Авторы проекта: Бакланов Лев, Серков Глеб,
Бердников Илья, Чернявский Дима,
обучающиеся МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа
имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К."
города Красноярска
Руководитель: Рыкова Надежда Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа
имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К."
города Красноярска
"Интересные научные факты"
исследовательско-игровой проект
Наука — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, осуществляемая путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа.
Исследовательско-игровой проект "Интересные научные факты" нацелен на формирование познавательной активности обучающихся по программе "Территория выбора" модуля "История наук" в разных видах исследовательской и игровой деятельности.
План проекта
Подготовительный этап. Игра-рассуждение "Что объединяет все ответы"
Основной этап. Исследование "Интересные факты о великих ученых". Игра "Пошевели мозгами". Исследование "Интересные факты об открытиях, совершенных детьми". Игра "Вопрос-ответ"
Итоговый этап. Презентация проекта в конкурсах различных уровней.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап
Игра-рассуждение "Что объединяет все ответы"
Обучающиеся изучают вопросы в таблице, дают на них ответы и развернутое объяснение, что объединяет все ответы.
вопрос | ответ | что объединяет? |
Даже зверь или букашка | ||
Этот предмет изучает разное: | ||
Она - особая культура. И кросс культурно пробежать. | ||
Изучает жизни все аспекты |
Исследование " Интересные факты о великих ученых"
Обучающиеся делятся на пары, изучают фотографии знаменитых ученых,
и проводят небольшое исследование по одному из ученых, заполняя таблицу по следующему алгоритму:
Фамилия, имя, отчество ученого | |
Фотография | |
Годы жизни | |
Краткая биография | |
Открытия и достижения ученого |
Исследование 1.
Фамилия, имя, отчество ученого | Королев Сергей Павлович |
Фотография | |
Годы жизни | 30 декабря 1906 -14 января 1966 |
Краткая биография | Родился в городе Житомире в семье учителя русского языка и словесности Павла Яковлевича Королёва, родом из Могилёва, и дочери нежинского купца — Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) Активное участие в воспитании принимал и его дядя — весёлый, жизнерадостный Василий Николаевич. Он катал мальчика на велосипеде, учил играть в крокет, фотографировать, учил проявлять и печатать фотографий, изготовил качели и снежные горки, приобщал к музыке. В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве. В 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе. В гимназии Королёв учился недолго — вскоре её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой и проявил к ней исключительные способности. В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации «авиабезграмотности», а с 17 лет — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. В 1922—1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. В 1923 году стал членом ОАВУК — Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. |
Открытия и достижения ученого | За время учёбы в МВТУ Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Идея построить ракетоплан у Королёва появилась «после знакомства с трудами Циолковского и близкого знакомства с Цандером». В сентябре 1931 года Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Фридрих Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10. В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — «217» с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — «212» с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационной ракеты для стрельбы по воздушным и наземным целям (ракета «301») и зенитных твердотопливных ракет. В феврале 1938 года в совместном с Е. С. Щетинковым докладе Королёв изложил возможности использования ракетоплана в различных целях, в том числе обосновал его применение в роли высотного истребителя-перехватчика. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 года. 8 сентября 1945 года Королёв вылетел в Берлин, чтобы в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) участвовать в изучении трофейной ракетной техники. В 1946 году там был создан новый советско-германский ракетный институт «Нордхаузен». В 1948 году Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдал её на вооружение. Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. В 1954 году Королёв одновременно работал над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), закончил работу над Р-5 и наметил пять разных её модификаций, завершил сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Шли работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретала межконтинентальная Р-7. В 1956 году под руководством Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). В 1957 году создал первые баллистические ракеты Р-11ФМ на стабильных компонентах керосин плюс азотнокислый окислитель (мобильного наземного и морского базирования). В 1958 году разработаны и выведены в космос геофизический Спутник-3, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году созданы и запущены три автоматические станции к Луне: «Луна-1» пролетела вблизи Луны, впервые зарегистрировав Солнечный ветер, «Луна-2» впервые в мире совершила перелёт с Земли на другое космическое тело, доставив на Луну вымпелы Советского Союза, «Луна-3» впервые выполнила фотографирование обратной (невидимой с Земли) стороны Луны, было отснято около 70 % обратной стороны Луны. В дальнейшем Королёв начал разработку более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6). Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», реализовал первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Гагарина — по околоземной орбите. Королёв в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешил. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. За подготовку первого полёта человека в космос Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Королёву принадлежит приоритет в деле практического начала работ по пилотируемым полётам на Марс. По сведениям американских источников, в 1959 году Королёв убедил советское руководство поддержать разработку проекта по посылке марсохода на Марс. Команда Королёва начала разработку сверхтяжёлой межпланетной ракеты с кодовым названием ТМК — Тяжёлый межпланетный корабль. |
Исследование 2.
