Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс УМК «Перспектива» Тема урока: Рассказ Л. Н Толстого «Акула»

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс УМК «Перспектива» Тема урока: Рассказ Л. Н Толстого «Акула»

Цели образовательные: 1) Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»; 2) формирование навыка правильного и сознательного чтения; 3) формирование основ правильной читательской деятельности. УУД: Развивающие: Развитие личности младшего школьника, как читателя путем формирования основ правильной читательской деятельности Развитие личности младшего школьника на основе формирования УУД: Личностные: • Развитие смыслообразования при формировании понимания важности чтения на этапе подготовительной работы, вторичного чтения. • Развитие нравственно-этической ориентации при оценке поступков главных героев. • Осознание потребности в чтении рассказа для выяснения проблемы выбора героя, нравственно-этической ориентации при обсуждении поведения в ситуации опасности, решительности, ответственности за свои поступки. Регулятивные: • Целеполагание на этапе подготовительной беседы. • Самоконтроль, контроль других людей в процессе чтения • Коррекция при исправлении ошибок в процессе чтения, ответов на вопросы • Осознание цели чтения, составление плана рассказа, самоконтроль и контроль за правильностью чтения; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения. Познавательные: • Извлечение информации из текста при анализе текста по частям • Развитие мыслительной операции анализа при анализе художественного текста по частям, при выявлении причинно-следственных связей в поступках героев. • Формирование умения извлекать информацию из текста и интерпретировать ее при ответах на вопросы. • Понимать идею текста, авторский замысел. Коммуникативные: • Формирование умения высказывать свою точку зрения в процессе анализа смысловых частей на этапе обобщающей беседы. • Формирование умения слушать. • Формирования умения выслушивать чужую точку зрения и понимать её. • Формирование умения работать в паре. Воспитательные: • Воспитание человеческих качеств. • Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения. • Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс

УМК «Перспектива»

Тема урока: Рассказ Л. Н Толстого «Акула»

Цели урока:

УУД

Цели образовательные:

1) Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»;

2) формирование навыка правильного и сознательного чтения;

3) формирование основ правильной читательской деятельности.

Развивающие:

Развитие личности младшего школьника, как читателя путем формирования основ правильной читательской деятельности

Развитие личности младшего школьника на основе формирования УУД:

Личностные:

  • Развитие смыслообразования при формировании понимания важности чтения на этапе подготовительной работы, вторичного чтения.

  • Развитие нравственно-этической ориентации при оценке поступков главных героев.

  • Осознание потребности в чтении рассказа для выяснения проблемы выбора героя, нравственно-этической ориентации при обсуждении поведения в ситуации опасности, решительности, ответственности за свои поступки.

Регулятивные:

  • Целеполагание на этапе подготовительной беседы.

  • Самоконтроль, контроль других людей в процессе чтения

  • Коррекция при исправлении ошибок в процессе чтения, ответов на вопросы

  • Осознание цели чтения, составление плана рассказа, самоконтроль и контроль за правильностью чтения; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения.

Познавательные:

  • Извлечение информации из текста при анализе текста по частям

  • Развитие мыслительной операции анализа при анализе художественного текста по частям, при выявлении причинно-следственных связей в поступках героев.

  • Формирование умения извлекать информацию из текста и интерпретировать ее при ответах на вопросы.

  • Понимать идею текста, авторский замысел.

Коммуникативные:

  • Формирование умения высказывать свою точку зрения в процессе анализа смысловых частей на этапе обобщающей беседы.

  • Формирование умения слушать.

  • Формирования умения выслушивать чужую точку зрения и понимать её.

  • Формирование умения работать в паре.

Воспитательные:

  • Воспитание человеческих качеств.

  • Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения.

  • Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация, рабочий лист (буклет).

Для учеников: учебник по литературному чтению, тетрадь, письменные принадлежности, рабочий лист(буклет).

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Учитель: Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. На столах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал. У всех всё есть?

Учитель: Хорошо, сегодня мы с вами вновь окунемся в мир литературного чтения. Но перед этим проведем речевую разминку:

Упражнения для развития речевого аппарата.

Чистоговорка

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

Ученик: да

Коммуникативные

  1. Проверка домашнего задания:

  1. Подготовительная работа (беседа; вступительная беседа) перед чтением текста.

