Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Увлекательная химия

Увлекательная химия

Химия – это увлекательная и интересная наука о веществах и их превращениях. Методическая разработка занятия "Увлекательная химия" нацелена на ознакомление с наукой химией, химическими веществами и процессами, преобразующие эти вещества посредством экспериментов и опытов.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Рыкова Надежда Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа

имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К."

города Красноярска

Увлекательная химия

методическая разработка занятия для обучающихся 3-5 классов

Химия – это увлекательная и интересная наука о веществах и их превращениях.

Методическая разработка занятия "Увлекательная химия" нацелена на ознакомление с наукой химией, химическими веществами и процессами, преобразующие эти вещества посредством экспериментов и опытов.

Задачи

- рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека, ее пользу и способы применения;

-освоить навыки проведения простейших химических опытов и экспериментов с простейшими химическими веществами;

- формировать навыки взаимодействия в парах, группах при проведении химических опытов и экспериментов.

План занятия

  1. Беседа-диалог "Что такое химия"

  2. Игра на сравнение "Виды жидкостей"

  3. Эксперимент "Свойства жидкостей"

  4. Опыт "Вулкан в бутылке"

  5. Эксперимент "Радуга в стакане"

  6. Рефлексия

Ход занятия

Беседа-диалог "Что такое химия"

Обучающимся предлагается пояснить значение высказывания М. В. Ломоносова из речи «Слово о пользе химии» (1751): «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…»

Вопросы для обсуждения:

- что изучает химия? (состав и строение веществ, зависимость их свойств от строения, условия и способы превращения одних веществ в другие);

-к каким наукам относится химия? (к естественным);

- с какими науками связана химия (с физикой, биологией и другими естественными науками);

-где находит применение химия? (в медицине, искусстве, сельском хозяйстве, в быту, металлургии, в пищевой промышленности);

- что такое вещество? (составные части нейтральных или заряженных атомов и молекул, которые находятся как в изолированном состоянии, так и взаимодействующих друг с другом);

- что представляет собой жидкость?(вещество, находящееся в жидком агрегатном состоянии, занимающем промежуточное положение между твёрдым и газообразным состояниями);

-какие свойства жидкости вам известны? (текучесть, сохранение объема, вязкость, испарение и конденсация, кипение).

Игра на сравнение "Виды жидкостей"

Обучающимся предлагается разделиться на пары, выполнить задания на карточках, презентовать получившиеся результаты.

Вид жидкости

Ньютоновская

Неньютоновская

Определение

Все жидкости, которые находятся в жидком состоянии называются ньютоновскими, то есть они подчиняются закону внутреннего трения Ньютона.

Чем быстрее она течет, тем большее сопротивление она оказывает

Жидкость, при течении которой её вязкость зависит от градиента скорости.

Обычно такие жидкости сильно неоднородны и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры.

Науки, изучающие свойства жидкости

Гидростатика изучает законы равновесия (покоя) жидкости, гидродинамика — законы движения жидкостей.

Реология (Rheos – течение, поток, Logos –слово, учение) изучает деформационные свойства и текучесть вещества

Основные свойства

Текучесть

Вязкость зависит от природы

При применении механических усилий остается в жидком состоянии

Текучестьзависит от силы и скорости воздействия (в некоторых случаях она может отсутствовать)

Вязкость зависит от скорости воздействия

При применении резких и быстрых механических усилий приобретает свойства твердых тел. При медленном воздействии ведет себя как жидкость

Применение

В приготовлении пищи и питья - как жидкая основа блюд и напитков

При влажной уборке - для мытья полов, окон

При поливе растений - как основа питания для растений сада и огорода

При обогреве домов - батареи, заполненные водой, многие используют систему "теплый пол", которая работает по тому же принципу: в полу проложена изгибающаяся, замкнутая на нагревательный бочок, трубка с водой

При купании в ванне или мытье под душем - для личной гигиены

В строительстве - как компонент сверхпрочных бетонов

В нефтедобыче - для регулировки вязкости буровых растворов

В косметологии - в составе кремов и лосьонов

В военном производстве - при изготовлении материала D3O

В кулинарии - при оформлении блюд

Эксперимент "Свойства жидкостей"

Педагог предлагает определить свойства жидкости, проведя эксперимент по следующему алгоритму:

-смешать крахмал с водой 1 стакан крахмала 2 стакана воды;

-определить разные свойства воздействия;

-сделать вывод по твердым и жидким свойствам получившихся химических соединений.

