МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Музыкальные животные»
Подготовила и провела:
ПреподавательI квалификационной категории
Васильева М.В.
пгт. Верхнеднепровский
27 октября 2023
СЛАЙД -заставка
Ребята, а вам нравится петь? Некоторые люди любят петь на публике, другие мурлычут себе под нос, третьи поют, только если остаются одни. Как вы думаете, животным нравится музыка? Могут ли они создавать свою собственную музыку? Сегодня мы поговорим о «Музыкальных животных». А знаете ли вы животных, обладающих музыкальными способностями, назовите? А какие музыкальные способности у них есть (пение)?
Все верно, самые певчие животные- это птицы. Ну как же не упомянуть композиторов, которые создают пьесы, имитирующие пение птиц. Самые распространённые пьесы, которые исполняют в нашей школе: чеш.н.п. «Кукушечка», «Жаворонок»- М.Глинки. Сейчас мы послушаем фрагменты музыкальных произведений других композиторов, которые точно передали пение птиц.
СЛАЙД (Соловей, Щегол, Сцена у ручья)
СЛАЙД-заставка
Для птиц пение- это форма общения между представителями одного вида или предупреждение от одного животного другому. Так, например, поступают сороки- если они заметили в лесу охотника или врага, они начинают усиленно подавать сигналы голосом, предупреждая жителей леса об опасности.
Но птицы не единственные, кто обладает такими умениями.
Что такое “пение”? Некоторые исследователи утверждают, что поют только птицы и люди. Но по определению песня состоит из “музыкальных модуляций голоса”. Согласно этому определению, многие другие животные также используют свои голоса для пения.
Насекомые- они не имеют голосовых связок, но используют свое тело как СЛАЙДмузыкальный инструмент. Такие насекомые- кузнечики, сверчки, цикады. Если пение кузнечиков и сверчков мы слышали, то пение цикады-нет, потому что эти мухи не живут в наших краях, но зато их можно встретить в Крыму, в Закавказье, на Кавказе- да почти на всем юге побережья Черного моря. Хотя цикады стрекочут подобно кузнечикам, но значительно мелодичнее. У цикад поют только мальчики и используют при этом ударный инструмент, находящийся у них в брюшной полости. Большую мышцу можно заставить вибрировать внутри полой полости. Конструкция, похожая на крышку, регулирует громкость песни. Иногда их пение такое громкое, что напоминает звук подъезжающего поезда в метро, точнее звук торможения поезда. Слушаем. ЩЕЛЧОК
СЛАЙД-заставка
Почему животные создают музыку? Животные-певцы используют свои песни для общения. Они могут указать местонахождение пищи, найти друг друга или привлечь пару. Они могут петь, чтобы отпугнуть соперника или предупредить других об опасности. Следующее животное, которое может петь, как полагают, просто так-от радости или грусти. Самое большое на земле. Как вы думаете, о ком речь? (кит) Верно.СЛАЙД (кит) Киты также чрезвычайно известны своими вокальными способностями. Они часто используют свои песни для общения на огромных расстояниях открытого океана.
Исследователи недавно обнаружили, что новые “хитовые песни” становятся популярными в сообществе горбатых китов аналогично человеческим поп-чартам. Эти песни часто рождались в популяциях китов у берегов Австралии. В течение года новые любимые песни можно было услышать в популяциях китов по всему миру. К тому времени австралийские киты уже были заняты созданием еще большего количества новых мелодий.
Поют не только усатые киты; многие зубатые киты тоже поют. Белух называют “морскими канарейками” из-за обилия их птичьих криков. У стай косаток чрезвычайно сложные песни, и каждую группу можно идентифицировать по ее “диалекту”. Послушаем как поют киты.
СЛАЙД (вотерфоны)
А вот создатели музыкальных инструментов, иногда не подозревая создают такой инструмент, голос которого точь-в-точь похож на голос животного. И более того, животное этот инструмент понимает. Так было с созданием Вотерфона. Онпредставляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается вибрирующим. Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда звуки извлекают с помощью ударов кнута или резиновыми молоточками. Вотерфон позволяет извлекать микротоны, поэтому его звучание настолько необычно для восприятия. Он очень схож с пением китов- были случаи, когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь косаток. ЩЕЛЧОК
Видео. Вотерфон.
ЩЕЛЧОК (СЛАЙД-заставка)
Поют и другие животные: лягушки, мексиканские летучие мыши, обычные мыши (но их пение мы не слышим из-за высокой частоты звучания), даже поет рыба-жаба, правда ее песня похожа на «хрюканье», но слышна она далеко за пределами воды.
И как же не упомянуть домашних животных. Интернет полон милых видео, где питомцы самозабвенно «подпевают» певцам или музыкальным инструментам. Ученые считают, что так в собаках проявляется зов предков. Голос или музыкальные ноты они принимают за звуковой сигнал от своих сородичей и немедленно на него откликаются.
Удалось даже выяснить, какую музыку предпочитает большинство собак: протяжную, с высокими нотами, лучше всего – классическую, с преобладанием духовых инструментов. Самые голосистые, пожалуй, собаки пароды Хаски.
Некоторые котики красиво мяукают, некоторые издают звуки, похожие на человеческий голос. А вот эта кошка переплюнула всех- она умеет играть на фортепиано. А ее хозяин написал даже целую пьесу для камерного оркестра. Внимание на экран. ЩЕЛЧОК
Видео-кошка НОРА
Слайд-заставка
Мы уже узнали о таком количестве музыкальных животных, послушали какие инструменты могут передавать их голоса. Но не возможно не упомянуть цикл пьес «Карнавал животных» К. Сен-Санса. В своей сюите он также изображает голоса некоторых животных, передает их характеры и даже манеру передвижений. ЩЕЛЧОК
Видео (Карнавал животных)
Слайд-заставка
Точно так же, как красота в глазах смотрящего, музыка в ушах слушающего. Считать ли эти звуки музыкой, зависит от того, кто слушает. Некоторым людям может не понравиться рев осла, но на самом деле у ослов широкий вокальный диапазон и выразительный язык, который явно что-то значит. Мы, люди, можем не воспринимать это как музыку, но у нас также нет ослиных ушей, чтобы оценить это.