Технологическая карта занятия
Учитель-логопед: | Фамилия, имя, отчество | Занятие: | «Зимняя прогулка» | |||||
Класс: | 2-3 класс для обучающихся с умственной отсталостью | Тип занятия: | Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. | |||||
Цель занятия: | Формировать и развивать графомоторные навыки у ребенка с нарушением интеллектуального развития. | |||||||
Задачи: | Образовательные |
| ||||||
Воспитательные |
| |||||||
Коррекционно-развивающие |
| |||||||
УУД | Личностные УУД умение осмысливать поставленную задачу | Регулятивные УУД умение произвольно регулировать поведение и деятельность, умение выстраивать действие в соответствии с заданным образцом и правилом | Коммуникативные УУД развитие планирующей и регулирующей функции речи, умение понимать обращенную речь и правильно строить речевое высказывание | Познавательные УУД коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; совершенствование лексико-грамматического строя речи, анализ и синтез полученных знаний и навыков, формирование графомоторного навыка, формирование тонкой моторики | ||||
Технологии и методики | 1. Технология на основе деятельностного подхода. 2. Здоровьесберегающие технологии. 3. Информационо-коммуникативные технологии. 4. Технология поэтапного формирования умственных действий. 5. Методические рекомендации Лапшиной Л.М., Левченко В.А. 6. Методические рекомендации Ворониной Т.П. 7. Элементы методики Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. | Межпредметные связи. Русский язык, развитие речи, мир природы и человека, изобразительное искусство, музыка, психология, дефектология. | Учебно-методическое обеспечение: - |
Дидактический материал: мультимедийное оборудование с презентацией; видео материал; цветные карандаши; ручка; карточка с узором; пунктирное изображение; карточка с линиями; карточка с элементами букв; картинка с животными и их следами; разрезные картинки-пары след-животное; листок в клетку; листок в линейку; картинка с животными. | ||||||||
Время реализации занятия | 20 мин | |||||||
Планируемый результат | ||||||||
Предметный (ПР) | Коррекция восприятия, памяти, внимания, временно-пространственных отношений, мышления; формирование и совершенствование графомоторного навыка. | |||||||
Личностный (ЛР) | Уметь использовать коммуникативные навыки в образовательной и игровой деятельности, доброжелательно относиться к окружающим, быть взаимовежливыми, отзывчивыми. Развитие умение достигать поставленных целей. | |||||||
Метапредметный (МР) | Использовать полученные знания в продуктивной деятельности. Актуализировать навыки здорового образа жизни. Развитие творческого мышления, художественного и образного восприятия мира. | |||||||
Организация деятельности на занятии | ||||||||
Этапы занятия | Время | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащегося (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | |||||
1.Организационный момент. Ритуальное приветствие (настрой на положительную атмосферу на занятии, выявление отрицательных эмоций). | 1 мин | Учитель-логопед приветствует ребенка, настраивает его на работу. Ритуальное приветствие «Доброе утро!»: Здравствуй. Я рада видеть тебя такого красивого и доброго. Это занятие мы проведем с тобой вместе. Давай возьмемся за руки. Учитель-логопед берет ребенка за руки и зачитывает приветствие. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!». А теперь начнем наше занятие. | Примерная деятельность ребенка: учитель-логопед приветствует ребенка, ребенок здоровается; учитель-логопед совместно с обучающимся берется за руки и образует замкнутый круг; дарят друг другу улыбки. | |||||
2.Основная часть | ||||||||