  1. Знакомство с автором

Учитель:

Ребята, посмотрите на слайд и выберите, с каким из представленных писателей мы продолжим наше знакомство?

Что вы о нём знаете?

Рассказ об авторе.

Лев Николаевич Толстой.

Родился 9 сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии. В девять лет мальчик остался сиротой, воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование. С 1844 г. учился в Казанском университете, но не окончил его. В Ясной Поляне в 1859 г. открыл школу для крестьянских детей, где сам был учителем.

Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная Поляна». В 1872 г. создал азбуку. В 1875 г. выпустил учебник для обучения чтению «Новая азбука» и четыре «Русские книги для чтения». Многие произведения из них входят в современные учебники: «Филиппок», «Лев и собачка», «Мальчик с пальчик» и др.

Учитель: Ребята, вы послушали мой рассказ, а теперь узнаем, какими вы были внимательными, ответьте, пожалуйста, на вопросы

Учитель: Где родился писатель?

Учитель: Где он организовал школу и для кого?Учитель: А сейчас я предлагаю вам самим определить с каким рассказом мы сегодня познакомимся. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите рассказ, который мы будем читать на уроке.

 Y N АQWК R S У Л YА 

Учитель: Хорошо, а кто такая акула? Где её можно встретить?

Учитель: Верно. Акула - крупная хищная рыба, которая очень быстро плавает.

Давайте ещё посмотрим какие слова у нас встретятся в рассказе.

2. Работа с трудными словами.

Артиллерист– военнослужащий в огнестрельных войсках

Фитиль– горящий шнур для поджигания пороха.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Палуба – пол корабля.

Якорь- металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте.

Сахара-пустыня в Африке.

(Покажите мне на карте этот материк)

Парус - надуваемое ветром полотно из парусины или плотной ткани.

Хобот (в данном тексте) - упирающая в палубу задняя часть пушки.

Полотно-гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань.

Учитель: Мы узнали с вами значение трудных слов, теперь мы готовы к прочтению рассказа.

Ученик: В имении Ясной Поляне Тульской губернии.

Ученик: В Ясной Поляне он организовал школу для крестьянских детей, где сам был учителем.

Ученики. Акула

Ученик:Хищная рыба. В океане.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  1. Первичное чтение текста учителем

Коммуникативные

  1. Первичный анализ текста (проверка общего понимания текста: о чем говорится в тексте, кто главные герои); проверка эмоционально-образного восприятия текста

После прочтения задаются вопросы на эмоциональное восприятие произведения).

Учитель: Интересный рассказ?

Учитель: Назовите главных героев рассказа.

Учитель: Что для вас было интересным?

Учитель: Спаслись ли мальчики?

Учитель: Что вы почувствовали, когда слушали рассказ?

Учитель: Как вы думаете, сколько частей можно выделить в рассказе?

Ученик: да

Ученик: команда моряков; двое ребят; артиллерист, отец одного из мальчиков; акула.

Ученик: Как мальчики спасались от акулы, как матросы спасали мальчиков.

Ученик: Да, спаслись.

Ученик: Было страшно, вдруг акула съест мальчиков. Было жалко артиллериста. Боялись, что пушка выстрелит в мальчиков.

Ученик: 6 частей.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Воспитательные

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

  1. Вторичное чтение текста по смысловым законченным частям

Учитель:Ребята, давайте прочитаем рассказ по частям и постараемся проанализировать каждую часть.

Учитель: 1 часть:

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Примерные вопросы.

Учитель: На каком материке приключилась эта история?

Учитель:Где происходит действие рассказа?

Учитель:Где стоял корабль?

Учитель:С чем автор сравнивает погоду?

Учитель:Зачем автор использует выражение как воздух из топленной печки?

Учитель:Как бы вы озаглавили эту первую часть?

2 часть рассказа:

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

Учитель:Как вы понимаете, значение слова палуба?

Учитель: Почему все быстро «в одну минуту попрыгали в воду»?

Учитель:Где и почему моряки устроили купальню?

Учитель:Как можно озаглавить эту часть?

Учитель: 3 часть.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не выдавай! Понатужься!

Учитель:Кто был с матросами на корабле? 

