1. Сущность понятия «критическое мышление».
Развитие критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Выпускник современной начальной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. Выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Что же такое критическое мышление? «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто (Д. Халперн)
2. Возможности технологии критического мышления для развития УУД
Умение добывать в море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами, понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.
Формирование критического мышления включает в себя так же ряд универсальных учебных действий (УУД) таких как: Регулятивные, познавательные и коммуникативные
Регулятивные
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинноследственных связей;
— доказательство.
Коммуникативные
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
3. Знакомство с приемом и его автором
Предлагаю рассмотреть один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум был американским педагогом-психологом, родившимся в феврале 1913 года и умершим в сентябре 1999 года. Он был одной из самых важных фигур 20-го века в области педагогической психологии, особенно благодаря его вкладам в классификацию образовательных целей.
Блум исследовал, как образовательная и семейная среда влияет на достижение целей обучения и мастерство в этой области. Кроме того, он разделил образовательные цели на три области: аффективную, психомоторную и когнитивную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". Его намерение с этой таксономией состояло в том, чтобы помочь системе образования сосредоточиться на всех трех областях.
4. Методика использования
Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием будет интересно применить на уроке русского языка для детей любых классов. Так как он вносит элемент игры в урок, соревнования. Прием можно использовать при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу, так же этот способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
1.1. Возможны два варианта использования «Кубика Блума» на уроках.
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
1.2 Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
В 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:
-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.
-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Использование приема "Кубик Блума" должно заинтересовать учеников. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Главным достоинством кубика Блума является, конечно, возможность варьировать комбинации надписей. Решение о технике такого комбинирования принимается в зависимости от возраста целевой аудитории, изучаемой темы. То есть грани могут заполняться на усмотрение педагога в зависимости от задач обучения.
А с другой стороны, педагог получает огромную личную свободу в творческом подходе к организации учебного процесса. Вот какой ненавязчивый, но глубокий и объективный способ приобретения и контроля знаний предложил Бенджамин Блум.
5. Использование «Кубика Блума» на уроке русского языка
Тема: Наша речь 2 класс
Назови.
Назови, что такое речь?
Назови, для чего нужна речь
Назови, из чего состоит речь
Назови, на какие две группы делится речь
Назови, что необходимо для письменной речи?
Назови, что необходимо для устной речи?
Назови, что такое диалог?
Назови, что такое монолог?
Почему
Почему речь называется устной?
Почему диалог интересней, чем монолог?
Почему устная речь возникла раньше письменной?
Объясни.
Ты уверен, что нам важна устная речь?
Ты уверен, что монолог – это речь одного лица?
Ты уверен, что в этой сказке присутствует диалог?
Ты уверен, что монолог и диалог пришли к нам из греческого языка
Предложи.
Предложисыграть в игру, как древние люди общались
Предложи из рассыпанных предложений составить диалог и определить, к какой сказке он относится?
(Из "Гуси-Лебеди" Рассыпанные предложения:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся..)
Ответ:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся..).
Придумай
Придумай и нарисуй свой комикс диалога
Поделись
Поделись, своими знаниями по изученной теме.
Тема: Буквы и звуки 2 класс
Назови.
Назови, сколько букв в алфавите
Назови, сколько гласных букв
Назови сколько согласных букв
Назови, на какие две группы можно разделить буквы?
Назови, какие две буквы не имеют звуков?
Назови гласные, которые указывают на мягкость согласного?
Назови гласные, которые указывают на твердость согласного звука?
Назови согласные, которые всегда твердые
Назови согласные, которые всегда мягкие
Назови, какие гласные обозначают два звука
Назови, какие есть шипящие звуки
Почему
Почему в слове юла 4 звука?
Почему в слове ёлка 5 звуков?
Почему гласные поем, а согласные петь не можем?
Объясни.
Ты уверен, что согласные отличаются от гласных?
Ты уверен, что есть только твердые согласные?
Ты уверен, что все звуки можно пропеть?
Предложи.
Предложисоставить из разбитых «комбинаций» слова
со ма ва ма ра маш мы ва по ло ле и ро ка
Предложи подобрать к каждой цифре соответствующую букву
15 1 21 12 1
20 6 23 15 10 12 1
9 15 1 15 10 33
Придумай
Придумай слова, где буква «я» обозначает два звука
Придумай задания «ловушки» по теме звуки и буквы
Поделись
Поделись, своими знаниями по изученной теме.
Тема: Однокоренные слова 2 класс
Назови.
Назови, что такое однокоренные слова?
Назови, как называется общая часть родственных слов?
Назови, что является главной частью в слове?
Почему
Почему однокоренные слова называются родственными словами?
Почему у родственных слов общий корень?
Объясни.
Ты уверен, что слова зимний, зимушка, зимняя, зимовать являются родственными словами?
Ты уверен, что однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи?
Предложи.
Предложисыграть в игру, кто больше придумает однокоренных слов
Придумай
Придумай ребусы с однокоренными слова.
(лес, лесок, лесной, лесник)
Поделись
Поделись, своими знаниями по изученной теме.
Тема: Род имен существительных 3 класс
Назови.
Назови, что такое существительное?
Назови, вопросы, которые относятся к существительному?
Назови, что обозначает существительное?
Назови, в каком числе бывает имя существительное?
Назови, чем в предложении является существительное?
Назови, к какому роду относятся имена существительные?
Назови, как определить одушевленные и неодушевленные существительные?
Назови падежи и вопросы к падежам имен существительных
Назови, как определить род имени существительного во мн.ч или в ед.ч?
Почему
Почему слово пальто относится к среднему роду?
Почему имя существительное не изменяется по родам?
Объясни.
Ты уверен, что слово золушка является неодушевленным предметом?
Ты уверен, что слово собака является одушевленным предметом?
Предложи.
Предложисыграть в игру, кто придумает на время больше слов мужского, женского и среднего рода.
Предложи ребятам, дополнить твои придуманные предложения с существительными женского, мужского и среднего рода.
Придумай
Придумай предложение, в котором будет и женский и мужской род
Поделись
Поделись, своими знаниями по изученной теме.
Тема: Предложения 4 класс
Назови
Назови, что такое предложение?
Назови, что ставится в конце предложения?
Назови виды предложений по цели высказывания
Назови виды предложений по интонации?
Назови виды предложений по наличию второстепенных членов?
Назови, что является главными членами предложения?
Назови, на какие вопросы отвечает подлежащие и сказуемое?
Назови, что обозначает подлежащее?
Почему
Почему в предложении ставится точка?
Почему в предложении ставится восклицательный знак?
Почему в предложении ставится запятая?
Почему предложение называется повествовательным?
Объясни.
Ты уверен, что все предложения состоят из слов?
Ты уверен, что предложение выражает законченную мысль?
Ты уверен, что побудительным называется такое предложение, в котором содержится побуждение к действию?
Ты уверен, что в простых предложениях одна грамматическая основа?
Ты уверен, что в сложных предложениях две грамматические основы?
Предложи.
Предложисыграть в игру, кто больше придумает побудительных предложений.
Предложи свое задание, которое вы придумаете по данной теме другой команде.
Придумай
Придумай четверостишие и выдели главные члены предложения.
Придумай предложения с одной грамматической основой.
Придумай предложения с двумя грамматическими основами.
Поделись
Поделись, своими знаниями по изученной теме.