Опыт "Вулкан в бутылке"

Обучающимся предлагается провести опыт по следующему алгоритму:

- подготовить разные вещества: сухие дрожжи; перекись водорода 3–6% (из аптечки); маленькую пластиковую бутылку и стакан; воронку; средство для мытья посуды; воду; пищевые красители;

- налить в стакан 2 столовые ложки тёплой воды;

- добавить в стакан чайную ложку сухих дрожжей и хорошо размешать;

- поставить стакан со смесью дрожжей и воды в сторону;

-взять воронку, налить в пластиковую бутылку приблизительно полстакана перекиси водорода;

- добавить в бутылку немного средства для мытья посуды, подняв уровень жидкости на 2–3 мм;

- влить аккуратно в бутылку несколько капель пищевых красителей;

- поставить бутылку в таз;

-влить в бутылку через воронку содержимое стакана и быстро убрать воронку;

- описать получившийся результат (бутылка начнёт пенное извержение, как вулкан).

Эксперимент "Радуга в стакане"

Педагог предлагает провести эксперимент по следующему алгоритму:

- подготовить: сахарный песок, 7 пластиковых стаканчиков (можно больше), пищевые красители или гуашь 5 цветов, теплую воду, шприц без иглы;

- поставить стаканчики в ряд и наполнить каждый из них водой до половины;

- оставить в первом стакане чистую воду, ничего туда не добавляя;

- добавить о второй стакан одну чайную ложку соли, в третий стакан - две ложки соли, в четвёртый — три ложки соли, в пятый — четыре и т.д., размешать соль во всех стаканах до полного растворения;

-подкрасить воду в стаканчиках с помощью пищевых красителей, выбирая для каждого стаканчика свой цвет;

-взять большой прозрачный стакан и аккуратно, по стеночке, вылить в него содержимое последнего стакана, в котором растворено четыре ложки соли, подождать одну-две минуты, чтобы жидкость успокоилась;

-взять пипетку и набрать в неё окрашенную воду из четвёртого стаканчика, поднести пипетку как можно ближе к поверхности воды в большом стакане и максимально аккуратно добавлять в большой стакан содержимое пипетки;

- вымыть пипетку и перейти к третьему стаканчику, повторяя всю процедуру для содержимого третьего стаканчика, затем переходя ко второму стаканчику и далее к первому, не забывая прополаскивать пипетку, чтобы краски не смешивались;

- описать получившийся результат (цветные слои не должны смешиваться, все цвета размещаются слой за слоем).

Рефлексия

Обучающимся предлагается по очереди продолжить предложения:

-сегодня я узнал (а), что….;

-самым интересным было…;

-затруднения возникли при…

Используемые Интернет-ресурсы

  1. https://bigenc.ru/c/veshchestvo-6e9311

  2. https://pandia.ru/text/80/354/80334-4.php

  3. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2729497-okr-mir-3-klass-kakie-est-primery-ispolzovanija-vody-chelovekom-v-bytu.html

  4. https://dzen.ru/a/ZSY8jNaBAXWQ_tg6

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Химия – это увлекательная и интересная наука о веществах и их превращениях. Методическая разработка занятия "Увлекательная химия" нацелена на ознакомление с наукой химией, химическими веществами и процессами, преобразующие эти вещества посредством экспериментов и опытов.
0 ₽
Составление ребусов становится одним из увлекательнейших занятий на любом из изучаемых предметов. Ребусы развивают мышление, являются отличной зарядкой для ума, эффективной тренировкой внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремлённости, собранности и многих других личностных качеств. В процессе поиска правильного ответа в игровой форме приводятся рассуждения и выводы.
0 ₽
Наука — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, осуществляемая путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Исследовательско-игровой проект "Интересные научные факты" нацелен на формирование познавательной активности обучающихся по программе "Территория выбора" модуля "История наук" в разных видах исследовательской и игровой деятельности.
0 ₽