Учитель:Почему мальчики не захотели купаться в парусе?

Учитель:Как вы думаете,разумно ли они поступили? Почему да? Почему нет?

Учитель:Что означает слово артиллерист?

Учитель:С кем автор сравнивает мальчиков, когда они плавали наперегонки в открытом море?

Учитель: Когда сын артиллериста стал отставать, что крикнул ему отец? Найдите и прочитайте в тексте.

Учитель:Ребята, а что значит «Не выдавай! Понатужься!»?

Учитель: Как мы озаглавим эту часть?

Учитель: 4 часть

Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Учитель:Кого увидели матросы с палубы? 

Учитель: Почему ребята, не услышали, что им закричал артиллерист? (Найдите в тексте и прочитайте.)

Учитель: Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? 

Учитель: Как матросы решили помочь мальчикам? 

Учитель: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? 

Учитель:Как мальчики увидели акулу?

Учитель:Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? И как автор это передает? 

Учитель:О чем говорится в этой части?

Учитель:Как озаглавим эту часть?

Учитель:5 часть

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Учитель:Как подействовал визг мальчика на артиллериста?

Учитель:Как вы понимаете значения слова фитиль?

Учитель:Какое решение принимает артиллерист?

Учитель:Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

Учитель:А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии? 

Учитель:Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?

Учитель:Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам?

Учитель:Как можно озаглавить эту часть?

Учитель: 6 часть

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы.

В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Учитель:Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? 

Учитель:Какое он сейчас испытывает чувство? 

Учитель:Как вы понимаете значения слова ропот?

Учитель:Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как? 

Учитель:Какие чувства вы испытали при чтении рассказа?

Учитель:Как бы мы озаглавили эту часть?

Ученик:На материке Африка

Ученик:На корабле.

Ученик: с топлёной печкой

Ученик:Чтобы показать, что воздух очень горячий.

Ученик:«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».

Ученик: пол корабля.

Ученик: Было очень жарко, все хотели прохлады.

Ученик:В парусе. Было безопасно.

Ученик: «Купание в парусе».

Ученик: Мальчики.

Ученик:Им было тесно в парусе. Они хотели плавать наперегонки.

Ученик:Это было опасно, так как они не заметили, как уплыли далеко.

Ученик:Артиллерист военнослужащий в огнестрельных войсках

Ученик:С ящерицами

Ученик:Когда он стал отставать, отец крикнул ему: Не выдавай! Понатужься!

Ученик:Это значит не сдаваться, постараться победить

Ученик:

«Плавание наперегонки в открытом море», «Мальчики в открытом море».

Ученик:Матросы увидели акулу.

Ученик: Ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Ученик: Чувства страх.

Ученик: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

Ученик: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

Ученик: Один из низ оглянулся.

Ученик: О появлении акулы.

Ученик: «Появление морского чудовища», «Появление Акулы», «Появление опасности», «Опасная встреча».

Ученик: Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам.

Ученик:Фитиль – горящий шнур для поджигания пороха

Ученик: Побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль, раздался выстрел.

Ученик: Нет, но видя, что его ребенок на волоске от смерти, отцовские чувства не позволили ему не спасти его, они придали ему уверенности.

Ученик: Замерли от страха и ждали, что будет

Ученик: Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых.

Ученик: Нет, так как автор говорит, «что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза».

Ученик: «Выстрел».

Ученик:Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Ученик: Чувство счастья.

Ученик: Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Ученик: Да мог, могли не спасти мальчиков.

Ученик:При чтении рассказа мы испытали чувства страха, тревоги и беспокойство, но в конце рассказа – мы испытали радость.

Ученик: «Мальчики на корабле»,

«Спасение мальчиков».

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Воспитательные

  1. Обобщение по тексту

Учитель: Какая опасность угрожала мальчикам в море?

Учитель: Кто спас мальчиков?

Учитель:Почему артиллеристу пришлось преодолеть свой страх, когда он стрелял из пушки?

Учитель: Какое решение ему пришлось принять?

Учитель:

Ребята, чему нас может научить история, описанная в рассказе?

Учитель:Как вы думаете, в чем заключается главная мысль рассказа?

Ученик: Акула могла наброситься на мальчиков и убить их.

