Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Интегрированный урок литературы и ОБЖ в 11 классе

Интегрированный урок литературы и ОБЖ в 11 классе

Урок в 11 классе «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» – особенный урок, своеобразная надстройка над основным предметным содержанием, урок «на стыке» предметов ОБЖ и литературы; урок, обладающий достаточным воспитывающим потенциалом. Планируемые результаты урока выстроены в связи с этим следующим образом: намечены личностные и метапредметные (коммуникативные) результаты. В связи с этим обосновано использование следующих педагогических технологий: личностно-ориентированной, коммуникативной и технологии интеграции.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Разработка учебного занятия

Интегрированный урок литературы и ОБЖ в 11 классе

Учителя:Люшина Татьяна Владимировна,Ханыченков Иван Андреевич

Тема: «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества»

Планируемые результаты:

Личностные (в соответствии с ФГОС СОО):

- продолжить воспитывать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите.

Метапредметные (коммуникативные) (в соответствии с ФГОС СОО):

- продолжить практику осуществления деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.

Оборудование и материалы к уроку: «лента времени», карточки с текстами для групповой работы, конверты с ответами участников проектов «ЮнАрктика», «Вахта Памяти», проектор, мультимедийная доска, видеозаписи (отрывок выступления Президента РФ В.В. Путина; отрывки из кинофильмов «Офицеры» В. Рогового, «Война и мир» С. Бондарчука; видеофрагменты Вахты Памяти-2023, проекта ЮнАрктика-2023).

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методическое обоснование выбора образовательной технологии

Урок в 11 классе «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» – особенный урок, своеобразная надстройка над основным предметным содержанием, урок «на стыке» предметов ОБЖ и литературы; урок, обладающий достаточным воспитывающим потенциалом.

Планируемые результаты урока выстроены в связи с этим следующим образом: намечены личностные и метапредметные (коммуникативные) результаты.

В связи с этим обосновано использование следующих педагогических технологий: личностно-ориентированной, коммуникативной и технологии интеграции.

Личностно-ориентированной технологии свойственна гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Патриотическая тема обращена к людям, подрастающему поколению. Тема наглядно и образно раскрывает гуманистические идеалы. В целях раскрытия используются исторические тексты, видеоматериалы (художественные и документальные, изображающие историю и современность).

Технология интеграции обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ученика. Именно интеграция приводит к возникновению целостности. Интеграция расширяет воспитательные возможности учебного занятия по предмету, обеспечивает влияние учебной деятельности на нравственное и социальное укрепление ученика. Использование технологии внутришкольной интеграции отражено в осуществлении межпредметных связей (прежде всего с историей), в усилении воспитывающей составляющей урока.

Сущность коммуникативных технологий – в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Коммуникативные технологии смещают приоритеты на развитие личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений. Урок не нацелен на предметный результат: сформулированы личностный и метапредметный результаты. Понять личностное богатство человека можно, только выявив в нем потенциал коммуникации. На наш взгляд, работа в группах, нацеленная на «вечные темы», и позволяет услышать «каждому каждого» и убедиться в личностном богатстве участников диалога.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие учителя.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Планируемые результаты:

1. Создание возвышенного эмоционального настроя учащихся.

2. Введение в совместную деятельность.

Контроль достижения планируемых результатов:

Наблюдение за эмоциональным настроем, активностью учащихся, своевременное внесение корректив при необходимости.

Учитель:

Предлагаю начать урок с фрагмента фильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогового.

(Просмотр фрагмента фильма)

Главное действующее лицо сегодняшнего урока – защитник Отечества.

Тема урока: «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества». Впереди у нас работа, в ходе которой, надеюсь, мы получим ответы на вопросы (предполагается, что ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА урока содержится в заданных вопросах):

Как не дать угаснуть истинному патриотизму, как сохранить лучшие духовные качества российского народа, как взращивать любовь к Родине в будущих защитниках?

А еще, надеюсь, мы на уроке получим хорошую возможность высказывать свое мнение и слышать мнение тех, с кем сегодня мы связаны общим делом.

Из чего складывается боеспособность воина? Из многих слагаемых. Но есть одно, исключительное – воинский дух, моральные силы армии.

Генерал – фельдмаршал М.И. Кутузов и его исключительное внимание укреплению духа воинов - в фрагменте из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».

(Просмотр фрагмента из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»).

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Планируемые результаты:

1. Поддержание возвышенного эмоционального настроя учащихся.

