10.01.2024(7класс)
Тема:«Как договориться со своими эмоциями».
Цель: Создать условия для формирования навыков управления эмоциями .
Задачи:
Формироватьумения сдерживать эмоциональные порывы, находить позитивный смысл в любой ситуации
Развивать умения управлять эмоциями.
Актуализировать знания учеников о технике управления эмоциями с помощью мысли
Корригировать мышление, через упражнения.
Воспитывать, бережное отношения к чувствам окружающих людей.
Оборудование: ручки шариковые, ноутбук, музыка карточки с заданием, цветные карандаши.
I Вводная часть | |
1.1Организационный момент. Задача: организация внимания учащихся, проверка готовности к занятию. | |
Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
Садятся на стулья. | Орг. Момент. Приветствие. Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу. Здравствуйте ребята! |
1.2 мотивационно-целевой момент. Задача: стимулирование активности учащихся в обсуждении предложенной темы. | |
Дети слушают отвечают | Игра «Хлопки». Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя. — на улице хорошая погода, — я пришел сюда, потому что сказали прийти, — я ничего не понял, что мы тут будем делать, — у меня хорошее настроение, — я готов к работе в нашей группе. Сегодня мы с вами |
II.Основная часть. Задача: организация разных видов деятельности учащихся для достижения цели занятия. | |
Ученики отвечают. Ученики отвечают Ученики рисуют свое состояние Записывают в таблицу песни. закрывают глаза садятся удобно слушают музыку и педагога. заполняют таблицу. Читают утверждения заполняют пустые строки. Слушают и работают в таблице. | Беседа. Ребята, вы знаете кто такие оптимист и пессимист? (Оптимист – это человек, который в любой ситуации рассчитывает на позитивный исход событий). Пессимист, наоборот, во всем находит повод для недовольства и уныния, всегда полагается на негативный исход и жалуется на жизнь. Упражнения «Оптимист и пессимист» Разделитесь на две команды: оптимисты и пессимисты. Я буду называть ситуацию. Каждой команде надо пр Первая ситуация – вы упали в лужу. Вторая ситуация – вы бежали на автобус, но он все равно уехал. Третья ситуация – в школьной раздевалке перепутали вещи, и кто-то ушел домой в вашей куртке. Четвертая ситуация – младший брат разлил краски на вашу тетрадь с только что выполненной домашней работой. Пятая ситуация – вы пришли на день рождения к другу и выяснилось, что у вас аллергия на главное блюдо. Как вы считаете, у кого чаще будет плохое настроение и подавленное состояние? Конечно, у пессимиста. Соответственно, чтобы управлять своими эмоциями, необходимо научиться мыслить позитивно и думать, как бы отреагировал на ситуацию оптимист и, соответственно, как бы себя повел пессимист. Когда мы испытываем негативные эмоции, будь то грусть, или злость, или страх, у нас всегда портится настроение. Переключиться в позитивное состояние и расслабиться вам помогут занятия, которые доставляют удовольствие и вызывают чувство комфорта. Перед вами лист бумаги с перечнем занятия, отметьте свои любимые занятия. Также добавьте в этот перечень другие любимые занятия, которых нет в списке. (Приложение1) . Какие занятия вы выбрали из списка? Какими занятиями вы дополнили перечень? Насколько эти занятия помогают вам бороться с негативными эмоциями? Используйте этот перечень в те моменты, когда вас одолевают негативные эмоции. Старайтесь выполнять хотя бы по одному занятию в день. Особенно эффективны физические упражнения, поскольку они приводят к выработке организмом эндорфинов, которые вызывают чувство внутреннего комфорта и расслабления. Упражнение «Рисунок эмоций» Возьмите цвет или несколько цветов, которые отражают ваше состояние прямо сейчас. На листочке в рамке нарисуйте свое эмоциональное состояние так, как вы это чувствуете. Это может быть абстрактный рисунок, какие-то линии, фигуры, точки, штрихи или же что-то конкретное. Даю вам на это задание три минуты. А сейчас по желанию расскажите о своем рисунке. Что вы чувствовали, когда рисовали? Какие эмоции испытывали? Какие мысли приходили вам в голову? Вернитесь к своему рисунку и измените кардинально настроение рисунка, для этого добавьте в него новые детали и цвета. Даю вам две минуты. Удалось ли вам изменить настроение рисунка? Как изменения повлияли на настроение рисунка? Изменилось ли при этом ваше собственное настроение? Как? Упражнение «Плейлист эмоциональной поддержки» Не только рисование, но и музыка способна помочь нам справиться со своими эмоциями. Уверена, у каждого из вас есть плейлисты «для души», «для настроения», «для вечеринки» Предлагаю вам сейчас создать свой идеальный плейлист, чтобы улучшать свое эмоциональное состояние. На бланке заполните каждую ячейку названиями песен.(приложение2) Какие чувства вы испытывали, когда создавали свой плейлист эмоциональной поддержки? Какие мысли приходили вам в этот момент? Как вы считаете, способна ли музыка помочь вам управлять вашими эмоциями? Упражнение «Релаксация» Вы, наверное, слышали о технике релаксации. Предлагаю вам испытать ее свойства. Сядьте поудобнее, но так, чтобы спины были выпрямлены, а головы подняты. Так легкие будут наполняться кислородом, а мозг – лучше работать.(звучит музыка) Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать нашу фантазию, чтобы создать тот мир, который хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, закройте глаза и сделайте три-четыре глубоких вдоха. Дышите тихо-тихо, чтобы никто вас не услышал. Задержите на мгновение свое дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется, а голова начинает работать еще лучше. Теперь используйте свое воображение и представьте себе, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе. Вам очень хорошо и спокойно. Вы лежите, смотрите на белые пушистые облака, на морских чаек. Чувствуете запах свежего солоноватого от моря воздуха. Слушаете ритм моря. Чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и наслаждаетесь красотой дня... (Пауза.) А теперь, если вы готовы, постепенно поднимайтесь с песка, садитесь на берегу и, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату. Какие эмоции и ощущения вы испытывали? Как изменилось ваше эмоциональное состояние после релаксации? Как релаксация может помочь в трудных жизненных ситуациях? Упражнение «Рефрейминг» А сейчас я познакомлю вас с методом рефрейминга,тоесть «сменить раму для картины». В нашем случае картина – это проблемная ситуация. Метод рефрейминга позволяет взглянуть на нее по-новому, изменить отношение, увидеть возможности там, где все кажется безнадежным. Существует много способов рефрейминга, но мы разберем основные три и для примера возьмем ситуацию: родители не разрешают вам ходить на вечеринки. Способ 1. Сравнить себя с теми, кому реально хуже. Например, а кого-то не зовут на вечеринки или у них вообще нет друзей.