Ученик: Артиллерист, он выстрелил из пушки.

Ученик:Он мог попасть не в акулу, а в мальчиков.

Ученик: Ему пришлось рисковать жизнью ребят, чтобы их спасти от верной гибели.

Ученик:Эта история может нас научить никогда не теряться в различных ситуация, всегда нужно искать правильное решение и думать перед тем, как что-то сделать.

Ученик: Главная мысль заключается в том, что никогда нельзя забывать об осторожности, ведь даже самая безобидная ситуация может обернуться страшной трагедией.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Воспитательные

  1. Включение в систему знаний

Учитель:

1.Определите жанр произведения. Выберете правильный вариант ответа.

Работа в группах.

  • Творческое задание.

Кроссворд

Вопросы по горизонтали:

1. Какое морское чудище появилось из подводы? (Акула)

4. Какое оружие было у артиллериста? (Пушка)

6. Сахара напоминает её жарой. (Печка)

7. Какой был артиллерист, когда увидел, что акула плыла на мальчиков?

(Бледный)

Вопросы по вертикали:

2. Гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань. (Полотно)

3.Возле какого берега стоял корабль? (Африка)

5. Кто спас мальчиков? (Артиллерист)

Учитель:Молодцы! Садитесь все на свои места. Сейчас вы в парах должны выбрать пословицы, которые подходят к рассказу и объяснить свой выбор.

Работа в парах

  1. Выберите пословицы, которые подходят к рассказу. И объясните свой выбор.

  2. Словарная работа

Соедините слова и их значения.

  1. Охарактеризуй героев рассказа

Регулятивные

Коммуникативные

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Проверь себя (тест)

Познавательные

Коммуникативные

  1. Домашнее задание

Стр. 56 - 58 чит. пер.

Составить синквейн.

13

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цели образовательные: 1) Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»; 2) формирование навыка правильного и сознательного чтения; 3) формирование основ правильной читательской деятельности. УУД: Развивающие: Развитие личности младшего школьника, как читателя путем формирования основ правильной читательской деятельности Развитие личности младшего школьника на основе формирования УУД: Личностные: • Развитие смыслообразования при формировании понимания важности чтения на этапе подготовительной работы, вторичного чтения. • Развитие нравственно-этической ориентации при оценке поступков главных героев. • Осознание потребности в чтении рассказа для выяснения проблемы выбора героя, нравственно-этической ориентации при обсуждении поведения в ситуации опасности, решительности, ответственности за свои поступки. Регулятивные: • Целеполагание на этапе подготовительной беседы. • Самоконтроль, контроль других людей в процессе чтения • Коррекция при исправлении ошибок в процессе чтения, ответов на вопросы • Осознание цели чтения, составление плана рассказа, самоконтроль и контроль за правильностью чтения; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроке чтения. Познавательные: • Извлечение информации из текста при анализе текста по частям • Развитие мыслительной операции анализа при анализе художественного текста по частям, при выявлении причинно-следственных связей в поступках героев. • Формирование умения извлекать информацию из текста и интерпретировать ее при ответах на вопросы. • Понимать идею текста, авторский замысел. Коммуникативные: • Формирование умения высказывать свою точку зрения в процессе анализа смысловых частей на этапе обобщающей беседы. • Формирование умения слушать. • Формирования умения выслушивать чужую точку зрения и понимать её. • Формирование умения работать в паре. Воспитательные: • Воспитание человеческих качеств. • Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения. • Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей.
0 ₽
Л.Н.Толстой Акула. Рабочий лист Словарная работа Фитиль-горящий шнур для поджигания пороха Артиллерист-военнослужащий в огнестрельных войсках Палуба- часть судна Якорь-металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте Сахара-пустыня в Африке Ропот-недовольство, выражаемое негромкой речью Парус-надуваемое ветром полотно из парусины или плотной ткани Хобот ( в данном тексте)--упирающая в землю задняя часть пушки Полотно-гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань. Жанр произведения, план, проверь себя, охарактеризуй героев рассказа, синквейн, выберите пословицы, которые подходят к рассказу, сделайте выводы по рассказу.
0 ₽
Развитие критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Выпускник современной начальной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. Выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления. Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.
0 ₽