду стеречь по ночам вашу пещеру.
(ЖЕНЩИНА УХОДИТ В ПЕЩЕРУ, ПЁС ЛОЖИТСЯ ПЕРЕД ВХОДОМ)
КОШКА: — Ах, что за глупая Собака!
(КОШКА УХОДИТ)
Музыка - утро
(ВЫХОДИТ МУЖЧИНА, СПОТЫКАЕТСЯ Об Собаку)
Музыка становится тише
МУЖЧИНА: — Что здесь делает Дикая Собака?
(ВЫХОДИТ ЖЕНЩИНА)
ЖЕНЩИНА : — Ее имя уже не Дикая Собака, а Первый Друг, и она будет нам другом во веки веков. Как пойдёшь на охоту, возьми и ее с собой.
(МУЖЧИНА И Собака УХОДЯТ)
Музыка – спокойная
Сцена 4
ПОЛЯ: На следующий вечер Женщина нарезала на заливных лугах большую охапку травы и разложила её сушиться у огня
Колдовской танец
(ВЫХОДЯТ КОРОВА, ЛОШАДЬ И КОШКА)
КОРОВА (НЮХАЕТ): — Пойдем поглядим, почему Дикая Собака не вернулась. Кошка, хочешь отправимся вместе?
КОШКА: — Нет, я, Кошка, брожу, где вздумается, и гуляю сама по себе. Идите сами.
(КОШКА ПРЯЧЕТСЯ. КОРОВА И ЛоШаДЬ ВХОДЯТ, осматриваются,
(ВЫХОДИТ ЖЕНЩИНА)
КОРОВА О враг мой, жена моего врага!
ЛОШАДЬ: - Где дикая собака, и почему она ещё не вернулась?
ЖЕНЩИНА: — Вы, из Дикого Леса Дикие Твари, не за Собакой вы пришли сюда, а за сеном, за этой вкусной травой.
КОРОВА: — Это правда. Дай-ка мне сена!
ЛОШАДЬ: - И мне!
ЖЕНЩИНА: — Вы, из Дикого Леса Дикие Твари, склоните свои дикие головы и носите, что я надену на вас, — носите, не снимая во веки веков, ты давай нам своё молоко, а ты – помогай в хозяйстве: приноси вместе со мной с луга много вкусной травы, и трижды в день вы будете есть эту дивную траву.
КОШКА: — Ах, эта Женщина очень умна, но, конечно, не умнее меня.
Музыка - спокойная
КОРОВА: — О, моя Госпожа, о, Жена моего Господина, за чудесную эту траву я буду вечно давать тебе своё молоко!
ЛОШАДЬ: - А я буду помогать в хозяйстве.
КОШКА: — Ах, как глупы корова и лошадь! (КОШКА УБЕГАЕТ)
(ВХОДЯТ МУЖЧИНА И Собака)
МУЖЧИНА: - Что делает здесь Дикая Корова и Дикая Лошадь?
ЖЕНЩИНА: — Теперь не Дикая Корова ей имя, но Подательница Хорошей Еды. А ее имя – Помощница по Хозяйству. Она будет давать нам белое парное молоко во веки веков, а с ней я готова ходить за сочной травой, пока ты, да наш Первый Друг, будете в лесу на охоте. (ЖЕНЩИНА ДАЁТ КРЫНКУ МУЖЧИНЕ, ОН ПРОБУЕТ молоко)
МУЖЧИНА: – Да, это действительно добрая еда!
(ДОВОЛЬНЫЙ, УХОДИТ В ПЕЩЕРУ)
Сцена 5
(ВЫХОДИТ КОШКА, ХОДИТ ВОКРУГ КРЫНКИ)
КОШКА: — Ты, мой Враг, Жена моего Врага! Скажи: не видела ли ты Коровы?
ЖЕНЩИНА — Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, ступай себе в Лес подобру-поздорову! Мне больше не надо ни помощников, ни друзей.
КОШКА: — Я не друг и не помощник. Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе, и вот мне вздумалось прийти к тебе в Пещеру.
ЖЕНЩИНА: — Ты, Кошка, гуляешь сама по себе и ходишь, где тебе вздумается. Ты сама говоришь, что ты не помощник и не друг. Иди же отсюда сама по себе куда вздумается!
КОШКА: — Неужели мне иной раз нельзя прийти к тебе в Пещеру и погреться у горячего огня? И неужели ты никогда не дашь мне полакомиться белым парным молоком? Ты такая умница, ты такая красавица, нет, хоть я и Кошка, а ты не будешь жестока со мной.
ЖЕНЩИНА: — Я знаю, что я умница, но что я красавица — не знала. Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в Пещеру.
КОШКА: — А если ты дважды похвалишь меня?
ЖЕНЩИНА: — Ну, этому не бывать. Но если это случится, входи и садись у огня.
КОШКА: — А что, если ты трижды похвалишь меня?
ЖЕНЩИНА: — Ну, этому не бывать! Но если это случится, приходи и получай молоко три раза в день до скончания века!
(КОШКА И ЖЕНЩИНА СОВЕРШАЮТ ДОГОВОР)
ВМЕСТЕ: – Договорились!!
