Технологическая карта.
Тема занятия: «Дню Победы посвящается »
Дидактическая цель: создать условия для знакомства учащихся с песнями военных лет.
Задачи занятия:
Обучающая: Познакомить учащихся с песнями военных лет.
Развивающая: Развивать умение слушать и понимать содержание песен.
Воспитательная: Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Формируемые УУД:
Предметные: расширить знания об истории ВОВ.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск информации, из рассказа учителя
Регулятивные: принимать и ставить познавательную задачу; осуществление самоконтроля
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, кратко отвечать на вопросы.
Личностные:способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.
Этап занятия. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД. |
Вступительная часть. | 60 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Но время никогда не изгладит из памяти народа эту войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же « ушли на фронт». Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в тыл врага, в партизанские отряды. Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, об их авторах, об истории их создания мы поведём наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы! И слова тех честных песен звали За Отчизну биться до конца, И от песен слёзы застывали Каплями смертельного свинца! Какие песни Великой Отечественной войны вы знаете? | Слушают. Отвечают на вопрос. | Предметные: расширить знания об истории ВОВ. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск информации, из рассказа учителя Регулятивные: принимать и ставить познавательную задачу; осуществление самоконтроля Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, кратко отвечать на вопросы. Личностные:способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время. |
Основная часть | «Священная война» - главная песня Великой Отечественной войны. Она родилась в самом начале войны, в конце июля 1941года. Авторами её были поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале в Москве, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Сейчас мы тоже услышим эту песню. Прослушивание записи песни «Священная война» Учитель: В годы войны было написано много песен о партизанах. Эти песни тихие, лирические. В них отражается трудная жизнь партизанских отрядов и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершённые в тылу врага. Читает ученик: Эй вы, народные мстители, Лихой комсомольский отряд. Над вами чуткими листьями В ночи деревья шумят. Вы только что из боя- Уже отдохнуть пора, Но кажется вам пальбою Потрескивание костра. А кто-то, кажется, ранен- Белеют ленты бинтов, Но завтра утренней ранью Он вновь сражаться готов. Учитель: Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать …песню. Композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов написали партизанскую песню «Шумел сурово брянский лес». Эта песня очень понравилась партизанам. И сейчас в городе Брянске на площади Партизан стоит памятник в память о тех, кто защищал нашу Родину в годы войны. На памятнике выгравированы слова: Шумел сурово брянский лес. Спускались синие туманы. И сосны слышали окрест, Как шли с победой партизаны. - Сейчас мы тоже услышим эту песню. Прослушивание записи песни « Шумел сурово брянский лес» Учитель: Очень любили солдаты петь песни о Москве, о нашей столице. Война…Жестокая война Не первый месяц длится. Жизнь, как струна, напряжена, В опасности столица. Всё громче злобный вой ветров, На взрывы дни похожи, А сводки Совинформбюро Тревожней всё и строже. Текст песни о Москве, которая называется «Дорогая моя столица» написал младший лейтенант Марк Лисянский. Прочитав стихи, композитор Исаак Дунаевский сразу же написал музыку. Эта песня была близка и дорога не только москвичам и участникам боёв за столицу. Её знали и любили на всех фронтах и в далёком тылу, потому что Москва была символом нашей Родины. Сейчас мы послушаем эту песню. По другому она называется «Моя Москва». Прослушивание записи песни «Дорогая моя столица» Учитель: Наступил 1945год. Уже был виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобождала народы Европы от фашистов. На лицах людей стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен – «Дороги». Её авторы – композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин. Песня «Дороги» о матери, которая долгие годы ожидает сына. В песне отразилась и тоска по родным местам, и вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь, идя по страшным дорогам войны: Снег ли, ветер- Вспомним, друзья, Нам дороги эти Позабыть нельзя. Прослушивание записи песни «Дороги» Учитель: Вы, наверное, знаете, что в годы войны наравне со взрослыми боролись с фашистами и дети. Многие из них погибли. Под городом Санкт-Петербургом стоит пятнадцатиметровый мраморно-бетонный памятник. Он сооружён в память о детях, погибших в дни блокады Ленинграда. Ленинград был окружён фашистами. Наши войска не могли прорваться к городу. Все ленинградцы остались в осаждённом городе: и взрослые, и дети. Много людей погибло от голода, от морозов. На памятнике под Санкт-Петербургом на нижнем лепестке его нарисована ребячья рожица, а на остальных высечено: «Пусть всегда будет солнце». Необычна история создания этой песни. В 1928 году пятилетний мальчик услышав новое для себя выражение «пусть всегда», сложил маленькое стихотворение: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я. Так появилась песня «Пусть всегда будет солнце». А эти 4 строчки стали припевом песни. Сегодня мы говорили об истории создания военных песен. Война закончилась, но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали выстрелов, не лежали в окопах, не ходили в атаку. Они родились после войны, после 1945 года. Главная мысль этих песен - об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен - «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через 30 лет после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и нужной. Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за Победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам и фильмам. И пусть накануне великого праздника – Дня Победы – песни звучат с новой силой. Сейчас мы тоже послушаем эту песню. Прослушивание записи песни «День Победы» | Слушают. | Предметные: расширить знания об истории ВОВ. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск информации, из рассказа учителя Регулятивные: осуществление самоконтроля Личностные:способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время. |
Заключительная часть. Подведение итога занятия | - Назовите тему нашего сегодняшнего занятия. - С какими песнями вы познакомились? - Как называется главная песня Великой Отечественной войны? | Дню Победы посвящается. Перечисляют изученные песни. «Священная война». | Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, кратко отвечать на вопросы. |