2. Создание делового настроя учащихся.

3. Организация продуктивной совместной деятельности.

Контроль достижения планируемых результатов:

1. Наблюдение за эмоциональным и деловым настроем, своевременное внесение корректив при необходимости.

2. Эмоциональная оценка продуктов совместной деятельности групп учащихся.

Учитель:

Прошу Вас открыть учебник на с. 159. В тексте найдите требования к солдату, изложенные военным теоретиком и педагогом Драгомировым.

Работа учеников с учебником

Итак, какие же требования выдвигал в 19 веке военный теоретик и педагог Драгомиров?

Учитель заслушивает ответы детей:

  • преданность Отечеству до самоотвержения

  • вера в нерушимость приказа

  • решительность и храбрость

  • стойкость и решимость стойко переносить труды, нужды и лишения

  • взаимная выручка

  • частный почин (разумная инициатива)

Прошу вас открыть учебник на с. 160 и обратить внимание на выделенные жирным шрифтом слова.

Какое качествосреди духовных качеств российского воина авторы учебника считают наиболее важным? (Любовь к Родине, её истории, культуре, традициям и народу, т.е. высочайший патриотизм.)

Предлагаю провести небольшое исследование – проанализировать материалы учебника, раздаточные материалы и создать ленту времени «Патриотизм: век нынешний и век минувший».

Оборона Отечественная 20 век21 век

Козельска война 1812 года ВОВ

Работа в группах

Ребята, предлагаю в группах поработать с предложенными текстами и ответить на вопрос:

Какие духовные качества воинов и граждан проявились в данном примере?

1 группа – чтение текста учебника, с. 160, оборона Козельска.

2 группа – чтение карточки «Василиса Кожина», 1812 г.

3 группа – чтение карточки «Брестская крепость», 1941-1945 г., мнение Г.К. Жукова.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ (Лист А4)

Прочитайте текст учебника, с. 160, оборона Козельска.

Ответьте на вопрос: Какие духовные качества воинов и граждан проявились в данном примере? Подкрепите ответы примерами из текста.

После работы с текстом запишите качества на карточках.

Приготовьте выступление группы по плану:

1. Какие материалы были предложены для работы?

2. Выводы на основе работы с материалами о духовных качествах воинов и граждан с примерами из текста.

Оборона Козельска

Оборона от монголо-татар весной 1238 г. русского города Козельска. Войско хана Батыя, численностью около 120 тыс. хорошо вооружённых и обученных воинов, осадило небольшую крепость, в которой было всего примерно 10 тыс. жителей. Враги атаковали город почти непрерывно в течение 49 дней. Русские отчаянно дрались, делали ночные вылазки, убивали монгольских воинов и уничтожали осадные орудия. После безуспешных попыток взять Козельск штурмом захватчики пошли на хитрость и сделали вид, что уходят. Защитники города стали преследовать монголов и вышли за крепостные стены. И тогда находившиеся в засаде вражеские отряды напали на немногочисленную русскую рать и ворвались в крепость. Бой был страшным. Горожане пошли в ножи. В один день пали ещё 4 тыс. врагов, но рядом с ними полегли и последние защитники города. Женщины, старики и дети погибли в огне и дыму, а оставшиеся в живых были безжалостно вырезаны по приказу хана Батыя.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ (Лист А4)

Прочитайте текст «Василиса Кожина».

Ответьте на вопрос: Какие духовные качества воинов и граждан проявились в данном примере? Подкрепите ответы примерами из текста.

После работы с текстом запишите качества на карточках.

Приготовьте выступление группы по плану:

1. Какие материалы были предложены для работы?

2. Выводы на основе работы с материалами о духовных качествах воинов с примерами из текста.

Василиса Кожина

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. У Василисы был муж, который работал старостой сельского поселения. Когда началась французская интервенция, его убил.

Крестьяне безжалостно убивали всех иноземных солдат, которые попадали им в руки. Ведь сколько горя французы принесли на русскую землю. Разорённые земли, много погибших русских солдат, простых людей. Всё это переживал русский народ от вторжения Наполеона в Россию. По воспоминаниям французов, нигде в Европе крестьянство в деревнях не оказывало им такого сопротивления, как в России. «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костёр, или в крепость»,- писали французы в своих письмах домой.

