Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Использование технологии проектной деятельности в начальной школе

Использование технологии проектной деятельности в начальной школе

Правильный подбор учителем учебных заданий стимулирует учащихся приобретать и развивать свои способности. При постановке задания необходимо создать условия, которые бы активировали действия учеников, их самостоятельную познавательную деятельность. Технология проектной деятельности стимулирует учащихся приобретать и развивать свои способности.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Использование технологии проектной деятельности в начальной школе

Щербакова Татьяна Геннадьевна

учитель МБОУ «СОШ», г. Юхнов Юхновского района Калужской области

Правильный подбор учителем учебных заданий стимулирует учащихся приобретать и развивать свои способности. При постановке задания необходимо создать условия, которые бы активировали действия учеников, их самостоятельную познавательную деятельность.

Я расскажу, каким должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать свои способности. Для этого я взяла технологию проектной деятельности, которой я занимаюсь.

В 1 классе мои ученики узнают, что такое проект, его этапы. Провожу игры на формирование навыков сотрудничества для подготовки учащихся к работе в группах и парах. Обговариваю с учениками правила групповой работы.

Первоклассники учатся выполнять небольшие индивидуальные проектные задания или задания в паре, при работе над которыми ученики действуют по плану, предложенному учителем. Они выбирают тему проекта из нескольких тем. При домашней подготовке к защите проекта ребята пользуются памяткой «Как подготовить выступление по проекту».

Для меня важен процесс выполнения детьми проекта, их умение осуществлять работу по плану, отслеживать результаты выполнения, развитие их навыков сотрудничества в проекте, речевых умений при выступлении и ответах на вопросы одноклассников. Для учеников проектная деятельность - это проявление самостоятельности, а для учителя - средство формирования УУД. Так как в проектной деятельности особенно развиваются регулятивные и коммуникативные действия, целесообразно отслеживать их развитие с помощью диагностики.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативным вариантом игровой деятельности: работа идёт по правилам и алгоритмам. В последующих классах работа по проекту усложняется. Вначале определяю:1) какие способности детей формирую и развиваю в проекте, 2) какие учебные действия лежат в основе формирования способностей, 3) как «нацелить» проект на формирование этих способностей.

Некоторые проекты перетекают из урочной формы во внеурочную. В проектной деятельности родители являются помощниками, особенно в 1 классе.

На 1 подготовительном этапе заинтересовываю детей темой проекта, связываю замысел проекта с жизнью. Стараюсь, чтобы проблема была значимой для детей. На первом этапе формулируем цели, задачи.

На 2 этапе планируем все этапы проекта, обсуждаем какой будет конечный продукт. Продумываем, какие материалы нужны.

Работа над проектом включает три основных шага: разработку замысла, его реализацию и представление готового продукта. Это хорошо соотносится с формированием регулятивных действий.

1. Проектные задания направленны на формирование навыков самоорганизации и саморегуляции. Как это происходит? Именно работа над проектом учит планировать: обязанности, работу, распределять её; планировать время; осуществлять поиск информации; контролировать продвижение при выполнении задания. Эти требования будут выполняться, если проектное задание длительного срока, не меньше недели и идёт по этапам. Умение распределять между собой обязанности формируется при выполнении коллективного проекта. Для формирования умения контролировать выполнение работы, я предлагаю ученикам критерии оценкирезультатов - требования к создаваемому ими продукту. Тогда учащиеся следят за качеством выполнения проекта. Ко всем этим требованиям подходит долгосрочный индивидуальный или групповой проект.

Я наблюдаю, как дети планируют работу, контролируют её выполнения, умеют исправлять ошибки. По ходу выполнения задания ученики заполняют лист продвижения по заданию. Этот тип проектных заданий хорошо выполнять на этапе применения знаний:

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» (2 класс, окружающий мир)

Задание направлено на формирование навыков планирования, сотрудничества. Работа идёт в парах. Каждая пара составляет свою страницу общей Красной книги по плану:

1.Выберите с одноклассником животное или растение из Красной книги.

2.Распределите роли, кто что будет делать в паре: 1)собирать информацию, 2) готовить рисунки, фото, 3) совместное оформление.

3.Оформите страницу, содержащую: заголовок, небольшой текст, иллюстрации к тексту.

4.Представьте свою работу одноклассникам.

5.Оцените результаты работы в своей паре и работы одноклассников по критериям.

Советы по выполнению проекта.

1.Заполните лист планирования по заданию.

2. Выполняйте работу и отмечайте выполненное в листе планирования. Время выполнения работы 30 минут.

3. Проверьте, всё ли вы выполнили правильно.

4. Представь свою работу классу. Время выступления 2-3 минуты.

5. Выслушайте выступления других детей.

6. Оцените свою работу и работу других учеников. Заполните лист самооценки.

Критерии оценки выступления.

1.Полнота раскрытия темы. 2.Речь. 3.Источники информации. 4.Подбор иллюстративного материала. 5.Ответы на вопросы.

