МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 25 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей общественно – научных предметов, технологии, искусства ____________________________________ Протокол № 1 от 25.08.2023 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________ О.Н.Босенко 25.08.2023 | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________________ Е.А.Колчева 25.08.2023 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
предметной области «Искусство» (Музыка)
«Хоровое пение»
для обучающихся 4, 5 классов
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель рабочей программы учитель музыки Чичиль Татьяна Алексеевна |
Енакиево
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МУЗЫКЕ6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» для обучающихся 4, 5 классов на 2023 – 2024 учебный год составлено в соответствие с Рабочей программой внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение»для обучающихся 4, 5 классов, утвержденной приказом по школе от 25.08.2023 № 258
Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 ч 1раз в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
При организации внеурочных занятий хоровым пением возможныразличныеорганизационныемодели,учитывающиеспецифический комплекс условий и возможностей конкретногообразовательногоучреждения,интересыипотребностиучастниковобразовательныхотношений.
Даннаямодельпредполагает,чтовединомколлективезанимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки.Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируютсязасчётрепертуара,грамотногоразделенияхористовна партии, использования потенциала творческого наставничествастаршихобучающихсянадмладшимитоварищами.
Количество участников одного хорового коллектива можетсоставлять от 15 до 60 человек. При наличии большего количества желающих целесообразно распределить обучающихсяна группы, сохранив возможность проведения сводных репетицийпередвыступлениями.
Поформепроведениязанятияподразделяютсяначетыретипа:
индивидуальноеи/илимелкогрупповоепрослушивание/занятие:
принаборевхор;
припереходеизодногокласса/уровнявдругой;
дляпериодическойоценкииндивидуальноготемпаразвитиявокально-хоровыхнавыковобучающихся;
дляработыснеточноинтонирующимиобучающимися(«гудошниками»);
дляработыссолистами,одарённымиобучающимися;
комбинированноезанятие — групповая (по партиям)иколлективнаявокально-хороваяработа;
своднаярепетиция;
концертноевыступление.
Цели и задачи программы «Хоровое пение» определяются врамках обобщённых целей и задач ФГОС, Примерных программ по музыке, являются их логическимпродолжением.
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части ихдуховной культуры через коллективную исполнительскую деятельность—пениевхоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусствавчастности:
становление системы ценностей обучающихся в единствеэмоциональнойипознавательнойсферы;
осознание значения музыкального искусства как универсальногоязыкаобщения,интонационно-художественногоотражениямногообразияжизни;
реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства,внутреннеймотивациикмузицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления,аименно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям черезопытсобственногопереживаниямузыкальныхобразов,развитиеисовершенствованиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевискусствеивжизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальныхмузыкальныхспособностейобучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразногоопытавосприятиямузыкальныхпроизведений;
—воспитаниеуваженияккультурному,музыкальномунаследию России; практическое освоение интонационно-образногосодержанияпроизведенийотечественноймузыкальнойкультуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интересакмузыкальнойкультуредругихстранинародов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкальногоязыка,направления,стилиит. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности кобщему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формированиепозитивноговзгляданаокружающиймир;
—улучшение физического и психического самочувствия,укреплениездоровьяобучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурнойсреды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района,города,республики,страны.