Кожина вела свою войну по всем правилам партизанской науки: при стоянках выставлялись караулы и пикеты, было организовано обучение крестьянок стрельбе из ружей, добытых в бою у французов. Отряд Кожиной вступал в многочисленные сражения с отдельными французскими частями, отбивая у них подводы с продовольствием и припасами. Так в ходе одной из вылазок партизаны отбили у врагов 10 фур с фуражом, 30 коров и 20 овец. Теряя каждый день зерно, скот, продовольствие, французские гарнизоны в Смоленской губернии оказались на грани голода.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ (Лист А4)

Прочитайте текст «Брестская крепость», слова Г.К. Жукова (учебник, с. 160).

Ответьте на вопрос: Какие духовные качества воинов и граждан проявились в данном примере?» Подкрепите ответы примерами из текста.

После работы с текстом запишите качества на карточках.

Приготовьте выступление группы по плану:

1. Какие материалы были предложены для работы?

2. Выводы на основе работы с материалами о духовных качествах воинов с примерами из текста.

Брестская крепость

Гарнизон Брестской крепости одним из первых принял на себя удар немецкой армии во время начала Великой Отечественной войны.

Неожиданный штурм крепости начался в 4 часа ранним утром 22 июня 1941 года ураганным артиллерийским огнем.

Прицельный и сокрушительный огонь уничтожил склады боеприпасов и повредил линии связи. Гарнизон сразу понес значительные потери в живой силе.

Результатом этой атаки был разрушен водопровод, что в дальнейшем значительно усложнило положение защитников крепости. Вода требовалась не только для бойцов, которые были обыкновенными живыми людьми, но и для пулеметов.

Бойцы гарнизона, уцелевшие после артобстрела, сгруппировались под командованием оставшихся командиров, и немцы получили ощутимый отпор.

В отдельные местах нападавших встретили жесткие штыковые атаки, которые оказались для них полной неожиданностью. Нападение стало захлебываться. И не просто захлебываться, а гитлеровцам пришлось уже самим держать оборону.

На взятие крепости немецкое командование отводило всего несколько часов, но уже к полудню стало ясно, что этот план провалился. За сутки немцам пришлось ввести дополнительные силы, оставленные в резерве. Вместо первоначальных трех батальонов группировка штурмующих крепость увеличилась до двух полков. Артиллерию немцы не могли применять в полной мере, чтобы не уничтожить собственных солдат.

Дольше всех продержались защитники Восточного форта. Их было около 400 человек. Командовал этой группировкой майор П.М. Гаврилов. Немцы шли в атаку на этом участке до 10 раз за день, и каждый раз откатывались назад, встречая ожесточенное сопротивление. И только 29 июня, после того как немцы сбросили на форт авиабомбу весом 1800 кг, форт пал.

Но еще до самого августа немцы не могли провести тотальную зачистку и чувствовать себя полными хозяевами. То и дело возникали локальные очаги сопротивления, когда из-под развалин раздавалась стрельба еще живых бойцов. Они предпочитали смерть плену. В числе самых последних взятых в плен оказался тяжело раненый майор Гаврилов и произошло это уже 23 июля.

Перед посещением крепости Гитлером и Муссолини в конце августа все подвалы крепости были затоплены водой. Брестская крепость – символ мужества и стойкости советских бойцов. В 1965 году Бресту было присвоено звание Крепости – героя.

(Ученики работают с текстом, делают записи на карточках)

Выступление групп по плану

1. Какие материалы были предложены для работы?

2. Выводы на основе работы с материалами о духовных качествах воинов с примерами из текстов.

Работа в группах

(Работа с лентой времени, дополнение 21 века).

Беседа о региональном сетевом проекте «ЮнАрктика»,всероссийской «Вахте Памяти».

Слово учителя, сопровождаемое видеокадрами(просмотр видеокадров с записями выступлений учащихся 8 класса МБОУ «СОШ №9» - фоном).

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 2016 года реализуется региональный сетевой проект «ЮнАрктика», в котором участвуют восьмиклассники округа, в том числе учащиеся школы, в которой я работаю.

Целью проекта является развитие у молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей посредством её участия в командных творческих, интеллектуальных и спортивных мероприятиях патриотической направленности.

В этом учебном году наша команда «Ледоколы Ямала» принимает активное участие во всех этапах проекта, по итогам пройдённых мероприятий учащиеся достигли хороших результатов.

Слово учителя, сопровождаемое видеокадрами(просмотр видеокадров с «Вахты Памяти-2023» - фоном).

