Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Театр
  3. Методическая разработка по Сценической речи "Речь в движении"

Методическая разработка по Сценической речи "Речь в движении"

0 подписчиков
Эта методическая разработка предназначена для учащихся второго, третьего года обучения. Тренинг развивает голосовой аппарат, формирует навыки сценической речи, учит правильному, четкому произношению при движении и других физических нагрузках.

Предметы

Театр

Категория

Театр
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальноебюджетноеучреждениедополнительногообразования

«Детскаяшколаискусств№1»

Методическая разработка по сценической речи

«РЕЧЬ В ДВИЖЕНИИ»

Подготовила:

Астапенко Наталья Владимировна,

преподавательтеатральных дисциплин

Сургут-2024

Пояснительная записка

В театре важно не только четко правильно говорить, но уметь владеть голосом при движении, беге, физических нагрузках. Существует целый ряд упражнений на развитие речи в движении, к которым желательно переходить только после освоения упражнений на развитие дикции и дыхания.  Учащимся будет сложно одновременно учиться правильно говорить и выполнять упражнения на движение. Только систематические занятия по развитию речи принесут результат. Педагог должен знать голосовые возможности каждого учащегося. Нельзя требовать больше, чем на данный момент может выполнить ученик, допускать голосовых срывов и напряжения. Необходимо добиваться в выполнении упражнений лёгкости, желания научиться владеть голосом. Приёмы и упражнения не должны надоедать. Рекомендуется многообразие, неожиданность и новизна приёмов. И только при этих условиях можно выработать четкость и правильность речи.

Эта методическая разработка предназначена для учащихся второго, третьего года обучения. Тренинг развивает голосовой аппарат, формирует навыки сценической речи, учит правильному, четкому произношению при движении и других физических нагрузках.

«Речь в движении»

Этап 1. Для подготовки к «речи в движении» делаем упражнения на снятие мышечного зажима. Выполняем упражнения на дыхание, разогреваем голосовой аппарат. Выполняем дикционную разминку, повторяем скороговорки, упражнения на подачу текста.

Этап 2. Даем задание ученику навести в кабинете порядок и при этом рассказывать о погоде в данный момент. Как правило, учащийся начинает сбиваться и путаться. Можно облегчить задачу, рассказать знакомое стихотворение и переставить стулья. Но и это задание редко кто выполняет без предварительного тренинга. Если и удается поставить ровно стулья, то стихотворение звучит невнятно и сбивчиво.

Это наглядный пример для всех учащихся, говорит о том, что они не готовы выполнить поставленную задачу. Они должны добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях. Предлагаем ученикам ряд упражнений на тренировку звучания и движения.

Этап 3. Цель упражнений - выполнять физические действия и следить за свободой произношения.

1. Упражнение «Волейбол» - выполняют два учащихся.

1. Раз - сильнее нет подач!

2. Два - отбил удачно мяч!

1. Три - уж этот не возьмёшь!

2. Взят - меня не проведёшь!

1. Ну-ка, мяч такой отбей!

2. На, держи! Мой посильней!

1. Молодец - играешь ловко!

2. Хоп! Во всём нужна сноровка!

В этом упражнении нужно добиваться синхронности звучания речи и движения. Ударное слово должно лететь вверх за мячом, дыхание ритмично, движения свободны.

2.Упражнение «Иголка»

Активное звучание речи на случившийся факт.

Ой, иголка вдруг упала!

Как теперь её найдёшь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдёшь.

Здесь, наверно?

Нет, не видно.

Под столом ты? Нет. Обидно!

Верно, спряталась в паркет?

И в паркете тоже нет.

Да, как видно, мало толку.

Не найти мою иголку!

Цель упражнения: выполняя физическое действие (ищем иголку) следить за свободой звучания голоса учащегося. Поставить задачу оправдать случившийся факт. Нет другой иголки, тороплюсь.

3. Упражнение «Вальс»

В упражнение включается музыка. Вначале можно говорить стихи, скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорить естественно, слитно, в ритме, сохраняя голосовую подвижность и логику мысли.

Учащийся вальсирует, одновременно говоря текст:

Раз- два - три! Раз- два - три! Снова зданье.

В медленном вальсе кружится легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться одно наслажденье.

В ритме живёшь ты,

И голос не спит.

Знаю одно, если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моём,

Значит, владею дыханьем искусно,

Значит, могу быть, уверена в нём.

После освоения текста, учащимся предлагается увеличить темп движения, и убыстрить темп речи. Когда речевое дыхание будет свободным и не будет одышки, значит, добились результата. Это задание выполняется не сразу. Как тренинг оно выполняется каждый урок. Ещё раз, обращаем внимание на то, что за учащимися ведём очень внимательное наблюдение и не допускаем его усталости.

4. Упражнение «Кто сильнее?»

Цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мышечном напряжении руки. Задание выполняют два учащихся. Они удобно располагаются за столом дуг против друга, соединяют руки. Чья рука коснётся стола. Надо не зажать голосовой аппарат. Следовательно, во время борьбы мы разговариваем. Ведём диалог.

1. Напряжен – борюсь с тобой,

Но свободен голос мой.

2.Говоришь свободно?

Что же,

Я умею делать то же:

«Аппарат» раскрепостить и свободно говорить.

Далее на это задание можно произносить любой текст, или скороговорки. Круг подобных упражнений многообразен. Можно упражняться в «Боксе» бить воображаемую грушу, «фехтовать», тянуть канат. И во время всех физических действий вести диалог. Во всех упражнениях с движениями, голос должен обладать подвижностью и гибкость.

Выполняя те же методические советы, предлагается проделать ещё одно упражнение.

5.Упражнение «Дождик»

-Эй, дождик озорной,

Ты гоняешься за мной?

А я скорей в кусты!

Но здесь уже и ты.

А я к забору - прыг!

Но ты и тут настиг…

А я домой, за дверь,

Достань меня теперь.

В выполнении заданий присутствует игровая форма. Предлагаем оправдать задачу действием. Добиваться свободно звучащего голоса и движений. Придумать разные обстоятельства оправданий.

При работе над голосом, многое зависит от педагога, от его искусства увлечь учащихся. Нельзя приступать к заданиям, не проверив весь голосовой тренинг на себе. Нужно предельное внимание к тонкости выполнения задания. Путём умелого применения упражнений на практике, сможем помочь учащимся развить и укрепить свой голос, который будет звучать красиво, сильно и выразительно.

Список используемой литературы:

1. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М. 1986.

2.Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М. Просвещение, 1976.

3. Ласкавая Е.В. Техника речи. Как говорить красиво. – М. АСТ, 2022.

4. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб. Знание, 2003.

5. Двизова Е.В. Актерская дикция. – М. ГИТИС, 2023.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Эта методическая разработка предназначена для учащихся второго, третьего года обучения. Тренинг развивает голосовой аппарат, формирует навыки сценической речи, учит правильному, четкому произношению при движении и других физических нагрузках.
0 ₽
Инсценировка подготовлена по произведению Р. Киплинга. История о том, как еще в далеком прошлом человек - женщина приручила диких животных, заключив с каждым договор о приношении друг другу пользы. О том, как это взаимодействие важно для человека и животных и по сей день.
0 ₽