Уровни | Баллы | Критерииоцениванияучебныхдостиженийучащихся |
Отлично | 5 | Художественно-теоретические знания Обучающийся (обучающаяся): имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках программы: демонстрирует знание и понимание художественных особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития музыкального искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение в искусстве конкретной эпохи, общества, композитора, духовно- нравственных ценностей; свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого музыкального произведения; знает характерные особенности музыки различных народов мира; демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа Восприятие музыкального искусства Обучающийся (обучающаяся): проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений музыкального искусства и их связь с жизненными явлениями; глубоко проникает в суть замысла композитора; высказывает и обосновывает личное эстетическое отношение к произведению, автору; имеет собственную художественную позицию по отношению к воспринимаемому музыкальному произведению и автору; предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации музыкальных произведений; Художественно-практическая деятельность Обучающийся (обучающаяся): самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках музыкального искусства и во внеурочное время; демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмоционально-эстетическиепредпочтения,понимание эстетических достоинств произведений музыкального искусства и окружающего мира; имеет развитые музыкальные способности, вокальные данные. |
Хорошо | 4 | Художественно-теоретические знания Обучающийся (обучающаяся): обнаруживает хорошее знание тематического материала; может раскрыть общую характеристику музыкального произведения, определять значение художественного явления, но приводит не все существенные признаки и факты их характеризующие; демонстрирует достаточный понятийный запас, хотя может допускать неточности в использовании специальной терминологии; умеет аргументировать свою точку зрения; излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщения, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений музыкальной культуры, произведений музыкального искусства. Восприятие музыкального искусства Обучающийся (обучающаяся): воспринимает произведения музыкального искусства достаточно эмоционально; демонстрирует умение делать художественный анализ музыкального произведений, но часто ограничивается описанием отдельных образов, деталей, пересказом сюжета; ограниченно использует понятийный и категориальный аппарат музыкальной культуры; высказывает личное отношение к музыкальному произведению, но недостаточно аргументировано. Художественно-практическая деятельность Обучающийся (обучающаяся): демонстрирует осознанное использование музыкального тематического материала; способен применять его в практической деятельности (восприятие музыки, вокальная работа), но иногда с помощью учителя; проявляет желание к творческой самостоятельности; стремится применять приобретенные знания и умения в практической музыкальной деятельности; в суждениях присутствуют интересные аналогии, ассоциации. |
Удовле-творительно | 3 | Художественно-теоретические знания Обучающийся (обучающаяся): в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает суть музыкального материала; формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевомоформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями музыкальной культуры. Восприятие музыкального искусства Обучающийся (обучающаяся): не проявляет интереса к восприятию музыкальных произведений; может воспринимать и интерпретировать только определенную часть тематического музыкальногоматериала; не умеет самостоятельно анализировать музыкальные произведения, делать сравнения, выводы; умение анализировать музыкальное произведение сводится к его пересказу описанию; не выражает личное отношение к музыкальным явлениям, или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не нравится». Художественно-практическая деятельность Обучающийся (обучающаяся): слабо владеет определенной сформированной системой музыкальных навыков не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой деятельности, самовыражении; нуждается в периодической теоретической и практической помощи учителя |
Неудовле-творительно | 2 | Художественно-теоретические знания Обучающийся (обучающаяся): демонстрируетнедостаточное,поверхностноезнание музыкального материала; нарушаетпоследовательностьизложения,неможет сформулировать выводы. не может самостоятельно оценить музыкальные факты; демонстрирует недостаточно сформированные навыки вокальной подготовки, имеются отклонения отисполнительских норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке; в общих словах и сбивчиво анализирует музыкальные произведения, не приводит конкретные примеры музыкальных явлений. Восприятие музыкального искусства Обучающийся (обучающаяся): мало эмоционален; имеет низкий уровень восприятия музыкальных образов; воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты музыкальных произведений с конкретным образно- художественным содержанием, однозначно их характеризует; не высказывает личного отношения к музыкальным явлениям; отсутствует умение анализировать произведения; в ответах не устанавливаются даже несложные реальные связи и зависимости. Художественно-практическая деятельность Обучающийся (обучающаяся): имеет элементарные навыки и умения творческой музыкальной деятельности; не может сосредоточиться при выполнении практической работы; не справляется с поставленной целью урока; требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
