Урок русского языка в 9 классе
Синтаксис и пунктуация сложного предложения в экзаменационных заданиях
Объяснение выбора темы урока и его содержания.
Тема сегодняшнего урока – синтаксис и пунктуация сложного предложения в экзаменационных заданиях.
Необходимость в проведении данного урока станет ясна после анализа выполнения учащимися 9 класса ряда экзаменационных заданий в трех тренировочных работах.
Итак, проанализируем уровень решаемости заданий № 11- № 14 второй части экзаменационной работы.
Анализ выполнения заданий № 11-14 в тренировочной работе по русскому языку (презентация)
№ задания | Проверяемые элементы содержания | % верных ответов в работе от 18.11.2014 | % верных ответов в работе от 11.12.2014 | % верных ответов в работе от 03.02.2015 |
11 | Синтаксический анализ сложного предложения | 35% | 77% | 27% |
12 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. | 42% | 59% | 40% |
13 | Синтаксический анализ сложного предложения | 6% | 47% | 40% |
14 | Синтаксический анализ сложного предложения | 18% | 23% | 67% |
В решении 11 и 12 заданий наблюдается нестабильность, 13 и 14 задания более решаемы, но ошибки допускаются множественные.
Предлагаю на сегодняшнем уроке поработать на следующие результаты.
Планируемые результаты урока (презентация)
№ п/п | Планируемый результат | Достижение планируемого результата | Проблемы |
1 | Знать алгоритм работы с экзаменационными заданиями № 11, 12, 13, 14. | ||
2 | Знать теорию, необходимую для выполнения экзаменационных заданий № 11, 12, 13, 14. | ||
3 | Уметь выполнять экзаменационные задания № 11, 12, 13, 14. |
Дополнение: предлагаю на уроке поискать и «подводные камни» заданий, ведь это и нацелит на глубину выполнения заданий, и поможет избежать обидных оплошностей.
«Подводные камни» (фразеологизм) - скрытые опасности, препятствия.
Повторим
Алгоритм работы с заданиями № 11, 12, 13, 14
№ п/п | Действие | Корректировка |
1 | Выдели ГО | |
2 | Расставь границы ПП в СП | |
3 | Определи вид связи на границах | |
4 | Выполни требуемое задание |
Практическая работа.
Задание № 11 и его «подводные камни».
№ п/п | Предложения для практической работы | «Подводные камни» |
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой. | ||
1 | Десять лет назад, когда я только начала работать в школе-интернате после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. _________ | |
2 | Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. _________ | |
3 | Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. _________ |
Задание № 12 и его «подводные камни».
№ п/п | Предложения для практической работы | «Подводные камни» |
В приведённом предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. | ||
1 | В них,(1) признаюсь честно,(2) вся эта история оставила нелёгкий след,(3) и мне часто казалось,(4) что со временем боль не утихала,(5) а получала новое выражение. _________ | |
В приведённом предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. | ||
2 | Приехавшие дачники были очень добрыми людьми,(1) а то,(2) что они были далеко от города,(3) дышали хорошим воздухом,(4) видели вокруг себя всё зелёным,(5) голубым и беззлобным,(6) делало их ещё добрее. _________ |
Задание № 13 и его «подводные камни».
Теория, необходимая для выполнения задания № 13.
№ п/п | Связь | Схема |
1 | ||
2 | ||
3 |
Практические задания
№ п/п | Предложения для практической работы | «Подводные камни» |
Среди предложений 15-18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. | ||
1 | (15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими. __________ | |
Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. | ||
2 | (1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комната, где сидела женщина-начальница. (4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. - (7)Вы знаете, - заговорила начальница, - мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. __________ | |
Среди предложений 11-18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. |
3 | - (11)Если я быстро не предприму что-нибудь что-нибудь, кто-то может пострадать, - решил я . (12)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев. - (13)Ага! – заорал он. – (14)Иностранец. (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя! – (17)Он приготовился наброситься на меня. (18)За какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!». __________ | |
Среди предложений 34-37 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. | ||
4 | (34)Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении она терялась и ждала побоев. (35)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви. __________ |
Задание № 14 и его «подводные камни».
№ п/п | Предложения для практической работы | «Подводные камни» |
Среди предложений 19-23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. | ||
1 | (19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. _________ | |
Среди предложений 21-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. | ||
2 | (21)Маленькая тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и шекоча. - (22)Мама, дети! (23)Глядите: я ласкаю Кусаку! (24)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу. (25)И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. _________ |
Подведение итогов.
Итак, предлагаю вернуться к планируемым результатам урока.
Каждый из вас, ребята, проанализируйте свой уровень достижения результатов и имеющиеся проблемы, впишите индивидуальные итоги в ваши листы.
Предлагаю вам самостоятельно выполнить оставшиеся задания, задать интересующие вас вопросы.
Оценки