Конспект
дефектологического занятия
для обучающихся по основной адаптированной программе
для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Тема:
Логически - поисковые задания
Цель: развитие и коррекция различных операций мышления (анализ, сравнение, обобщение) посредством выполнения логически-поисковых заданий.
Задачи:
Кор. – обучающие: - развивать представление о геометрических фигурах и их разнообразии;
- закреплять представление о цифрах.
Кор. – развивающие: - развивать зрительно – пространственное внимание,
- формировать операции мышления;
- развивать речь, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение работать в соответствии с инструкцией педагога.
- формировать и развивать память, внимание, воображение и логику.
Кор. – воспитательные: воспитывать самостоятельность, организованность, трудолюбие.
Оборудование: мешочек – носочек с геометрическими фигурами, раздаточные карточки с заданиями по количеству детей,
Ход занятия:
Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим работать над развитием наших познавательных способностей. Но для начала, скажите, пожалуйста, все готовы заниматься? Тогда начинаем. А с чего начинается каждое наше с вами занятие? Правильно, с разминки. Давайте с вами встанем из-за стола. Все готовы? Тогда повторяем вместе со мной.
Физминутка:
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)
Учитель-дефектолог: Молодцы, ребята, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Физически мы с вами размялись, а теперь разомнемся умственно. По очереди отвечаем на вопросы. Итак, начинаем.
Разминка для ума
Какое сегодня число?
Какой сегодня день недели?
Как кричит осел?
Как называется рот у птицы?
Кто сидит на троне и управляет царством?
Где учатся дети?
Какое сейчас время года?
Как зовут твою маму?
1. Учитель-дефектолог: Вот мы с вами и размялись. Теперь приступаем к выполнению заданий. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на листы, которые лежат перед вами, найдите задание № 1. Что необходимо сделать? Вам необходимо вставить в геометрические фигуры символы, как на образце.
- Какие геометрические фигуры мы видим?
Но прежде чем вы приступите к выполнению заданий, давайте с вами вспомним, где правая рука? А где левая рука? Молодцы, приступайте к выполнению задания.
Учитель-дефектолог: Ребята, все готовы? Тогда проверяем, как вы выполнили задание. Отдайте свою работу соседу, делаем взаимопроверку.
- Что мы развивали с его помощью? (Переключение внимания)
Вы успешно справились с первым заданием и можем приступать к следующему.
2. Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, найдите задание № 2. Внимательно прочитаем слова и предложенную фигуру мы должны с вами превратить в заданный предмет. Вам понятно задание? Тогда приступаем.
Учитель-дефектолог: Ребята, все закончили? Покажите, пожалуйста, друг другу рисунки, которые у вас получились. У всех получились замечательные рисунки.
- Как вы думаете, что же мы с вами развивали с помощью этого задания? (Воображение, зрительную память)
Хорошо, прежде, чем мы перейдем с вами к следующему заданию, я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться. Давайте выполним с вами веселую переменку.
Веселая переменка
Поднимите, пожалуйста, правую руку и возьмите ей мочку левого уха. Теперь левой рукой дотроньтесь до кончика носа. А теперь на счет меняем руки местами. Сначала мы будем делать это медленно, затем темп будет ускоряться. Готовы? Тогда начинаем.
3. Учитель-дефектолог: Понравилась веселая переменка? Мы с вами немного размялись, теперь можем приступать к выполнению следующего задания.
- Скажите, все ли умеют хорошо считать? Посчитайте, пожалуйста, от 1 до 10. А теперь в обратном порядке. Хорошо. Сейчас я прочту вам поговорки, в которых упоминаются эти цифры, а вам нужно будет их внимательно прослушать и записать в карточки в нужном порядке. Вам понятно задание? Итак, начинаем.
Два сапога — пара (одинаковые)
На все четыре стороны (куда хочешь)
Обещанного три года ждут (не дождешься)
Как свои пять пальцев (Хорошо знаком)
Учитель-дефектолог: Давайте с вами проверим, как вы записали цифры. Молодцы. – А как вы понимаете эти поговорки?
- Что мы с вами развивали, выполняя это задание? (Слуховое восприятие)
Для выполнения следующего задания я приготовила для вас специальные карточки.
4. Пришло время нам с вами немного отдохнуть, но с пользой, и проверить чувствительность ваших пальчиков. Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, волшебный мешочек - носочек. В нем лежат различные геометрические фигуры. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? Молодцы. Сейчас, каждый из вас, по очереди, будет опускать руку в мешочек, выбирать одну фигуру и определять на ощупь, какая геометрическая фигура ему попалась. А потом ее достать и проверить, правильно ли названа фигура. Итак, начинаем.
- Как вы думаете, что мы сейчас с вами развивали? (Трогали и вспоминали – тактильную память)
5. Ребята, а хорошо ли вы знаете свой родной язык? А вы знаете, что в русском языке не все слова можно сочетать друг с другом. Например, гром — гремит, грохочет, но не плачет. Прочитайте слова и подумайте, какие из слов в строчке не сочетаются с ними, ответ подчеркните.
Учитель-дефектолог: - Как вы думаете, зачем мы с вами выполняли это задание? (Развитие речи) Молодцы.
6. Ребята, скажите, если кто-то попадет в беду, вы ему поможете? Какие вы все отважные. Посмотрите следующее задание. Наши зверюшки хотят кушать. Поможем им добраться до угощения? Хорошо ребята, давайте приступать к заданию.
Учитель-дефектолог: Накормили всех? Какие вы молодцы.
Ребята, наше с вами занятие подходит к концу. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли сегодня? А кто мне скажет, что мы развивали? Получилось у нас выполнить задания? Значит кто мы с вами? Правильно, молодцы.
- Чтобы закончить наше занятие, поднимите правую руку, положите ее на голову соседу справа, погладьте его по голове и скажите: «Какой ты у меня хороший!», а теперь поднимите левую руку, положите ее на голову соседу слева и скажите: «Какой ты у меня хороший!», а теперь положите обе руки себе на голову, погладьте себя и скажите: «А я все равно лучше!»
На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята!