Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 59 имени Героя Советского Союза М. Е. Родионова»
Дистанционный конкурс инновационных методических разработок
духовно-нравственного содержания "Есть идея!"
Номинация: "Лучшая разработка внеклассного мероприятия"
Конкурсно-игровая программа по краеведению
«Знатоки родного поморского края»
Автор:
Третьякова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 59
Сценарий конкурсно-игровой программы по краеведению
«Знатоки родного поморского края»
Коментарий:Игра – одна из форм контроля усвоения учащимися предметных знаний, развития познавательных, регулятивных, коммуникативных умений по программе краеведческого курса «Морянка».
Конкурсно-игровая программа «Знатоки родного поморского края».Во время мероприятия учащиеся обобщают полученные знания, с помощью игр, решения тестовых заданий, заданий на логическое мышление, внимание.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории, культуры, духовных традиций Архангельской области,
Задачи:
обобщить знания учащихся об истории, культуре, духовных традициях Архангельской области;
способствовать повышению интереса учащихся к изучению родного края и его культурных ценностей;
воспитывать любовь к малой родине; подвести учащихся к осознанию внимательного, бережного отношения к природе, достопримечательностям, культуре родного края.
Участники игры-викторины: учащиеся 3-х классов. Задания игры составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. В игре принимают участие 4 команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов за игру.
Форма проведения: игра-викторина
Методы:
наглядный;
практический ( творческая работа);
самостоятельная работа;
объяснительно-иллюстративный;
обобщающий;
дедуктивный;
коммуникативный.
Оформление:
Выставка фотографий родного края;
Выставка книг о Поморье;
Карта Архангельской области.
Подготовительный этап:
Информирование участников о правилах игры на занятии.
Формирование команд, выбор капитана, подбор названия, девиза и эмблемы команды.
Подготовить для команд карточки с заданиями, необходимый раздаточный материал.
Привлечение к подготовке игры волонтёров – учащиеся старших классов и родителей (законных представителей).
Подготовка кабинета для проведения игры.
План:
I. Организационный момент – представление команд, жюри, объяснение правил игры.
II. Проведение игры-викторины.
III. Подведение итогов. Награждение.
IV. Рефлексия («Поляна настроения»).
Ход мероприятия:
Организационный этап.
1. Игра начинается с чтения учащимися стихотворения наизусть.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем!
Северный наш край родной
С Двинскою чистою водой.
«Увидеть и познать свой край можнолибо своими глазами, либо с помощью книг»
2. Слово учителя.
В этом году Архангельской области исполнилось 80 лет! Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, наш край в настоящее время живёт и развивается. Богата событиями история нашей малой родины. В 12-15 веках Поморье было колонией Великого Новгорода. В 15-17 веках в состав Поморья входили районы по берегам Белого моря, Онежского озера, реки Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама. В 16 веке Поморье присоединили к Москве, а с 19 века наш край стали называть Русским Севером. Особый характер поморов - сильный, независимый, волевой-отмечен многими исследователями. Родом из поморов – М.В. Ломоносов, гениальный русский ученый; Федот Шубин – скульптор, Степан Писахов и многие другие. И в наше время земляки приумножают славу Русского Севера – академики, писатели, спортсмены… надеюсь, что Ваши имена тоже войдут в золотой фонд Севера. Сегодня мы с вами поговорим об истории и культуре нашего края – родине Великого Помора, вспомним традиции и обычаи северян, окунёмся в красоты нашей земли. Жюри будет оценивать вашу работу, а по окончанию игры подводёт итоги.
3. Представление команд. ( капитаны представляют свои команды)
- Названия наших команд связаны с природой Севера. Попробуйте объяснить, что означают эти названия. (приложение 1)
I – я команда – «СПОЛОХИ» (северное сияние),
II – я команда – «ЛАЗОРИ» (утренние зори),
III – я команда – «ЯСЕНЬ» (солнечная погода),
IV – я команда – «СИВЕРКО» (северный ветер).
Прежде чем приступить к игре, давайте вспомним «Правила работы в группе».
Молодцы!
II Основной этап (проведение игры - викторины).
Разминка «ОБЪЯСНЯЙ-КА». (приложение 2)
(Каждой команде предлагается объяснить два слова. Игра идет по кругу, за правильный ответ команда получает балл.)
Конкурс«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»
(приложение 3)
(Капитан каждой команды получает карточки с викториной «Знаете ли вы свой край?». На выполнение задания даётся 3-4 минуты. За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов.)