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» было создано в апреле 2013 года. Движение объединяет более 42 тысяч поисковиков всех возрастов. Участники движения ведут поисковые работы во всех уголках нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война. А всего за пять лет работы движения его участниками были подняты останки более 100 000 советских солдат и офицеров, установлены более 5 000 имен и судеб защитников Отечества. В 2018 году наша небольшая школа из маленького поселка тоже присоединилась к этому движению. Учащиеся выезжали на «Вахту Памяти» в Ленинградскую область. Нам удалось поднять останки четырех бойцов Красной Армии. К сожалению, без смертного медальона, поэтому установить судьбы и имена бойцов не удалось. В этом году отряд планирует повторную экспедицию.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ: конверт с результатами опроса участников проекта «Юнарктика».

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ: конверт с результатами опроса участников Вахты памяти.

Задание для групп:

Сохраняют ли лучшие духовные традиции нашего народа подобные проекты? Прошу пояснить и дополнить ленту времени.

(Работа с лентой времени, 21 век)

Важность патриотического воспитания подчеркивает Президент нашей страны В.В. Путин.

(Просмотр видеовыступления Президента РФ)

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Планируемые результаты:

1. Получение эмоционального отклика учащихся на содержание урока.

2. Получение продукта совместной коммуникационной деятельности учащихся.

Контроль достижения планируемых результатов:

1. Наблюдение за эмоциональным настроем учащихся во время ответов.

2. Наблюдение за изменением степени коммуникативной общности «Ученик ‒ учитель ‒ ученик».

Учитель:

Ребята, давайте вернёмся к вопросам, которые прозвучали в начале урока.

Как не дать угаснуть истинному патриотизму, как сохранить лучшие духовные качества российского народа, как взращивать любовь к Родине в будущих защитниках?

Предполагаемые ответы детей:

Не забывать событий истории.

Поддерживать ценностные инициативы.

Поощрять участие детей в патриотических проектах, мероприятиях.

Учитель:

И в завершение урока предлагаю создать обращение во времени. Ежегодно для будущих защитников Отечества проводятся совместные военно-полевые сборы, в ходе которых ребятам предоставляется возможность проявить свои лучшие качества и развить недостающие. Предлагаю создать плакат «Участникам военно-полевых сборов-2024 от учащихся 11 класса. В плакат прошу внести ваши пожелания ребятам (какие качества нужно развивать будущим защитникам, как работать над собой, как поддерживать дух товарищества). Осенью 2024 года обещаю передать ваши пожелания ребятам. Приступаем!

Учащиеся единой группой работают над созданием плаката вместе с учителем. Готовый плакат крепится к доске, и все учащиеся с учителем встают рядом с ним.

Мы молодцы! (Слово учителя)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По учебнику: стр. 161, самостоятельно проработать понятия военного долга и военной дисциплины; стр. 162, устно ответить на вопросы № 3-5.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Урок в 11 классе «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» – особенный урок, своеобразная надстройка над основным предметным содержанием, урок «на стыке» предметов ОБЖ и литературы; урок, обладающий достаточным воспитывающим потенциалом. Планируемые результаты урока выстроены в связи с этим следующим образом: намечены личностные и метапредметные (коммуникативные) результаты. В связи с этим обосновано использование следующих педагогических технологий: личностно-ориентированной, коммуникативной и технологии интеграции.
0 ₽
Урок в 11 классе «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» – особенный урок, своеобразная надстройка над основным предметным содержанием, урок «на стыке» предметов ОБЖ и истории; урок, обладающий достаточным воспитывающим потенциалом. В связи с этим планируемые результаты урока выстроены в связи с этим следующим образом: намечены личностные и метапредметные (коммуникативные) результаты. Личностные (в соответствии с ФГОС СОО): - продолжить воспитывать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите. Метапредметные (коммуникативные) (в соответствии с ФГОС СОО): - продолжить практику осуществления деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.
0 ₽
Синтаксис и пунктуация сложного предложения в экзаменационных заданиях - урок-консультация по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Необходимость в проведении данного урока станет ясна после анализа выполнения учащимися 9 класса ряда экзаменационных заданий в трех тренировочных работах. Перед проведением урока проанализирован уровень решаемости отдельных заданий второй части экзаменационной работы. На уроке осуществляется практическая отработка заданий с учетом сложностей, которые могут возникнуть при их решении. .
0 ₽