Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Классный час "Птицы - наши друзья"

Классный час "Птицы - наши друзья"

Цель данного мероприятия: формирование познавательного интереса у детей к изучению многообразия птиц нашего края. Задачи: - познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека. - формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой; - способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия. - вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им; - воспитывать чувство любви и милосердия ко всему живому; - содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Птицы – наши друзья»

Цель данного мероприятия: формирование познавательного интереса у детей к изучению многообразия птиц нашего края.

Задачи: 
познакомить учащихся с многообразием  и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека.
- формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой; 
- способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия.

-вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им; - воспитывать чувство любви и милосердия ко всему живому; - содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Нам с вами нужно разгадать кроссворд:

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

Вопросы

  1. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

2.На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу...

  1. Верещуньи, белобоки,

И зовут их всех ...

  1. Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится,

Целый день звенит: "Тень-тень!"

Угадай-ка, что за птица?

То веселая ...

  1. И в лесу, заметьте, дети,
    Есть ночные сторожа.
    Сторожей боятся этих
    Мыши - прячутся, дрожа:
    Очень уж суровы
    Филины и ...

Ответы:1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках - "ПТИЦЫ"

Ведущий:Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие, которое называется «Птицы – наши друзья». Вы покажете свои знания, и, конечно же, узнаете что-то новое для себя о наших пернатых друзьях.

На доске вы видите план маршрута. Во время путешествия мы с вами сделаем несколько остановок.

  1. Остановка «Историческая»

Еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:

- 9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) - Жаворонки,
- 12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.
- 17 марта - в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим) знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

- 22 марта на Руси пекли из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов) встречая этих птиц, а с ними и весну.

Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички.

  1. Остановка « Вы не поверите, но …»

Ведущий: Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 кг пищи.

- Для чего птице нужен такой аппетит? (получать энергию для полёта)

- А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

1. Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

4. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений.

5. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

6. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.

7. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 килограмма зерна, а суслик – до 16 килограммов. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.

8. Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.

9. Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

10. Некоторые птицы добывают пищи больше, чем они могут съесть за день Некоторые хищники ,например совы , в период вскармливания птенцов , охотясь за грызунами , не съедают их сразу, а складывают «про запас».Благодаря этому количество грызунов значительно уменьшается.

11. Сороку можно научить говорить.

12. Воробьи живут 18 лет. Летом они выращивают свое потомство (до 20 птенцов) и кормят их насекомыми и гусеницами.

  1. Остановка «Это интересно».

Ведущий: Есть в птичьем царстве счастливицы, умеющие ходить, плавать и летать.

-Кто же это? (утка гусь лебедь )

-Вам интересно узнать, сколько лет могут прожить долгожители:

Утка-кряква-50-100 лет

Гусь-80 лет

Лебедь-24 года

Домашний гусь- 40 лет

Куры-20 лет

Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель - родственные слова.
Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап- чап!» Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

Дятел, сорока, синица, воробей. клест…

-Почему птицы летают? (по небу) Но летящее тело должно быть легким, сильным. У многих птиц в костях есть воздушные полости. Голова, хвост, крылья и лапки у птиц очень лёгкие. У них нет ни зубов, ни челюстей, но есть полый клюв. И это создано с одной целью – летать.

Игра «Узнай птицу»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц (работа в парах)

Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка сова
Птица-строитель поползень
Птица-акробат баклан
Пернатый солист иволга
Ночной хищник кукушка
Легкомысленная мамаша дятел

Имеет самый длинный язык

Не высиживает яйца

Материал тля справок

Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (поползень) лазает по деревьям.
Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых-вредителей.
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. 

  1. Остановка «Веселая»

Ведущий читает вопросы, участники, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это – я, это – я, это все мои друзья!». Если не правильно молчат.

Ведущий.Кто помог замерзающей птице?

Учащиеся.Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий.Кто взял птенчика домой?

Учащиеся молчат.

Наш гусак встает на зорьке,

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Кто как наш гусак делает зарядку?

Учащиеся.Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий.Кто любит разорять птичьи гнезда?

Учащиеся молчат.

Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?

Учащиеся.Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий. Кто на уроке считает ворон?

Учащиеся молчат.

Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Учащиеся.Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий.Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

Учащиеся.Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

  1. Остановка «Угадай - ка»

На столе у вас лежат загадки, читайте и говорите отгадку

1.У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова, филин.)

2.Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

3.Непоседа пёстрая ,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

4.Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)

5.Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок (воробей)

Кто два раза родился: первый раз гладкий, во второй раз мягкий (Птица)

В воде купался – сухим остался (Гусь)

На шесте дворец, во дворце певец (Скворец)

Мать отца не знаю но часто называю (Кукушка)

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (Сова)

Он серенький на вид, но пением знаменит (Соловей)

Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома,

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

Не страшны ему метели, гнезда вьет зимой на еле.

Крик его отрывист, прост.

Криворотый, красный… (Клест)

Алый низ и черный хвост, воробья побольше рост.

