Методическая работа на тему:
«Из опыта работы над мелкой техникой баяниста при подготовке к техническому зачету»
Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. Поскольку музыка является временным видом искусства, интерпретация представляет собой звуковой процесс, развертывающийся во времени. Как распорядиться звуком во времени – целиком зависит от мастерства исполнителя. Говоря об этом, в первую очередь подразумевается техника артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение художественного образа. Что же мы вкладываем в понятие «техника». Быстрые октавы? Ажурность, легкость? Мы знаем, что бравурность сама по себе никогда не гарантирует высокохудожественного результата. Напротив, имеется много примеров, когда музыкант, не проявляющий себя рекордсменов в сверхбыстрых темпах, производил неизгладимое впечатление на слушателей. В нашем словаре есть такое понятие – ремесло. В это понятие входит весь комплекс навыков музыканта – исполнителя необходимых для реализации своих художественных намерений: различные приемы звукоизвлечения, пальцевая моторика, кистевая репетиция и т.д. Когда же мы говорим о технике, мы имеем в виду одухотворенное ремесло, подчиненное творческой воле музыканта – исполнителя.
На начальном этапе обучения следует много работать над постановкой игрового аппарата. От правильной постановки инструмента, посадки зависит будущий успех, возможность свободно выражать художественные намерения. Вопросы постановки музыканта – баяниста включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук. Что такое постановка рук? В сущности, это их наиболее рациональные движения. Этот процесс должен проходить в работе по усвоению всего комплекса исполнительских навыков: над гаммами, упражнениями, этюдами и т.д. Все дети способны играть на баяне, так как их руки от ежедневных упражнений на инструменте подвергаются некоторым изменениям.
Вся техника баяниста подразделена на мелкую (пальцевую), крупную, на технику игру мехом, в сущности всё, чем занимается исполнитель, начиная с прикосновений к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммы, арпеджио, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты; к крупной – октавы, аккорды, кистевая техника. От регулярной работы над гаммами и арпеджио аппарат обретает хорошую техническую форму и практически готов к исполнению большинства из встречающихся пассажей. При игре гамм, упражнений нужно всегда ставить перед собой музыкальные задачи. Гаммы должны звучать легко, красиво, виртуозно. Следует избегать толчков, особенно при смене меха. С чего же надо начинать разучивать гаммы с учениками младших классов? Сначала следует разучить гамму в одной октаве. Дать установку ученику, что гамма должна звучать одним штрихом, ровно, без звуковых срывов. Когда гамма будет выучена в этой октаве, перейти к изучению в другой октаве. Следующий этап – игра гаммы в две октавы. Изучение гаммы в левой руке следует придерживаться такого же порядка, как и в правой. Затем следует соединение двух рук. Чтобы добиться ровного звучания, необходимо сначала в гамме выделять каждую ноту. Что дает такой способ? Запоминание аппликатуры и крепкое пальцевое прикосновение. Следующий этап – выделение через ноту. В этом варианте прибавляется темп, но необходимо сохранить ровное звучание. Когда гамма будет хорошо звучать можно выделять первую ноту из четырех. Прибавляется темп, важно следить за ровным ведением меха. Теперь можно переходить к последнему моменту, акцентировать ноты через октаву. Этим принципом можно пользоваться при изучении этюдов.
Работа над гаммами и арпеджио приносят неоспоримую пользу. Вариантов исполнения гамм – бесчисленное множество. Здесь может быть игра пунктирным ритмом и полиритмическим; нюансы от минимума громкости до ff, может быть динамически ровная игра или же на восходящем движении крешендо, в нисходящим - диминуэндо. Надо использовать всё разнообразие штрихов и чередование различных темпов. Можно порекомендовать проигрывание упражнений в медленном и среднем темпах с сильным пальцевым ударом при активном, волевом замахе пальцев. Но главное внимание нужно направлять на легкость, ритмическую ровность при экономных пальцевых движениях.
Работу выполнила преподаватель Седова Людмила Николаевна.