(слайд 2) 2.1. Вступительная беседа (актуализация знаний, сообщение темы занятия). 2.2.Задание «Шапочка и варежки» (развитие и коррекция графомоторного навыка). 2.3.Пальчиковая гимнастика «Снежинки», «На новый год» (на тренировку зрительно-пространственного гнозиса и развитие мелкомоторных движений). (слайд 3) 2.4. Задание «Снеговик» (развитие и коррекция графомоторного навыка) 2.5.Задание «Снег пошел» (совершенствование зрительно-моторной координации, графомоторного навыка, коррекция мыслительных операций) 2.6.Задание «Письмо на снегу» (совершенствование зрительно-моторной координации, графомоторного навыка) (слайд 4 видео) 2.7. Гимнастика для глаз «Последи за снегирями» (для сохранения остроты зрения и укрепления мышц глаз). | 8 мин 1 мин | Учитель-логопед сообщает тему. - Как хорошо зимой на улице, правда? Небо ясное, солнышко ярко светит, белый снежок под ногами хрустит, мороз щипает за носик и щечки. Что нравится детям больше всего зимой? (примерные ответы ребенка). А каникулы дети любят? Конечно, ведь можно гулять, в снегу валяться, на санках кататься, в снежки играть. Учитель-логопед предлагает ребенку задание на карточке. Сегодня мы отправимся на зимнюю прогулку. Чтобы зимой на улице не замерзнуть, надо тепло одеваться. Смотри, какие у меня есть варежки и шапочка. Но вот узор еще не довязали. Возьми цветные карандаши и закончи узоры. Красота получилась! Учитель-логопед обращает внимание ребенка на себя. Зачитывает стих и выполняет вместе с учеником пальчиковую гимнастику. «А теперь поиграем с нашими пальчиками. 1. «Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча)). Вдруг из тучи над землей Полетел снежинок рой (Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки). Ветер дунул, загудел – (Подуть на кисти рук) Рой снежинок вверх взлетел (Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими). Ветер с ними кружится, Может быть, подружится (Вращая кистями, попеременно скрещивая руки). 2. «На новый год» Дед Мороз на Новый год Всем подарки раздает (Сжимать-разжимать ладони): Заиньке – морковку (Указательный палец выпрямить и направить вниз (морковка), остальные прижать к ладони), Лошадке – подковку (Большой и указательный пальцы правой руки сложить в виде полумесяца (подкова), остальные прижать к ладони), Белочке – корзинку (Руки положить на стол ладонями вверх, локти развести в стороны. Скрестить пальцы обеих рук, кроме больших. Большие пальцы соединить подушечками в виде дуги (ручка корзинки)), Мишеньке – малинку (Большой и указательный пальцы сложить в виде колечка). Все подарки хороши, Веселитесь от души (похлопать в ладоши)! Хорошо потренировались наши пальчики! -Вот мы готовы идти на прогулку. Лепил ты когда-нибудь снеговика. Тебе понравилось? (если лепил); Хотел бы попробовать? (если не лепил). Учитель-логопед предлагает ребенку карточку с пунктирным изображением. Посмотри на карточку. Возьми простой или цветной карандаш и постарайся аккуратно обвести картинку по линии. Следуй направлению, которое указывают стрелочки. Молодец, хорошо получилось! -Ой, смотри, что это? Снег пошел. Учитель-логопед дает ребенку карточку с разными линиями. Дает инструкцию. Каждая снежинка падает по-разному. Все зависит от того, как на нее подует ветер. Покажи путь от тучи до снежинок. Возьми синий карандаш и проведи им широкую волнистую линию. Возьми зеленый карандаш и проведи им длинную ломаную линию. Возьми красный карандаш и проведи им короткую волнистую линию. Возьми фиолетовый карандаш и проведи им короткую ломаную линию. Осталась еще линия? Возьми любой карандаш и проведи ее от тучи до снежинки. Молодец, у тебя получилось! -Знаешь, чем хорош снег? На нем можно, как на песке или бумаге рисовать всякие узоры и писать буквы! Учитель-логопед предлагает ребенку карточку с элементами письменных букв. Возьми ручку и попробуй аккуратно повторить строки буквенных элементов. Хорошо получилось! -Кто к нам зимой прилетает из леса? Какие птички? С красной грудкой, в черной шубке (снегири). Давай посмотрим, как летают птички. Учитель-логопед включает видео. | Примерная деятельность ребенка: слайдовое сопровождение + видео. Ученик слушает учителя-логопеда, отвечает на вопросы, выполняет задания. Приложение 1. Ученик слушает учителя-логопеда, выполняет пальчиковую гимнастику. Ученик слушает учителя-логопеда, выполняет задание. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Ученик слушает учителя-логопеда, выполняет зрительную гимнастику. |