Толстый клюв раздался вширь – да чего красив… (Снегирь)

Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны, -

Здесь на кузнеце затратил много сил проворный… (Дятел)

Ещё одно задание

«Самый зоркий» (работа парами)

За 3 минуты найти и зачеркнуть названия птиц (кукушка, скворец, орёл, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь) Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. 10 птиц

Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица "спряталась" в магическом квадрате. Кто первый справится, поднимайте руки (В квадрате "спряталась" ласточка.)

С

К

В

О

Л

К

У

К

О

Р

Е

Р

Ц

А

С

У

Я

Т

Л

Е

А

П

Л

Ш

Д

Е

Л

Ц

Е

И

Я

К

С

О

Л

О

В

Т

Г

А

П

А

В

Г

У

С

Р

К

П

О

Л

И

Н

Ь

А

Ч

О

П

У

Г

А

Й

Ч

А

Физкультминутка.
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать 
И не падать, не качаться. 
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз - на другой.)

Игра «Птицы»
Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны,
Галки, макароны... (дети хлопают) 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (дети хлопают)
- Что, неправильно? А мухи - это кто? Правильно, насекомые! 
И еще раз 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи. 
Галки и стрижи,
Комары, кукушки... (дети топают). 
Даже совы - сплюшки, 
Лебеди и утки - 
И спасибо шутке!

  1. Остановка «Народные приметы»

Какие вы знаете приметы?

Перелетная птица летит стаями – к дружной весне.

Гуси высоко летят – воды будет много, низко летят – мало

Ранний прилет грачей и жаворонков к теплой весне

Увидел грача – весну встречай.

Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

Воробьи в пыли купаются – к дождю.

Мелкие птички собираются в кучку - к дождю.

Болотные птицы вьют гнезда на высоком месте – к дождливому лету.

Ласточки прилетают – скоро гром загремит.

Слово не воробей, вылетит… (не поймаешь)

Лучше синица в руке, чем…(журавль в небе)

Ласточка день начинает, а соловей (кончает)

Плакала кукушка, что детей отдала… (в люди)

От худой курицы и худые… (яйца)

Павлин красив, да ногами… (не красив)

Вольному воробью и соловей в клетке… (завидует)

Время не воробей упустишь… (не поймаешь)

«Живыесинонимы»

- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...

Задание 1 -й команде:

1. Могучий, как... (орел).

2.Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у... (ястреба).

2.Взгляд зоркий, как у... (сокола).

3. Нос с горбинкой, или... (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или... (утиный).

5. Шея красивая, или... (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава» или...(павлин).

7. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

8. Болтать или трещать, как... (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка-:

10. Ворковать, как... (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как...(дятел).

Остановка 7 «Экологические ситуации»

Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда.

- Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас.

- Нет, - ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

- Кто из детей прав?

(Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет)

Миша и Сережа гуляли в лесу. Светит яркое солнце. Кругом цветы, трава, деревья. Вдруг Миша видит в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.

- Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что в нутрии, - Сказал Сережа.

- Нет, мы их не будем трогать, - ответил Миша. – Пусть остаются на месте

- Кто из ребят прав? (Прав Миша)

Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собаку. Собака бежала впереди. Вдруг все услышали ее лай. Дети побежали и увидели, что Дружок вот-вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспело вовремя, быть бы беде.

- Какую беду предотвратили ребята? (Ребята не дали собаке дотронуться до птенчика. Его мать заметит и посадит в гнездо.)

А сейчас мы с вами попробуем составить памятку «Правила поведения в природе»

Правила поведения в природе.

 

Никогда не наноси вред природе.

Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

Не трогай домиков животных, их детенышей.

Не трогай птичьи яйца.

Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Не мусори на месте своего отдыха.

В меру бери дары природы.

Не прокладывай новых тропинок в лесу.

Учись наблюдать в природе.

Учись слушать голоса природы.

Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

He шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

Давайте все мы будем добрее, и природа отблагодарит нас за это!

Закончить наш классный час мне хочется песней, которая называется «Просьба»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Задачи: -углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом. - познакомить обучающихся с праздником «День Земли». - формировать представления о планете Земля, - формировать представления о том, что Землю нужно беречь, - способствовать приобретению знаний о том, что Россия – часть планеты Земля, - привлечь детей к проблеме чистоты окружающей природы, - формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознани - развивать познавательные способности детей, - способствовать развитию нравственных качеств характера, - развивать мышление, память, слух, - воспитывать чувство восхищения родной планетой, - воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды. - воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян, - воспитывать чувство любви и уважительного отношения к своей Родине, - воспитывать чувство сопричастности к праздникам своей страны.
0 ₽
Цель данного мероприятия: формирование познавательного интереса у детей к изучению многообразия птиц нашего края. Задачи: - познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека. - формировать потребность у детей чувства восхищения от общения с природой; - способствовать развитию внимания, мышления, памяти, творческого восприятия. - вызвать интерес и желание наблюдать за птицами и помогать им; - воспитывать чувство любви и милосердия ко всему живому; - содействовать воспитанию чувства ответственности за свои действия в природе.
0 ₽