(ЖЕНЩИНА УХОДИТ В ПЕЩЕРУ)
Сцена 6
САША: - Ах, как хорошо и уютно стало в нашей пещере!
(Звук крика младенца)
ПОЛЯ: - Только маленький ребенок так кричит, а хозяйка не может его успокоить.
(ВЫХОДИТ КОШКА)
САША: — А в Пещере появился Младенчик! Он совсем, совсем новенький. ПОЛЯ: - Такой розовый, толстый и крошечный.
САША: - А еще он кричит, но очень нравится Женщине.
КОШКА: — Отлично, А что же нравится Младенчику?
САША И ПОЛЯ: — Мягкое и гладкое, Потом ему нравится, чтобы с ним играли. Вот и всё, что ему нравится.
КОШКА: — Отлично, Если так, то мой час настал.
(ЗВУК КРИКА МЛАДЕНЦА ИЗ ПЕЩЕРЫ, КОШКА ПРИБЕГАЕТ ТУДА, МЛАДЕНЕЦ СТИХАЕТ – смех младенца, МЫШИ ЗАСНУЛИ НА СЦЕНЕ, ВЫХОДЯТ ЖЕНЩИНА И КОШКА)
ЖЕНЩИНА: — Спасибо, Дикая Тварь. У меня так много работы, а ты оказала мне большую услугу.
КОШКА: — Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, — сказала Кошка, — посмотри: я здесь. Ты похвалила меня — и вот я здесь и буду сидеть в Пещере во веки веков. Но всё же запомни: я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.
ОПЯТЬ КРИК МЛАДЕНЦА. ЖЕНЩИНА хотела бежать. НО КОШКА бежит вперед и УСПОКАИВАЕТ – смех младенца)
(ЖЕНЩИНА прислушивается)
САША И ПОЛЯ: – О, наша хозяйка, мать хозяйского сына! Как славно играет из дикого леса дикая тварь с твоим малышом!
ЖЕНЩИНА: – Молодец, из дикого леса дикая тварь!
КОШКА (ВЫХОДИТ): — Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, посмотри: я здесь. Ты снова похвалила меня, и вот я здесь, у тёплого очага, и отсюда я не уйду во веки веков. Но всё же запомни: я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.
Возвращаются: МУЖЧИНА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КОРОВА
Очень тревожная музыка
(ВДРУГ ЖЕНЩИНА ВИДИТ МЫШЬ: ВСЕ КРИЧАТ И ПРЯЧУТСЯ ОТ НЕЁ)
ЖЕНЩИНА: — Ай-ай-ай! Мышь!!!
(КОШКА ЛОВИТ МЫШЬ)
Спокойная музыка
ЖЕНЩИНА: — Спасибо тебе тысячу раз! Сам Первый Друг ловит Мышей не так быстро, как ты. Ты, должно быть, большая умница.
КОШКА: — Ты, мой Враг, ты, Жена Врага моего, ты, Мать моего Врага, — сказала Кошка, — посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока — во веки веков. Но всё же помни: я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.
ЖЕНЩИНА: - О КОШКА, ты разумна как человек, но наш договор был заключен, когда в доме не было ни МУЖЧИНЫ, НИ СОБАКИ, НИ КОРОВЫ, НИ ЛОШАДИ, я не знаю, что они скажут?
МУЖЧИНА: КОШКА, ты должна ловить мышей во веки веков, а если будешь мешаться под моими ногами, ТО В ТЕБЯ ПОЛЕТИТ МОЙ САПОГ и так будут делать все мужчины во веки веков.
КОШКА: Ладно я буду ловить мышей во веки веков, но помни, я кошка, хожу, где вздумается и гуляю сама по себе.
ЛОШАДЬ: Гуляй, гуляй, да не там, где я, попадешь мне под копыта и тебе не поздоровится, и так будут поступать все ЛОШАДИ после меня.
КОШКА: Ладно я не встану у тебя на пути, но помни, я кошка, хожу, где вздумается и гуляю сама по себе.
СОБАКА: Гуляй, гуляй, но только не там, где я, а то запримечу тебя, загоню на дерево, и так будут поступать все собаки, живущие после меня.
КОШКА: Мое дело - играть с младенцем, забавляться фантиком на ниточке и лакать молоко, что мне до тебя и твоего лая, СОБАКА.
КОРОВА: Лакай, КОШКА, молоко, но только после того, как поест вся семья. Но, если ты не услышишь мое мычание - пара моих длинных рогов защекочут твое пузо.
КОШКА: Ладно, я принимаю ваши условия, я буду равноправным членом семьи и с гордостью буду называть себя ВТОРОЙ ХОЗЯЙКОЙ ДОМА. Но только наступит ночь и взойдет луна, я скажу вам: " Я КОШКА, хожу, где вздумается и гуляю сама по себе. И убегу в дикую чащу леса, заберусь на мокрое дикое дерево или высокую крышу. И так будут поступать все кошки после меня. МЯУ.
Финальная музыка
Конец.
Список используемой литературы:
1. Чекмаев С., Гравицкий А., Наумов И. Сценарное искусство. – Бомбора, 2023.
2. Ширяев В., Котов Д., Сценарное мастерство. – М. Альпина, 2020.
3. Кнебель М.О. Действенный анализ пьесы и роли. – М. Искусство, 1982.