Конкурс «БАБУШКИН СУНДУК» (приложение 4)
Учитель : Необычайно красив и мелодичен поморский язык. Многие слова до сих пор сохранились в обиходе жителей разных районов области. Например: «дроля», «ягодиночка»-это о любимом человеке, «зубатка»-женщина, которая часто ругается, «запатраха»-неряха, «харапужиться»- храбриться.
Наш следующий конкурс «Бабушкин сундук». Ваша задача: угадать, как называлась та или иная вещь, которую мы сохранили в бабушкином сундуке. ( Загадки читаются для всех, отвечает та команды, чьи игроки подняли руку первыми. За каждый правильный ответ – 1балл.)
Конкурс «ПОМОРСКАЯ КУХНЯ»
Учитель:Поморы вставали рано. Женщины топили печь, готовили еду на весь день. Не обойтись было без русской печки. В печи парились, на ней спали, сушили травы, овощи, но в первую очередь готовили еду. А еще поморы славились, как очень гостеприимные люди.. ну, а коли гости в дом, то и стол накрывать надо…..
Наш следующий конкурс «Поморская кухня».
(Командам предлагается карточки-пазлы, собрав их правильно участники озвучат названия блюд в традициях Русского севера. Например: треска, репа, каша, козуля.На выполнение задания даётся 2 минуты.За верно выполненное задание в отведённое время – 1 балл.)
Конкурс «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Учитель:Пока мужчины уходили в море, женщины и дети ходили в лес, собирали ягоды, грибы.
Следующий конкурс «Природа родного края».
(Командиры получают конверты с открытками, на которых изображены ягоды или грибы, звери, птицы или насекомые.Каждая команда должна назвать не менее 5 названий ягод, грибов, птиц, зверей или насекомых. За выполненное верно задание – 1 балл.)
Конкурс «СБЕЖАВШИЕ БУКВЫ и СЛОВА».
Учитель:Следующий конкурс называется «Сбежавшие буквы и слова». (Командиры получают конверты с заданиями. Командам необходимо составить слова из букв и отгадать о ком идет речь. За правильно составленные слова 1 балл и 1 балл верно названное имя, того о ком идёт речь. Слова - НАУКА, СЕВЕР, МОСКВА, ЗИМА. Дополнительный балл получает та команда, которая объяснит как связаны данные слова с именем М.В.Ломоносова.
Затем выполняют задание - дополнить текст нужными словами. – максимальное количество баллов - 4
Предлагается дополнительное задание - укажи неверные ответы. – 2 балла. При выполнении первых двух заданий команды получают- 7 баллов ( максимальное количество). При выполнении трёх заданий команды получают- 9 баллов ( максимальное количество).)
1-ый конверт «Собери слова. Отгадай о ком идёт речь.» (приложение 5)
2-ой конверт «Дополни текст нужными словами» (приложение 6)
3-ий конверт «Укажи неверные ответы» (дополнительный) (приложение 7)
III. Подведение итогов. Награждение.
Подведение итогов. Награждение.( слово предоставляется жюри)
Слово учителя.
Вот и закончились наше мероприятие. И мне хочется закончить его следующими словами:
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» .
(М.В. Васнецов)
IV. Рефлексия. ( «Поляна настроения». )
игра понравилась, работал(а) активно, всё было понятно, всё получалось (красный цветок);
игра понравилась, но работал недостаточно активно, некоторые задания были трудны для меня (жёлтый цветок);
некоторые задания для меня были трудны; был(а) пассивна на игре (синий цветок).
Ожидаемые результаты:
Повысить уровень знаний в области краеведения при прохождении конкурсов и правильных ответов.
Повышение мотивации к изучению нашего края, утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей.
Отработать навыки работать в команде.
Литература:
«Поморская азбука»/ авт.-сост.:Тамара Зайцева –Архангельск: Анзер, 2010. – 60 с.: илл.;
Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя/ авт.- сост. И.В.Богданова и др.; отв.ред. И.Ф.Полякова.-Архангельск: АО ИППК РО,2012. -144 с.;
Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/науч. ред. Э.И.Николаева; сост., отв. ред. И.Ф.Полякова.-3-е изд., перераб. и доп.- Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.–168 с.;
Елена Антропова «От Холмогор до Колы 33 Николы», Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»,-2011.
Б.Шергин «Детство в Архангельске».- изд. И.В Балабанов, 2014.
Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2006 г.
Кодола О.Е. Культура Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г.
Кодола О.Е. Природа Архангельской области: книга для детей и их родителей.:2009 г.
http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-poleznye-iskopaemye-s-otvetami
http://foto-travel.net/
Приложение 1.
СПОЛОХИ
ЛАЗОРИ
ЯСЕНЬ
СИВЕРКО
Приложение 2.
Сохатый – лось.
Кулебяка – открытый поморский пирожок.
Лысун – взрослый тюлень.
Шаркунок – погремушка для малышей.
Гандвиг – древнее былинное название Белого моря.
Козуля – северный пряник.
Амбар- строение для хранения зерна, муки.
Морянка – морской ветер.
Паужна – приём пищи, между обедом и ужином.
Приложение 3
Знаете ли вы свой край?
1. Какая река протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море?
А) Мезень
Б) Северная Двина
В) Онега
2. С каким обозом пришёл в Москву Михайло Ломоносов?
А) мясным
Б) пушным
В) рыбным
3. Северная ягода-морошка растет …
А) на дереве
Б) на болоте
В) на опушке леса
4. Столица Поморья
А) Онега
Б) Архангельск
В) Новодвинск
5. Назовите год основания Архангельска?
А) 1584
Б) 1711
В) 1980
6. С именем, какого царя связано основание Архангельска?
А) Иван Грозный
Б) Салтан
В) Алексей
7.Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской области.
А) Белое, Чёрное, Карское
Б) Баренцево, Красное, Белое
В) Белое, Баренцево, Карское
8. Цвета мезенской росписи?
А) черный, красный
Б) зеленый, красный, черный
В) зеленый, желтый, красный, черный
9.В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение.
А) Роспись по дереву
Б) Резьба по кости
В) Изготовление глиняной игрушки
10.Кто придумал Сеню Малину?
А) Степан Писахов
Б) Фёдор Абрамов
В) Борис Шергин
Приложение 4
ЗАГАДКИ:
Что из угла в угол в избе не переставишь, из избы не вытащишь? (печь)
Слезу пьет, а сама молчит (подушка)
Сидят голубки вокруг прорубки, не пьют, не едят, только воду мутят (ложки вокруг тарелки)
Из коры свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет (лапти)
Верчусь, верчусь – не потею, только более толстею(веретено)
На крючке болтается, всяк за него хватается
(рушник-полотенце)
Приложение 5
Карточка №1
Задание: соберите слова. Определите, о ком идёт речь?
КУНАА, ЕСВЕР, ОМСКАВ, ИМАЗ
__________________________________________________________
Карточка №1
Задание: соберите слова. Определите, о ком идёт речь?
КУНАА, ЕСВЕР, ОМСКАВ, ИМАЗ
__________________________________________________________
Карточка №1
Задание: соберите слова. Определите, о ком идёт речь?
КУНАА, ЕСВЕР, ОМСКАВ, ИМАЗ
__________________________________________________________
Карточка №1
Задание: соберите слова. Определите, о ком идёт речь?
КУНАА, ЕСВЕР, ОМСКАВ, ИМАЗ
__________________________________________________________
Приложение 6
Карточка №2
Задание: восстановите текст.
Наш знаменитый земляк …………….. Васильевич Ломоносов, сын ………………….. Дорофеевича Ломоносова, родился ……………. 1711 года в деревне ……………….. .
Карточка №2
Задание: восстановите текст.
Наш знаменитый земляк …………….. Васильевич Ломоносов, сын ………………….. Дорофеевича Ломоносова, родился ……………. 1711 года в деревне ……………….. .
Карточка №2
Задание: восстановите текст.
Наш знаменитый земляк …………….. Васильевич Ломоносов, сын ………………….. Дорофеевича Ломоносова, родился ……………. 1711 года в деревне ……………….. .
Карточка №2
Задание: восстановите текст.
Наш знаменитый земляк …………….. Васильевич Ломоносов, сын ………………….. Дорофеевича Ломоносова, родился ……………. 1711 года в деревне ……………….. .
Приложение 7
Карточка №3Задание: укажи неверныеответы.
Люди помнят М. В. Ломоносова, потому что он:
сделал научные открытия , важные для мировой науки
написал грамматику русского языка
стал первым русским академиком
способствовал покорению космоса
был участником Великой Отечественной войны
Карточка №3Задание: укажи неверныеответы.
Люди помнят М. В. Ломоносова, потому что он:
сделал научные открытия , важные для мировой науки
написал грамматику русского языка
стал первым русским академиком
способствовал покорению космоса
был участником Великой Отечественной войны
Карточка №3Задание: укажи неверныеответы.
Люди помнят М. В. Ломоносова, потому что он:
сделал научные открытия , важные для мировой науки
написал грамматику русского языка
стал первым русским академиком
способствовал покорению космоса
был участником Великой Отечественной войны
Карточка №3 Задание: укажи неверныеответы.
Люди помнят М. В. Ломоносова, потому что он:
сделал научные открытия , важные для мировой науки
написал грамматику русского языка
стал первым русским академиком
способствовал покорению космоса
был участником Великой Отечественной войны