2. Проектные задания направлены на формирование навыков сотрудничества.Групповой или парный проект - это общая работа учеников по принятию совместных решений по проекту, распределение их обязанностей; осуществление взаимного контроля. Проект требует сотрудничества с одноклассниками, т.е. дружного участия в работе по созданию общего продукта. Учащиеся вместе делают общий продукт: обсуждают его содержание, способы выполнения, осуществляют взаимный контроль, определяют вклад каждого участника в создание продукта. Мои ученики оценивают свой вклад в общую работу группы с помощью «линеечек» Дембо Рубинштейна: указывают на рисунке шкалы черточкой свой вклад в работу группы или пары. Или оценивают свой вклад по балльной оценкеот 0 до 5. На этапе закрепления, систематизации изученного и применения знанийцелесообразно выполнять коллективный проект. Ученики в качестве общего продукта готовят плакаты, памятки, пишут инструкции, мастерят изделия из природных материалов, составляют математические задачи.

Таким образом, проектная деятельность - это особая форма учебной работы, которая отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение знаний. Алгоритм проекта: проблема – цель – результат.

При выполнении проекта ученики используют ИКТ для сбора информации, для оформления проекта, формируется ИКТ-компетентность школьников.

3.Проектные задания направлены на формирование навыков коммуникации:использование высказываний, текста;использование общения при взаимодействии в проекте.Для формирования навыков общения дети учатся договариваться и доказывать свою точку зрения в совместной работе в парах, группах при выполнение групповых проектов.

На 3 этапе при подготовке к выступлению работаем над связной речью, умением отвечать на вопросы и задавать их, выражать свои мысли, выступать перед учащимися класса. Представляя свой проект, ученики пользуются планом выступления по проекту. Выступление они оценивают по критериям, которые я с ними обговариваю вначале: культура речи, владение материалом, выступающий рассказывал, не читал, заинтересовал слушателей, уверенно говорил, полно раскрыл тему, использование иллюстративного материала, полные ответы на вопросы. А в 4 классе ученики способны предлагать свои критерии оценки.

На этапе рефлексии подводим итоги: что получилось, что нет и почему. Использую приёмы рефлексии: анкету, упражнение «Обведи свою ладошку» (на каждом нарисованном пальчике напиши одно из основных, на твой взгляд, качеств, которые ты приобрёл во время работы над проектом). Ребята оценивают свои умения работать по проекту, отвечать на вопросы анкеты в начале проекта и по окончании его. Отмечался рост проектных умений моих учеников.

4. Проектные задания направлены на формирование смысла учения и начальных форм рефлексии. Для этого учащиеся заполняют по результатам выполнения проекта листы самооценки: что было интересно/неинтересно, что нравится/не нравится;что было легко/вызвало затруднения; что помогало/мешало, что было полезно/вредно;что в следующий раз надо сделать иначе.

В процессе проделанной работы мои ученики смогли получить следующие результаты: делят проект на этапы; работают по правилам в группе; работают по алгоритму; используют критерии оценки.

Работа учащихся 4 класса по проекту «Улица, на которой я живу. История родного города»

1.Через историю названий улиц нашего города решили выйти на историю родного Юхновского края и страны. Эта проблема выявлена на подготовительном этапе работы.

2. Намечена цель: узнать историю улицы, на которой живу, историю улиц родного города. Собранный материал представить в виде информационного продукта - презентации «Улица, на которой я живу. История родного города».

3. Поставлены задачидля достижения цели: познать исторические события, происшедшие в стране, через историю названий улиц родного города и его историческое прошлое. Учиться находить источники информации, изучать литературу. Учиться работать в группах, планировать свою работу, учиться изложению мыслей. Отрабатывать умение работать с компьютером.

4. Чтобы установить какой информацией владеют четвероклассники об истории родного города, они ответили на вопросы анкеты «Что мы знаем об истории родного города».

5.Уровень знаний показан невысокий. Наметили этапы работы (разделили всю работу на части). Определили сроки выполнения работы по этапам и в целом. Определили источники информации для получения сведений.

6.Это экскурсии в городской краеведческий и школьный музеи, где узнали историческое прошлое города, его героев и беседа с малолетним узником войны.

7.Каждый ученик по плану искал информацию об истории названия своей улицы в библиотеке, в интернете, в музее.

8. На основном этапе разделились на две группы. 1 группа отбирала важную информацию и систематизировала её.

9. 2 группа оформляла собранный материал. Были выработаны правила работы в группе и распределена работа между учениками. Работа велась на кружке «Проектная деятельность».

10.Проект оформлен и создан информационный продукт - презентация «Улица, на которой я живу. История родного города».

11.Защита проекта по правилам выступления по проекту.

12. На заключительном этапе проекта сравнили уровень знаний об истории родного города на подготовительном и заключительном этапах проекта.

13. Оценили работу групп на этапах и вклад каждого ученика в работу над проектом.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Правильный подбор учителем учебных заданий стимулирует учащихся приобретать и развивать свои способности. При постановке задания необходимо создать условия, которые бы активировали действия учеников, их самостоятельную познавательную деятельность. Технология проектной деятельности стимулирует учащихся приобретать и развивать свои способности.
0 ₽
От психолого-педагогической готовности ребёнка к школе зависит успех его обучения, психологическое здоровье первоклассника, его положительное отношение к школе, адаптация к ней. Как подготовить ребёнка к школе помогут психолого-педагогические рекомендации.
0 ₽
Урок«открытия» новых знаний по окружающему миру "Превращения и круговорот воды". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, приёмы ТРКМ: инсерт (работа с метками), кластер, проблемные вопросы, творческая работа, лабораторный опыт, работа в парах.
0 ₽