Плохо | 1 | Художественно-теоретические знания Восприятие музыкального искусства Художественно-практическая деятельность Обучающийся (обучающаяся): выявляет полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не выполняет практическую работу. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя. |
2 год обучения
1 час в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата изучения по плану | Дата изучения по факту | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |||
план | факт | Всего | КР | ПР Р | ||||
1 четверть. | ||||||||
Раздел 1.Прослушивание (2 ч) | 2 | |||||||
1 | Индивидуальноепрослушивание. | 1 | 05.09 | |||||
2 | Определениеактуальногоуровнявокально-хоровыхданных: диапазон,примарнаязона,устойчивость интонации,ладовоеиритмическоечувство | 1 | 12.09 | |||||
Раздел 2.«Реприза»после «паузы» (2 ч) | 2 | |||||||
3 | Повторениепройденноговпрошлом учебном году:правилапения,дыхания,певческаяустановка,дикция. | 1 | 19.09 | |||||
4 | Дирижёрскийжест.Актуализациязнакомыхупражнений,распеваний. Пение любимых песен. | 1 | 26.09 | |||||
Раздел 3.Распевание—хороваязарядка (1 ч) | 1 | |||||||
5 | Дыхательные и артикуляционныеупражнения,скороговорки. Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящеммелодическом движениивограниченномдиапазоне | 1 | 03/10 | |||||
Раздел4. Музыкальныйслух (2 ч) | 2 | |||||||
6 | Слуховые игры на различениеколичестваодновременнозвучащихзвуков,мажора/минора,типа(поступенно,скачками)инаправления(вверх,вниз)движениямелодии. | 1 | 10/10 | |||||
7 | Ритмическиеиинтонационныеупражнениявдвухдольномитрёхдольномметре. | 1 | 17/10 | |||||
Раздел 5.Acapella (2 ч) | 2 | |||||||
8 | Пениебезсопровождения.Распевания,народныепопевкиипесниacapella. | 1 | 24/10 | |||||
2 четверть. | ||||||||
9 | Красотаиособаятемброваяокрасказвучанияхорабезсопровождения | 1 | 07/11 | |||||
Раздел 6.Музыкальная грамота (1 ч) | 1 | |||||||
10 | Понятия:ступенилада,тоника,трезвучие,лад,мажор,минор,интервал,консонанс,диссонанс,такт,тактоваячерта | 1 | 14/11 | |||||
Раздел 7.Рождество (6 ч) | 6 | |||||||
11 | Музыкавжизничеловека. | 1 | 24/11 | |||||
12 | Кругрождественскихобразов (зима, волшебство,ожиданиечуда). | 1 | 28/11 | |||||
13 | Интонациивыразительные и изобразительные. | 1 | 05/12 | |||||
14 | Распевание слогананесколькозвуков.Штрихиlegatoиnonlegato | 1 | 12/12 | |||||
15 | Репетициякконцерту | 1 | 19/12 | |||||
16 | Рождественскийконцерт | 1 | 26/12 | |||||
3 четверть. | ||||||||
Раздел 8. Музыкальныйразмер (2 ч) | 2 | |||||||
17 | Понятиемузыкальногопульса,метра.Сильныеислабыедоли.Двухдольныйитрёхдольныйметр. Музыкальныеразмеры2/4и 3/4. | 1 | 09/01 | |||||
18 | Новыепесниипопевкивдвухдольномитрёхдольномразмере | 1 | 16/01 | |||||
Раздел 9. Мойголос (1 ч) | 1 | |||||||
19 | Индивидуальноепрослушиваниеобучающихся. Определениеактуальногодиапазона,зоныближайшегоразвития,знаниявыученныхпроизведений. | 1 | 23/01 | |||||
Раздел10. Нашкрай (3 ч) | 3 |
20 | Фольклорнашегокрая | 1 | 30/01 | |||||
21 | ПеснирусскихклассиковисовременныхкомпозиторовоРодине | 1 | 06/02 | |||||
22 | Песнирусскихклассиковисовременныхкомпозиторовороднойприроде | 1 | 13/02 | |||||
Раздел11.Музыкальнаяграмота(2 ч) | 2 | |||||||
23 | Сольфеджированиепонотам,слуховойанализиразборнотноготекстазнакомыхпесенипопевок. | 1 | 20/02 | |||||
24 | Импровизация—допеваниедотоникинезавершённыхмотивов. | 1 | 27/02 | |||||
Раздел12. Народнаямузыкавтворчестверусскихкомпозиторов(4 ч) | 4 | |||||||
25 | Музыкавнародномстиле,обработкинародныхмелодий. | 1 | 05/03 | |||||
26 | Сочиненияотечественныхкомпозиторовнанародныетексты | 1 | 12/03 | |||||
27 | Работа надвыразительностьюисполнения,анализэлементов музыкальногоязыка. | 19/03 | ||||||
4 четверть. | ||||||||
28 | Совершенствованиевокально-хоровыхнавыков(чистота интонации,красотатембра,динамическоеразвитиеобраза) | 1 | 02/04 | |||||
Раздел13. Звонкоелето (7 ч) | 7 | |||||||
29 | Песниолете,каникулах,детскихиграхиразвлечениях. | 1 | 09/04 | |||||
30 | Образы счастливогодетства, родной природы,музыкальныепортретыипейзажи. | 1 | 16/04 | |||||
31 | Анализнотноготекстаразучиваемыхпесенсопоройнаизученныеэлементынотнойграмоты. | 1 | 23/04 | |||||
32 | Творческаяинтерпретацияпесен:элементысценическогодвижения,театрализации,использованиепростыхмузыкальныхинструментов,визуальныхэффектов(ИКТсопровождение) | 1 | 07/05 | |||||
33 | Репетициякконцерту | 1 | 14/05 | |||||
34 | Репетициякконцерту | 1 | 21/05 | |||||
35 | Отчётный концерт «Даздравствуют,каникулы!» | 1 | 28/05 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | 0 | 0 |