Способ 2. Посмотреть на ситуацию с другой стороны с помощью союза «зато». Например, зато я могу встречаться с друзьями после школы.
Способ 3. Сфокусировать внимание на другом аспекте ситуации, подумать: что еще это может означать, как иначе это можно назвать? Например, что вечером появилось свободное время и я могу заняться чем хочу. Тяжело ли было найти позитивный смысл в негативных утверждениях? Какой из способов рефрейминга вам больше всего понравился? Упражнение «Сдержать эмоциональный порыв» Теперь рассмотрим следующий навык, который поможет вам эффективнее справиться с эмоциями. Это умение сдерживать эмоциональные порывы. Они обычно появляются вместе с эмоциями: например, когда мы злимся, у нас может возникнуть желание разбить что-то или ударить кого-нибудь. Когда мы подавлены, хочется перестать общаться, отгородиться от людей. Когда испытываем тревогу, мы стараемся избежать того, что ее вызывает, убежать от этого. Следующее упражнение поможет вам справляться с эмоциональными порывами. Перед тем как выполнять его, всегда делайте несколько глубоких вдохов и выдохов – столько, сколько вам понадобится, чтобы настроиться. А теперь прочитайте утверждения и заполните пустые строки. Сделайте себе шпаргалку и каждый раз, когда вас одолевает эмоциональный порыв, выполняйте упражнение. Каких ситуаций в вашей жизни больше: когда вы поддавались порыву или когда смогли его сдержать? Упражнение «Метод АВС» Понять свои эмоциональные реакции поможет метод АВС. Но сначала вспомним, что эмоции бывают первичными и вторичными. Первичные возникают как непосредственная реакция. Например, проехала машина и облила вас водой, и вы сразу же испытали массу эмоций, от испуга до ненависти. Вторичные эмоции – реакция на логическую оценку ситуации. Например, после того как вас облила машина, вы пришли домой и чувствуете разочарование, обиду, грусть. Метод АВС направлен на то, чтобы управлять вторичными эмоциями. Чтобы понять, как он работает, рассмотрим пример.
"A« – это событие-активатор, ситуация, которая выводит вас из себя. Некоторое время назад вы познакомились на дискотеке с девушкой (молодым человеком). Вы сразу понравились друг другу, много танцевали, и на прощание он (она) попросил(-а) ваш номер телефона. Он (она) вам очень понравился(-ась). Но прошло уже три дня, а молодой человек (девушка) все еще не позвонил(-а).
«B» – это убеждения по поводу события. Они бывают рациональные и иррациональные. Рациональные – это продуманные и логичные интерпретации. Иррациональные убеждения лишены логики и неразумны, основаны на эмоциональной реакции и включают когнитивные ошибки. Например, если ваши убеждения иррациональные, то вы будете думать так: «Наверное, у нее (него) есть другой(-ая)», «Я ей (ему) не понравился(-ась)», «Я ей (ему) не интересен(-а)». Если ваши убеждения рациональны, то мысли могут быть такими: «Может быть, он (она) сейчас чем-то сильно занят(-а)», «Вероятно, он (она) сам(-а) побаивается мне позвонить», «Значит, это не мой случай», «Может быть, с ней (ним) что-то случилось?»
"C« – последствия. Итак, какие чувства и эмоции у вас возникли бы, если бы вы подумали рационально? (Ученики отвечают.) Спокойствие, безразличие. А какие чувства, эмоции у вас возникли бы, если бы вы подумали иррационально? (Ученики отвечают.) Уныние, печаль. И после того как вы испытали эти эмоции, вы, например, принимаете решение никогда не знакомиться на дискотеке или где-то еще. Так ваши эмоции повлияли бы на вашу дальнейшую жизнь. И чтобы такого не происходило, важно научиться управлять ими. По сути, схема АВС – это более структурированное изложение древней мудрости «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней». Постарайтесь по-другому оценить событие, а иная оценка, в свою очередь, приведет к другим эмоциям. Перед вами таблица ваша задача заполнить второй и третий столбцы, записать убеждения, которые приведут к положительным последствиям. Например, вернемся к ситуации, где водитель облил вас водой из лужи. Какие рациональные мысли, убеждения будут способствовать тому, что у вас появятся положительные эмоции и последствия? Это могут быть такие мысли: «Возможно, у него случилось что-то серьезное, и он очень торопился». После этих мыслей возникнет эмоция сочувствия. |
III.Заключительная часть. Задача: организация рефлексии учащихся результатов занятия. | |
Ответы детей | Рефлексия. Чему учились? Что нового узнали? Поделитесь своими впечатлениями, переживаниями, чувствами по поводу занятия. |