Технологическая карта логопедического занятия
Логопедическое занятие: «Весна»
Лексическая тема: «Одежда»
Класс | 3 класс для обучающихся по с УО (интеллектуальные нарушения) | Тип занятия | «Совершенствования знаний, умений и навыков» | ||||||
Цель урока | Формировать и совершенствовать навыки чтения и обогатить словарный запас о весне и весенней одежде. | ||||||||
Задачи | образовательные |
| |||||||
воспитательные |
| ||||||||
коррекционно-развивающие: |
| ||||||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | |||||
Воспитывать внимательное отношение к слову, умение осмысливать поставленную задачу | Умение пользоваться чтением для решения познавательных задач, умения планировать действия по выполнению задания, умения управлять своей деятельностью | развитие планирующей и регулирующей функции речи, умение слушать и понимать обращенную речь и правильно строить речевое высказывание, умение сотрудничать и вести диалог | совершенствование лексико-грамматического строя речи, формирование фонематических функций, анализ и синтез полученных знаний и навыков, построение логической цепи рассуждений. | ||||||
Технологии | 1.Технология на основе деятельностного подхода. 2.Здоровьесберегающие технологии. 3.Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий | Межпредметные связи | С предметным областями: - русский язык по выработке умений определять род имени существительного |
Время реализации урока | 20 минут | ||||||||
Планируемый результат | |||||||||
Предметный (ПР): | Знать и уметь называть признаки весны, весеннюю одежду | ||||||||
Личностный (ЛР): | умение использовать коммуникативные навыки в образовательной и игровой деятельности, доброжелательно относиться к окружающим, быть вежливым, отзывчивым; развивать умение достигать поставленной цели | ||||||||
Метапредметный (МР) | актуализировать навыки здорового образа жизни (зрительная гимнастика, речедвигательные комплексы), использовать полученные знания в продуктивной деятельности | ||||||||
Организация деятельности на занятии | |||||||||
Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | |||||||
ОРГМОМЕНТ. | время | Логопед приветствует ребенка, настраивает на работу | Примерная деятельность: ученица здоровается с учителем, после разрешения садится за парту | ||||||
Слайд 1 | Логопед:Здравствуй Даша! Сегодня у нас интересное занятие, будь внимательна и активна. Сядь ровно и приготовься слушать. | Ученица садится и слушает | |||||||
I.Основная часть. | |||||||||
1,1 Актуализация имеющихся знаний | Логопед читает четверостишье | ||||||||
Слайд 2, | Ученица внимательно слушает сидя за партой, после прослушивания угадывает :«Весна» | ||||||||
Слайд 3 | -Почему ты так думаешь? -Молодец! - Какие признаки весны ты еще знаешь? | Примерные ответы ченицы – - Это загадка про весну, - день стал длиннее, а ночь короче -на улице стало теплее -солнце ярко светит -снег растаял, птицы прилетают -люди одеваются по весеннему | |||||||
1,2 Сообщение темы занятия | На столе письмо. В синем конверте. | ||||||||
Слайд 4 Слайд 5,6 | Логопед: Нам пришло письмо! В красивом конверте. Даша, нам будет помогать один сказочный герой. - Кто же это? Ты увидишь его, когда отгадаешь загадку. В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен, Занят разными делами, Лишь учиться ему лень.
Замечательно воспитан, Очень модно он одет. Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?... Послушайте, что пишет нам Незнайка: «Здравствуй Даша! Пишет тебе Незнайка с Цветочного города. Мальчишка я не простой, Очень любопытный, озорной. Знать хочу я, как ребята Одеваются весной? Ответь на мои вопросы. а я расскажу своим друзьям и знакомым. С уважением Незнайка.» В конверте есть вопросы. Поможем? | Ученица сидит и внимательно слушает, Ученица : Незнайка -Да!!! | |||||||
Кинезиологические упражнения (комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.) Слайд 7 | Логопед: Для начало мы должны подготовить пальчики. Перед тобой жесты. Перед жестами лежат гласные буквы. Показываешь жест и называешь букву Логопед:И так, готова? Приготовь ручки… | Ученица поставила руки на локоть. |
Артикуляционные упражнения Слайд 8 | Логопед:А теперь мы приготовим ротик. Смотри на экран и повторяй | Ученица повторяет артикуляционные упражнения | |||||||
3. Развитие просодической стороны речи, чувства ритма, темпа, силы голоса, дикции, выразительности речи, слухового внимания Слайд 9 | Логопед: Нам Незнайка прислал чистоговорки. Что бы успешно с этим справиться нужно внимательно слушать Логопед:Чистоговорки про весну и весеннюю одежду. Повтори за мной тихо или громко.
Логопед:Какую одежду мы одеваем весной? | Ученица слушает чистоговорки, затем их повторяет. Ученица отвечает | |||||||
4. «Головной убор» (Определить первый звук в слове и прочитать получившееся слово) Слайд 10 | Логопед: Даша, Незнайка прислал вот такое интересное задание. Он спрашивает, что можно одеть весной на голову? Выходи к компьютеру. Посмотри на экран. Перед тобой ряд картинок. Определи первый звук в словах, нажми на экран. Прочитай получившееся слово. - Молодец. Садись на место. -Молодец, Даша | Ученица выходит к компьютеру, рассматривает картинки, определяет звук. Получилось слово: Шапка. | |||||||
5.«Найди место звука в слове» (Обобщающее название по лексической теме) Слайд 11 | Логопед: - Даша , вот еще задание от Незнайки. Логопед: Определи место гласной буквы в слове. Даны только А О У И Ы. Логопед: первая картинка, Что нарисовано? - Какая гласная есть в этом слове из тех что нам даны? - Где находится она? В начале, в середине, в конце слова? - Запиши букву в нужный квадратик. Логопед: Дальше выполни самостоятельно. -Теперь проверим на компьютере Логопед:Ты справилась с первой частью задания. Назови одежду, которая есть на картинке. Мы можем ее назвать весенней одеждой? Молодец! | -Весна -А - В конце слова. - туфли, брюки, платье, плащ, юбка. - Да | |||||||
Гимнастика для глаз Слайд 12 | Логопед: А теперь потренируем наши глазки. Внимание на экран. | ||||||||
6. Игры со словами (Составить слова из больших и маленьких букв) Слайд 13 | Логопед:Перед тобой карточка, где зашифрованы слова из маленьких и больших букв. Прочитай слово из больших букв и запиши в строчку под № 1. Логопед: Молодец! Теперь следующее слово из маленьких букв. Прочитай и запиши в строчку № 2 - проверяем…. -прочитай все слова и определи как можно назвать их одним словом? | Ученица читает слово и записывает правильный вариант в карточку. - Ученица читает и называет определение ОДЕЖДА. -Да | |||||||
Исправь ошибку (Переставляя слоги , получить правильные слова). | Логопед: Незнайка написал слова разными цветами и разными буквами. Надо найти слово написанное одним цветом и одинаковыми буквами. - например: слог КАР.. найди одинаковые цвет и буквы | Ученица выполняет задание выходит к компьютеру |
«ЭТО?» (Прочитать, осмыслить и ответить на поставленный вопрос.) Слайд 15 | Логопед: Даша, Незнайка придумал игру про весну и весеннюю одежду. Он хочет, что бы ты поиграла в нее. Перед тобой Карточка с картинками и подписями под ними, плюс 2 кнопочки. Красная –Нет., Зеленая –ДА. Ты должна нажать на кнопку при правильном ответе. | Ученица читает и определяет ответ нажатием на нужную кнопку | |||||||
8. Физминутка Слайд 16 | Логопед: Сейчас пора нам размяться. Встань возле парты, задвинь стул и поехали! Внимание на экран. - Молодец Даша. Садись на свое место. | Ученица встает возле парты и выполняет физминутку | |||||||
«Секретное задание» подбор слогов в слово, найти подходящую картинку по смыслу) Слайд 17 | Логопед: Незнайка очень любит машинки, но его друзья прислали секретное задание, которое он должен разгадать. Давай поможем ему разгадать это секретное задание. На этих машинах фары разных цветов, а над ними цветные кружки со слогами. Надо подобрать цвет, соответствующий фарам на машинке и прочитать слово, затем найти картинку. -проверяем…. | Ученица внимательно слушает и выполняет задание. | |||||||
«Где я» (Послушай, подумай, определи) Слайд 18 | Логопед:Незнайкины друзья собираются к нему в гости и прислали вот такие сообщения ему на телефон. Незнайка хочет, чтоб ты ему помогла определить мальчика на картинке, который написал про себя следующее… СЛУШАЙ внимательно и найди каждого друга. Логопед: Посмотри на ребят и скажи как они одеты? | Ученица внимательно слушает и определяет каждого друга. - Они одеты по весеннему | |||||||
Работа с предложением. Слайд 19 | Логопед:Даша, вот мы и добрались до последнего задания от Незнайки. Прочитай предложение 2 раза. Прочитай 1 вопрос и найди ответ. Отметь его зеленой фишкой. Прочитай 2 вопрос…… Прочитай 3 вопрос…. | Ученица выполняет задание, отмечая мегамаркером | |||||||
Итог. Рефлексия Слайд 20 Слайд 21 | Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Ты сегодня очень хорошо постаралась. Помогла Незнайке разобраться с весенней одеждой. Давай выберем одежду для ребят в соответствии со временем года. Логопед:Незнайка благодарит тебя за ответы!!! В благодарность, что ты ему помогла разобраться в весенней одежде, решил сделать тебе сюрприз. | Ученица выполняет задание | |||||||
Слайд 22 | Логопед:Теперь подойдем к доске, и ты выберешь то настроение, какое у тебя сейчас. Молодец, у тебя хорошее настроение. | ||||||||
Слайд 23 | Спасибо за внимание. |
Список литературы:
Милованова И.С. «Фонетические игры и упражнения: Русский язык как иностранный»: Началь-
ный этап обучения. -~ М.: Флинта: Наука, 2000. - 160 с.
«Система работы с учащимися при двуязычии.» Методические рекомендации для учителей-логопедов: Ресурсный центр г Новокуйбышевск, 2006г