(слайд 5) 2.8. Задание «Следы» (развитие графомоторного навыка, зрительно-пространственного гнозиса, коррекция мыслительных операций). | 2 мин | -На снегу можно не только рисовать, он еще и сохраняет отпечатки следов! Ты когда-нибудь видел следы на снегу? Чьи следы ты видел? Учитель-логопед предлагает ребенку картинку со следами животных. Посмотри на картинку. Здесь есть много следов разных животных! Попробуй определить, кому, какие следы принадлежат? Возьми цветные карандаши и раскрась животное и его дорожку следов в один цвет. Хорошо у тебя получилось! | Примерная деятельность ребенка: Выполняет задание учителя-логопеда. Приложение 5. | |||||
2.9.Задание «Силуэты» (развитие и коррекция зрительно-пространственного гнозиса и мыслительных операций) | 1 мин | - А теперь задание посложнее. Учитель-логопед предлагает ребенку разрезные карточки с силуэтами животными и их следами Посмотри на карточки. Здесь есть животные, и есть их следы. Назови, какие животные здесь изображены. Составь правильные пары «Животное – его след». Молодец, ты правильно выполнил задание! | Примерная деятельность ребенка: Выполняет задание учителя-логопеда.. Приложение 6. | |||||
(слайд 6 видео) 2.10. Физкультминутка «Чик-зарядка» (развитие динамической координации движения, внимания, слухового восприятия). | 1 мин | Учитель-логопед предлагает ребенку выполнить физкультминутку. Включает видео. «Время для физкультминутки. Сейчас я включу видео, смотри внимательно и повторяй движения! Какой ты молодец, садись на свое место». | Ученик встает из-за парты и выполняет движения под музыкальное видео. По окончании садится за парту. | |||||
(слайд 7) 2.11. Задание «Графический диктант» 1 уровень сложности (развитие графомоторного навыка, совершенствование зрительно-моторной координации, произвольного внимания) | 4 мин | - Есть одно дерево, которое можно редко встретить в городе. Но оно появляется в разных местах города именно зимой! Хочешь узнать, что это за дерево? Учитель-логопед дает ребенку листок в клеточку и озвучивает задание. Держи листок в клеточку. Сейчас тебе следует быть очень сосредоточенным и внимательно слушать меня. Ты будешь карандашом шагать по клеточкам. 1 шаг – это 1 клетка, если мы делаем 2 шага, то линия проходит 2 клетки. Я буду говорить тебе, сколько шагов надо сделать и в какую сторону. Задание тебе понятно? Ты готов? Начинай от точки. Отступи 1 клетку вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, одну вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх. Что за дерево у тебя получилось? (елка) Вот ее и можно встретить у нас в городе часто только на новый год! Ты хорошо постарался! | Примерная деятельность ребенка: Выполняет задание учителя-логопеда. (учитель-логопед помогает, если у ребенка не получается, показывает пример, может выполнять задание, ведя руку ребенка) Приложение 7. |
2.12.Задание «Вспомни и запиши» (совершенствование графомоторного навыка, зрительно-моторной координации). | 1 мин | - Хорошо мы погуляли, многое увидели. Посмотри на картинку, вспомни животных, следы которых мы нашли на снегу. Учитель-логопед предлагает ребенку картинку с животными и линованную бумагу. Назови животных. Возьми ручку и напиши сам их названия. Молодец! | Обучающийся выполняет задание под контролем учителя-логопеда. Приложение 8. | |||||
3.Итог. Рефлексия. | 1 мин | Учитель-логопед подводит итоги занятия. «Вот и подошло к концу наше занятие. Давай вспомним, что мы с тобой сегодня делали? Как надо одеваться зимой? Что можно делать со снегом? Какое дерево можно часто увидеть перед новым годом в городе? Что тебе понравилось делать на занятии больше всего? Какое задание оказалось самым сложным? Благодарю тебя за занятие, до свидания! | Ответы ученика о своём отношении к занятию. Обучающийся выполняет упражнение на рефлексию, отвечает на вопросы. Прощается с учителем-логопедом. |