Самоанализ интегрированного урока литературы и ОБЖ в 11 классе
по теме «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества»
Место урока в ряду уроков ОБЖ, литературы.
Урок по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе по теме «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» - урок из раздела «Основы военной службы» (главы «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России»), это первый в ряду из трех уроков данной главы. Раздел «Основы военной службы» в курсе ОБЖ начинается в 10 классе и занимает небольшую часть программы (10 часов – менее трети от общего количества часов), продолжается в 11 классе, занимая основную часть программного материала (23 часа из 35).
Содержание урока «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России» не ново для учащихся, так как раздел «Основы военной службы» в 11 классе начинается с урока «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности», далее последующими уроками учащимся 11 класса даются азы военной службы, и в середине изучения тем раздела вновь появляется тема, связанная с духом, духовными качествами. И это неслучайно, так как без сильного духа нет сильного воина, нет сильной армии.
Характеристика планируемых результатов урока.
Урок в 11 классе «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» – особенный урок, своеобразная надстройка над основным предметным содержанием, урок «на стыке» предметов ОБЖ и истории; урок, обладающий достаточным воспитывающим потенциалом.
В связи с этим планируемые результаты урока выстроены в связи с этим следующим образом: намечены личностные и метапредметные (коммуникативные) результаты.
Личностные (в соответствии с ФГОС СОО):
- продолжить воспитывать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные (коммуникативные) (в соответствии с ФГОС СОО):
- продолжить практику осуществления деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.
Обоснование выбора образовательных технологий.
В связи с этим обосновано использование следующих педагогических технологий: личностно-ориентированной, коммуникативной и технологии интеграции.
Личностно-ориентированной технологии свойственна гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Патриотическая тема обращена к людям, подрастающему поколению. Тема наглядно и образно раскрывает гуманистические идеалы. В целях раскрытия используются исторические тексты, видеоматериалы (художественные и документальные, изображающие историю и современность).
Технология интеграции обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ученика. Именно интеграция приводит к возникновению целостности. Интеграция расширяет воспитательные возможности учебного занятия по предмету, обеспечивает влияние учебной деятельности на нравственное и социальное укрепление ученика. Использование технологии внутришкольной интеграции отражено в осуществлении межпредметных связей (прежде всего с историей), в усилении воспитывающей составляющей урока.
Сущность коммуникативных технологий – в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Коммуникативные технологии смещают приоритеты на развитие личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений. Урок не нацелен на предметный результат: сформулированы личностный и метапредметный результаты. Понять личностное богатство человека можно, только выявив в нем потенциал коммуникации. На наш взгляд, работа в группах, нацеленная на «вечные темы», и позволяет услышать «каждому каждого» и убедиться в личностном богатстве участников диалога.
Характеристика плана урока.
В плане урока – часть учебного материала параграфа учебника. На уроке рассматривается такая составляющая темы, как патриотизм, составляющие же «воинский долг и воинская дисциплина» предлагаются учащимся на самостоятельное изучение (во-первых, это соответствует требованиям ФГОС СОО, во-вторых, понятия для учащихся не новы – встречались в содержании главы 1 «Боевые традиции Вооруженных Сил России» программы 11 класса). Первую же составляющую темы рассматривать можно только совместно, так как воспитывающая составляющая образования в целом, и любого урока в частности – в приоритете. Как говорил Стародум, герой комедии Фонвизина «Недоросль»
План урока – это постепенная деятельность на два планируемых результата: личностный и метапредметный (от создания нужного настроя к совместной деятельности и единению).
Построение урока в соответствии с планом.
Урок построен в полном соответствии с планируемыми результатами и плано деятельности. В построении урока можно выделить три основополагающих этапа – актуализация знаний – работа по теме урока – рефлексия.
Структурный и функциональный самоанализ урока.
Первый этап урока – организационный момент - традиционная часть, открывающая возможность создания «совместного детища» учителя и учащихся.
Второй этап урока – актуализация знаний – своеобразная кладовая пафоса (для эмоциональной возвышенности) и простоты (для сближения и возможного взаимодействия). Планируемые результаты данного этапа отражают своеобразие данного этапа:
- создание возвышенного эмоционального настроя учащихся (с этой целью используются возможности ИКТ – осуществляется просмотр кадров из «золотого запаса» фильмофонда России;
- введение в совместную деятельность (с этой целью незаметно ввожу детей в урок, стараюсь придерживаться в речи высокого стиля, пока не задаю детям никаких вопросов – не предлагаю ни тему сформулировать, ни цель урока – это только помешает – мне нужно, чтобы эмоциональная возвышенность неуклонно шла вверх, без сбоев; одновременно целевую установку делаю, но в простой и одновременно одухотворяющей форме – в форме вопросов, нацеленных на отсроченные ответы).
Третий этап урока – основной, главный, это наша с учащимися совместная деятельность в разных формах. Планирую результаты: 1. Поддержание возвышенного эмоционального настроя учащихся. 2. Создание делового настроя учащихся. 3. Организация продуктивной совместной деятельности. Возвышенный эмоциональный настрой должен постепенно перейти в возвышенно-деловой. Для этого использую незамысловатую форму работы с учебником – выяснение требований к военнослужащему теоретика 19 века Драгомирова; далее работа с учебником подводит к предложению создать ленту времени (характерно для уроков истории), но ленту времени тематическую «Патриотизм: век нынешний и век минувший». Создание ленты времени осуществляется в ходе групповой деятельности (чтение и анализ исторических текстов, развернутые ответы с примерами, наглядное получение результатов совместной деятельности). Далее историю связываем с современностью. В качестве примеров использую общероссийские и региональный проекты, с которыми связаны учащиеся моей (и не только) школы. Наглядно сопровождаю свои рассказы о проектах видеофрагментами, которые отражают конкретную деятельность конкретных людей в данных направлениях – так нам в помощь и ИКТ технологии, и представление продуктов проектной деятельности учащихся моей школы. А группам предлагается проанализировать высказывания тех, кто связан с этой деятельностью. Достойное завершение третьего этапа урока – просмотр видеофрагмента с выступлением Президента РФ В.В.Путина.
Четвертый этап урока – рефлексия – это и возврат к вопросам, прозвучавшим в начале урока, и попытка полного единения всех участников урока в процессе создания продукта (плаката).
Пятый этап урока – домашнее задание (нацеливает на самостоятельную деятельность над двумя понятиями, не рассмотренными на уроке).
Выводы и самооценка.
На мой взгляд, планируемые результаты урока поставлены верно, с учетом его содержания и приоритетных ориентиров в образовании.
Планируемые результаты конкретизированы для каждого этапа урока, а также указаны способы контроля их достижения. Это дало возможность предупредить разрыв между планируемыми результатами урока и их достижением и возможным отступлением от планируемых результатов.
Думаю, что мой урок внес определенную лепту в дело достижения планируемых результатов. В связи с их особой значимостью и протяженностью достижения во времени отследить сегодня представляется возможным лишь на этапах, а в целом их достижение подтвердит жизнь.