Фамилия, имя, отчество ученого | И́горь Васи́льевич Курча́тов |
Фотография | |
Годы жизни | 30 декабря 1902 - 7 февраля 1960 |
Краткая биография | Родился в семье почётного гражданина города Сим, выпускника Уфимского землемерного училища Василия Алексеевича Курчатова. После 1908 года семья переехала в Симбирск, где отец служил в землеустроительной комиссии, а Игорь в 1911 году поступил в казённую мужскую гимназию. В 1912 году они перебрались в Симферополь. Семья бедствовала, поэтому Игорь одновременно с учёбой в Симферопольской мужской казённой гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе Тиссена. Летом он работал в землеустроительных экспедициях. В сентябре 1920 года Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет. К лету 1923 года, несмотря на голод и нужду, досрочно и с отличными успехами окончил университет. Летом подрабатывал на строительстве железной дороги, сторожем, воспитателем. Поступил на третий курс кораблестроительного факультета Петроградского политехнического института. Летом 1924 года работал в гидрометеорологическом центре в Феодосии. В Павловской магнитно-метеорологической обсерватории под руководством профессора Владимира Оболенского выполнил первую научную работу. |
Открытия и достижения ученого | С 1 октября 1930 года — заведующий физическим отделом Ленинградского физико-технического института. Научную деятельность начал с изучения свойств диэлектриков, в том числе и недавно открытого физического явления — сегнетоэлектричества. В 1932 году одним из первых в СССР приступил к изучению физики атомного ядра. В это время был сотрудником физического отдела Радиевого института, руководимого Виталием Хлопиным, и одновременно возглавил лабораторию по изучению атомного ядра, созданную в ЛФТИ по инициативе Иоффе. В первый период Великой Отечественной войны разрабатывал метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин (вместе с Анатолием Александровым). 9 августа 1941 года Курчатов и Александров приехали в Севастополь и организовали размагничивание кораблей Черноморского флота. Созданная Александровым и Курчатовым «система ЛФТИ» была установлена в течение Великой Отечественной войны на сотнях кораблей и обеспечила полную защиту от немецких магнитных мин. За эту работу Курчатов удостоен Сталинской премии за 1942 год. С 1942 году работал в Казани, затем в Москве. 29 сентября 1943 года избран действительным членом Академии наук СССР. В 1948 году вступил в ВКП(б). Делегат XX съезда КПСС. |
Игра "Пошевели мозгами"
Участники игры подбирают к школьным предметам соответствующие слова, выбирая их из предложенного списка
Школьные предметы | Набор слов | |
математика | Глобус, стихотворение, животные, бег, суффикс, слово, разминка, запятая, почва, умножение, сказка, океан, уравнение, соревнования, мяч, сложение, миф, сложение, нефть, природная зона, гиря, микроскоп, корень, штанга, личинка. | |
география | ||
биология | ||
литература | ||
физкультура | ||
русский язык |
Исследование " Интересные факты об открытиях, совершенных детьми"
Обучающиеся в парах рассматривают картинки, проводят исследования, используя информацию об исследуемых открытиях и кратко их описав.
Задание для пары 1.
Картинка | Описание открытия |
Шрифт Брайля | |
Фруктовый лед |
Задание для пары 2.
Картинка | Описание открытия/изобретения |
Тёплые меховые наушники | |
Батут |
Варианты выполненных работ
Картинка | Описание открытия |
Шрифт Брайля | 15-летний подросток Луи Брайль создал выпуклый шрифт, который сейчас известен всему миру. За основу подросток взял «ночной шрифт», с помощью которого военные передавали друг другу информацию в условиях плохой видимости. И за этот огромный промежуток времени шрифт Брайля совсем не изменился. Сейчас им пользуются по всему миру. |
Фруктовый лед | 11-летний мальчик Фрэнк Ипперсон зимой 1905 года приготовил себе лимонад и пошел с ним на улицу. Загулявшись и заигравшись с друзьями, он совсем забыл про напиток. А утром обнаружил продукт, который он никогда раньше не пробовал. Лишь спустя 17 лет общество узнало об этом продукте: Фрэнк получил патент на своё изобретение, назвав его просто: «фруктовый лёд на палочке». |
Задание для пары 2.
Картинка | Описание открытия/изобретения |
Тёплые меховые наушники | Тёплые меховые наушники изобрел в 1873 году Честер Гринвуд, когда ему было 15 лет. Идея появилась во время катания на коньках. В её реализации помогла его бабушка, которая сшила меховые подкладки и прикрепила их к проволочному оголовью. 13 марта 1877 года на изобретение был получен патент. Гринвуд занимался производством тёплых наушников в течение 60 лет. |
Батут | Гимнаст Джордж Ниссен в возрасте 16 лет придумал батут. В основу изобретения Ниссена легли два компонента: стальная рама и полотно, крепящееся к раме пружинами. Стоит отметить тот факт, что внешне изобретенный батут нисколько не изменился. |
Игра "Вопрос-ответ"
Пары обучающихся изучают вопросы, дают краткие ответы на них
Вопрос | Ответ |
Точная дата появления этой игры неизвестна, но скорее всего, возникли они в VI веке нашей эры в Индии. Игра называлась "чатуранга" и она имитировала сражение на поле боя: поле было разделено на 64 клетки, и каждый из участников ходил по очереди. Как называется эта игра? | шахматы |
В сказке Корнея Чуковского «Телефон»: «А потом позвонил крокодил и со слезами просил: «Пришлите, пожалуйста, к нашему ужину дюжину новых и сладких калош!» Дюжина –это сколько? | 12 |
В 1941 году швейцарский изобретатель Джордж де Местрал выгуливал свою собаку. Когда они вернулись домой, он обнаружил, что его пальто и шерсть собаки, были покрыты репейником. Что изобрел Местрал? | застёжки-липучки |
В 1770 году Уильям Аддис просверлил в кусочке кости отверстие, через которое пропустил пучки щетины и закрепил с помощью клея. Это изобретение помогло ему материально обогатиться. Что он изобрел? | зубные щетки |
Итоговый этап
Обучающиеся презентуют проект в конкурсах различных уровней
Используемые Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki