Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Окружающий мир
  3. Картотека бесед по профессиям для дошкольников.

Картотека бесед по профессиям для дошкольников.

Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Окружающий мир

Категория

Окружающий мир
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

КАРТОТЕКА БЕСЕД

О ПРОФЕССИЯХ

  1. Актер

  2. Врач

  3. Шофёр

  4. Ветеринар

  5. Строитель

  6. Слесарь

  7. Столяр

  8. Инженер

  9. Архитектор

  10. Писатель

  11. Журналист

  12. Военный

  13. Капитан

  14. Водолаз

  15. Пограничник

  16. Пожарный

  17. Космонавт

Актёр.

Это одна из самых древних и любимых профессий. В старину бродячие актёры устраивали представления прямо под открытым небом. Они выступали на ярмарках и во время праздников, доставляя людям большую радость.

- Актёр работает в театре. Благодаря мастерству актёров на сцене оживают любимые герои. Ты смотришь спектакль и веришь, что перед тобой настоящие Буратино и Мальвина, Красная Шапочка и Серый Волк. Помогают актёрам превращаться в разных героев костюмы, парики и грим. Чтобы стать хорошим актёром, нужен особый талант и большой труд. Актёры каждый день репетируют, учат наизусть свои роли, тренируют голос и движения. Они должны много знать и видеть и быть очень внимательными на сцене к другим актёрам.

- Чем занимается актёр по роду своей профессии?

- Ребята, кого из вас привлекает профессия актёра? Чем?

- Приходилось ли вам играть какую – либо роль в праздничных спектаклях или утренниках? Расскажите об этом.

- Мечтаешь ли ты в будущем стать актёром? Почему?

В процессе беседы для наглядности используется иллюстративный материал, костюмы, парики, театральные персонажи.

Врач.

Врач лечит людей, маленьких и больших. Это очень трудная работа и древняя профессия. Ей пять тысяч лет. В старину врачей считали волшебниками.

Раньше врачи лечили людей с помощью различных природных веществ. Сейчас тоже при многих болезнях врачи советуют использовать отвары различных трав. Но в наши дни у врачей есть помощники – специальные приборы и лекарства. Одни приборы нужны врачам, чтобы поставить диагноз, другие – чтобы лечить людей. Все вы, наверное, были в кабинете у зубного врача и видели, какие там сложные приборы.

Чтобы стать врачом, нужно учиться в медицинском институте. И очень хорошо учиться! Ведь от врача зависит здоровье и жизнь человека. Врач должен много знать и уметь. Нужно уметь распознать болезнь человека, выбрать подходящее лекарство (которых очень много, врач должен все их знать). Но самое главное для врача – это любить и жалеть людей и очень хотеть помочь им выздороветь.

- Ребята, вы были на приёме у врача? О чём спрашивал вас доктор?

- Что ещё он делал? (смотрел горло, слушал дыхание, выписывал

рецепт)

- Вспомните, пожалуйста, что мы видели на экскурсии в медицинский

кабинет детского сада.

- Скажите, ребята, носит ли врач форменную одежду? Для чего она ему

нужна?

- Ребята, как вы считаете, какие качества необходимы врачу для успешной работы?

(Изобразительный ряд: инструменты, лекарства, йод, бинты, шприц, фонендоскоп, форменная одежда врача) .

Шофёр.

Хорошо быть шофёром! Машина огромная, а слушается твоей руки. Нажмёшь ногой одну педаль – машина поедет. Нажмёшь на другую – остановиться. Руль повернёшь – объедешь ямку на дороге. Шофёр должен быть очень внимательным и не пропускать дорожных знаков. Вот дорожный знак – поворот, а вот знак «Осторожно, дети».

Хороший шофёр – мастер на все руки. Он знает устройство своей машины и может её починить.

Машин разных очень много. Есть автобусы, лесовозы, самосвалы, легковые автомобили. Есть машины «Скорой помощи», «Пожарные». И все эти машины подчиняются умелому шофёру. И за рулем какой бы ни было машины, шофёр всегда придёт на помощь другому водителю. Шофёр – надёжный и верный друг, особенно в дальних рейсах!

- Ребята, у кого из вас папа работает шофёром?

- Как вы думаете, сложная ли работа у шофёра?

- Какая эта работа мужская или женская?

- Каким должен быть шофёр? (внимательным, трудолюбивым)

- Без чего шофёр не сможет работать?

(Изобразительный ряд: машины, руль, настольная игра «Дорожные знаки»)

Ветеринар.

Если тебе нездоровится, то мама вызывает врача на дом, которому вы вместе рассказываете о симптомах болезни. В сказке о докторе Айболите звери сами рассказывали о своих болезнях. Но на самом деле, заболевшее животное не умеет говорить, и ему на помощь приходит особый врач – ветеринар. Ветеринара тоже можно вызвать на дом – посмотреть кошку или собачку, на ферму - к заболевшей корове, в цирк – к захворавшему слону, в зоопарк – к раненому тигру. Ветеринару приходится внимательно смотреть, весёлые ли глаза у животного, блестит ли шерсть. Он узнаёт у хозяев, хорошо ли животное ест, двигается. Ветеринары помогают больным животным так же, как врачи людям. Дают лекарство, промывают раны, делают уколы, даже проводят хирургические операции. Кроме того, с больной зверюшкой можно прийти в ветеринарную клинику, где ветеринар ей окажет помощь.

Ветеринару нужно очень любить животных. Хороший ветеринар много знает и умеет!

- Ребята, вы помните сказку К. Чуковского «Доктор Айболит»?

- Кому помогал этот доктор? Давайте вспомним этих животных.

- Как вы считаете, может ли работать ветеринаром человек, который не

любит животных? Почему?

- Есть ли у тебя какое – либо домашнее животное?

- Приходилось ли тебе с родителями обращаться к ветеринару, чтобы оказать помощь вашему любимцу? Расскажи об этом.

- А тебе хотелось бы получить профессию ветеринара? Объясни свой ответ.

Строитель.

Качества необходимые строителям разных специальностей:

  • Отличное владение профессией.

  • Физическая закалка.

  • Огромное трудолюбие и немалая физическая сила.

  • Умелые руки и желание делать полезное людям дело.

  • Своим трудом приносить людям радость.

1. Беседа о профессии строителя.

Вопросы:

а) Почему профессия строителя — одна из самых важных?

б) Из чего строили в старину? Почему?

в) Из чего теперь строят дома?

г) Как называют строителей строящих деревянный дом? Какими инструментами пользуются плотники?

д) Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?

е) Как называют рабочих, укладывающих кирпичи?

ж) Как называют рабочих, которые кроют крышу?

з) Каких рабочих называют «отделочниками»?

и) Кто красит окна, двери, рамы, клеит обои?

к) Кто устанавливает оконные рамы, двери?

л) Кто знает, как укладывать керамическую плитку?

Слесарь.

Протекает дома кран. «Надо позвать слесаря!» — говорит мама. Поломался велосипед, «Надо отнести слесарю», — говорит папа. Что же это за мастер на все руки? Это старинная профессия. Слесарь работает с металлом. Металлург выплавляет металл. Кузнец де​лает гвозди, подковы и другие вещи из разогретого ме​талла. Слесарь работает с холодным металлом, очень прочным и твердым. Чтобы справиться с металлом, у слесаря есть специальные инструменты.

Например, молоток и зубило. Приставил к металлу острым концом зубило, ударил по другому концу молот​ком — кусок металла отрубил! Можно отпилить нужный кусок металла специальной пилой-ножовкой. У нее очень острые зубья, и сама она сделана из прочного металла. Есть у слесаря для работы дрель со сверлом и хитрый инструмент — метчик. Метчиком в отверстии нарезают резьбу, чтобы потом винт вкрутить. Винты вкручивает слесарь отвертками, а вот для болтов с гайками есть у него гаечный ключ. Напильники помогают ему сделать поверхность металла совсем гладкой. Чтобы все детали сделать точно по размеру, слесарь использует специаль​ные измерительные инструменты. У них очень трудные названия: кронциркуль и штангенциркуль.

Слесарь и новые вещи из металла делает, и готовые чинит!

Во многих школах сейчас знакомят учеников со сле​сарными инструментами. Даже можно поработать ими в школьной мастерской!

Столяр.

Что за дом без мебели? Мебель делает столяр. Для работы по дереву есть свои особенные инструменты. Это рубанок, стамеска, долото, ну и, конечно, пила! Во многих семьях взрослые сами, делают столярные рабо​ты — полочки мастерят, табуретки. Дети очень любят помогать им: инструменты подавать, стружку собирать. Свежая стружка так пахнет лесом! Прямо на глазах дощечки превращаются в какую-нибудь полезную вещь!

Хорошие столяры делают из дерева вещи необыкно​венной красоты, Особенно ценятся столяры-красноде​ревщики. Они делают - из ценных пород дерева самую красивую мебель. Это настоящиехудожники по дереву!

Инженер.

Машин и механизмов на свете очень много. Всех их вместе называют одним словом — техника. Когда мы говорили с тобой окосмонавтах? врачах, летчиках, ткачах, мы упоминали еще и профессию инженера.

Кто же такие инженеры? Это люди, которые все знают о работе различных машин и создают новые машины.

Первые инженеры были военными. Они создавали военную технику и укрепления. Но вот появились мирные машины: паровые двигатели, насосы, станки. Люди построили железные дороги, заводы и фабрики. Машины стали работать в воздухе и под водой. Всю эту технику создают и делают все лучше и лучше ин​женеры.

А ещё инженеры помогают людям других профес​сий управлять техникой. Сейчас уже у самих инжене​ров больше двухсот специальностей! Они работают на заводах и стройках, на транспорте и в шахтах, в сель​ском и лесном хозяйстве, помогают ученым и врачам. Поэтому не удивляйся, встречая в нашей книжке сло​во «инженер» почти на каждой странице.

Всю сложную технику сначала инженеры придумы​вают в голове и рисуют на бумаге. Потом по этим ри​сункам делают чертежи. По чертежам рабочие собира​ют из деталей нужную машину. Эту машину испытывают. А инженеры руководят испытаниями.

Любая техника вокруг нас когда-то была придума​на инженерами.

Архитектор.

Что нам стоит дом построить, — нарисуем, будем жить! Как бы не так. Если строить дом без хорошего плана, потом горя и забот не оберешься. Чтобы горя и забот в строительстве поменьше было, есть на свете уважаемая профессия — архитектор.

Хороший архитектор сначала строит в уме дом такой, какой вам нужно. Затем — рисует свои задумки на чертежах, так чтобы строителям было понятно, что делать.

Хороший дом должен быть прочным, теплым, кра​сивым, удобным, светлым. Он должен красиво выглядеть среди соседних домов и не портить своим видом пейзаж. В работе архитектора есть что-то от художни​ка, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия. И очень древняя.

Ты, наверное, видел в книгах или по телевизору, как не похожи друг на друга многие старинные зда​ния. Особенно — в разных странах. Некоторые из таких особенно редких по красоте и устройству старин​ных зданий люди называют с уважением «памятники
архитектуры». Знаешь ли ты, какие памятники архи​тектуры есть в твоем родном городе? Обязательно уз​най! И подумай о том, как славно потрудились много лет назад архитекторы истроители.

В наши дни строят так много зданий, что уже труд​но стало делать их не похожими друг на друга. 

Писатель.

Пишут книги писатели. Недавно в нашей стране торжественно отмечали двести лет со дня рождения Пушкина. Это самый любимый наш писатель. На​верное, все дети знают его сказки. Кто-то любит сказ​ку о золотой рыбке. Кому-то нравится сказка о царе Салтане. В наши дни тоже есть хорошие писатели. Кто из вас не знает наизусть стихов Корнея Чуковс​кого, Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михал​кова, Агнии Барто? Многие дети знают и любят ис​тории про Чебурашку и мальчика по имени «дядя Федор». Их сочинил писатель Эдуард Успенский.

Писатели П.П. Бажов и Е.А. Пермяк сочиняли сказ​ки и истории для детей о замечательных мастерах-умельцах. Очень любят взрослые и дети заниматель​ные книги Григория Остера и увлекательные исто​рии про клуб КОАПП, которые сочинил писатель Майлен Константиновский.

Книги пишут не только писатели. Есть еще науч​ные книги и всякие справочники. Их больше чита​ют взрослые. А дети любят истории, в которых мно​го чудес! Хороший писатель не просто сочиняет для детей интересные истории. Он это так умело делает, что читатель становится участником этих историй, ему хочется быть лучше, помогать другим и верить в добро.

Хорошая книга — самый лучший друг на всю жизнь.

Журналист.

Кто первым узнает все новости и приносит их в ре​дакцию? — Журналист! Журналисты путешествуют за новостями по всему миру — с геологами и географами, спортсменами и артистами, политиками и бизнесмена​ми. Журналисты спешат туда, где начинаются новые стройки, где идет война или случилась какая-то ката​строфа. Они встречаются с учеными и военными,

писа​телями ихудожниками. Всех расспрашивают, все за​писывают в блокнот или на магнитофон. Потом рас​сказывают самые интересные новости по радио или телевизору. Пишут о них в газетах.

Военный

Мы с вами живем в стране, которая называется Рос​сией. Россия — наше Отечество. На Земле много раз​ных стран. Не все страны живут дружно. Иногда бы​вают войны. Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генера​лы и адмиралы. Все они— защитники Отечества! В мирное время они учатся. Проводят учебные сраже​ния в морях и лесах, в степях и горах. Изучают воен​ную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистоле​ты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся воен​ная техника должна быть в полном_порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьюте​ры. Еще защитники Отечества изучают военную исто​рию. У некоторых военных профессий есть свои от​дельные праздники в другие месяцы года. В мае — у пограничников. В июле — у военных моряков. В авгу​сте — у летчиков. В сентябре — у танкистов. В нояб​ре — у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты. Вот как много профессий в армии!

Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики — все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный — профессия героичес​кая, уважаемая и очень нужная!

Капитан.

На корабле главный человек — капитан! В дальнее плавание ходят на очень больших кораблях. Там друж​но трудятся люди разных профессий. Обязательно есть на корабле боцман и матросы. Есть также штурман, механик и радист. Есть судовой врач и повар (на ко​рабле говорят не повар, а кок!). Но капитан — самый главный. Его слушается вся команда. Он все знает про корабль. Про волны и шторма. Он знает много разных наук: астрономию, географию, механику и, конечно, морское дело! В плавании могут встретиться разные опасности. И капитан должен сделать все, чтобы спас​ти корабль! Если все же с кораблем случится беда, то капитан покидает его последним.

Замечательная это профессия! Многие дети мечта​ют быть капитанами. Особенно мальчики. О капита​нах написано много интересных книг. О них созда​ны фильмы и спектакли. Когда подрастешь, узна​ешь про увлекательные приключения капитана Врунгеля, капитана Немо и капитана Гранта. И, конечно, ты прочитаешь книгу писателя В. Каверина «Два капитана». У главного ее героя Сани Григорьева был прекрасный девиз: «Бороться и искать, найти — и не сдаваться!»

Водолаз.

Капитан, конечно, самый главный человек на фло​те. А слыхал ли ты о такой профессии, как водолаз?

Это одна из древнейших профессий. Давным-давно люди научились нырять в глубину и добывать жемчуг, кораллы, губки. Правда, называли таких людей в ста​рину не водолазами, а ныр яльщиками. Под водой че​ловек долго не может пробыть: ему не хватает возду​ха. Он обязательно должен вынырнуть через несколько минут и подышать. Сейчас водолазы спускаются под воду в специальных скафандрах. В скафандре мож​но находиться под водой очень долго. Туда подают воз​дух по специальным трубкам, и водолаз им дышит. Это трудная и опасная профессия. Водолазом может стать только очень смелый человек. И умелый! В наши дни водолазу приходится быть мастером на все руки. И строителем, и монтажником, и ремонтные работы под водой делать.

А еще водолазы снимают фильмы о жизни под во​дой. Может быть, ты видел такие фильмы по телеви​зору?

Пограничник.

Пограничник — военная профессия. У каждой страны на Земле есть своя граница. На карте грани​цу страны рисуют ярким цветом. На самом деле ее отмечают пограничными столбами. Это только в сказках герои переносятся из страны в страну на ковре-самолете или Коньке-Горбунке, и у пограничников разрешения не спрашивают. В наши дни из одной страны в другу ю можно попасть только через специ​альные пограничные пункты. Тех, кто пытается тайком перейти границу страны, пограничники задер​живают. Потом таких людей очень строго наказыва​ют. Иногда нарушители границы бывают очень хит​рыми и даже опасными. Но пограничники все равно их ловят: помогают им в этом собаки-следопыты и военная техника.

Пожарный.

Все звери боятся огня и бегут от него прочь. Только люди умеют сами разжигать огонь и получать от него пользу. Люди умеют греться у огня, готовить на нем пищу. Огонь помогает людям варить сталь и резать металл. Первые паровозы и пароходы тоже двигала сила огня.

Но с огнем нельзя шутить и баловаться. К сожале​нию, часто огонь вырывается на свободу. Тогда беда: пожар! Огромный вред может принести пожар. Сгора​ют дома, посевы, леса. Гибнут в огне или остаются без крова и пищи люди и животные.

Чтобы этого не случилось, есть люди особой профес​сии — пожарные. Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей, Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи.

Многим детям - нравятся красивые блестящие каски; пожарных и ярко-красные пожарные машины. Дети любят интересные рассказы о смелых пожарных. Есть даже рассказ об отважной собаке, которая помогала пожарным. Однажды эта собака сначала вынесла из - огня маленькую девочку, а затем снова бросилась в огонь и спасла — кого бы вы думали? — большую кук​лу! Все были очень рады.

Пожарная служба есть в каждом городе, каждом населенном пункте нашей страны.

Для того, чтобы приехали пожарные, нужно позво​нить по телефону 01 и сказать, кто звонит, что случи​лось и назвать адрес.

Космонавт.

се знают имя первого космонавта Земли Юрия Га​гарина! Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.

Юрий Гагарин был летчиком. Сейчас в космосе побывали люди и других профессий. Врачи, инженеры, ученые. Но все они — космонавты! У космонавтов трудные условия работы. Во время старта и приземления корабля они испытывают большие перегрузки. Тело становится тяжелым, руки и ноги невозможно понять. Зато когда космический корабль вращается вокруг Земли, в нем наступает невесомость. Непонятно, где пол, а где потолок. Все предметы плавают, как пушинки в воздухе. И космонавты тоже плавают. Пить и есть им приходится из специальных тюбиков, чтобы пища и вода не плавали где попало.

В космическом корабле много приборов, и все их космонавт должен знать. Это приборы и для управ​ления кораблем, и для научных исследований.

А также он должен уметь стрелять, ловить рыбу, на​ходить пищу в пустыне и во льдах... Зачем? На тот случай, если корабль приземлится далеко от

космод​рома

Так что, если ты мечтаешь о полетах в космос, постарайся не терять времени. Учись всем полезным делам!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни. Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всём мире.
0 ₽
Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни. Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребёнка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определённого порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, ещё в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всём мире.
0 ₽
Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.
0 ₽