ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ЯСЛИ-САД № 88»
_______________________________________________________________________________
Конспект музыкального занятия
«Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах»
старшая группа
Муз. руководитель: Старченко Л.А.
Луганск-2020 г.
«Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детейигре на музыкальных инструментах»
(старшая группа)
Программные задачи по восприятию музыки и музицированию:
• Осознанно реагировать на музыкальное сопровождение взрослого, согласовав свои действия с музыкальным инструментом, пьесой, её характером, темпом, динамической окрашенностью.
• Передавать простой ритмический рисунок в игре на ДМИ (соло и в небольших группах), подыгрывать ими на ударных инструментах.
• На металлофоне исполнять простейшие мелодии или наигрыши на 1-2 звуках.
Программные задачи по развитию музыкальности ребёнка:
• Развивать у детей такие понятия и представления: лад, мажор, минор, пульс и ритм.
• В ритме уметь отличать короткий и долгий звук.
• Учить детей чувствовать изменение темпа, различать звуки по длительности.
Ход занятия:
Вход детей под музыку «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта.
Дети встали в полукруг. Приветствие присутствующих на мотив музыки
Г. Струве «Далеко ли, близко ли».
1. Беседа на тему «Лад: мажор и минор» по технологии Г.И. Шатковского.
- Ребята, вы знаете, какое самое главное слово в музыке?
- Лад.
- Правильно. А что такое лад?
- Это - дружба.
- Да. Это когда звуки дружат между собой. Ведь без лада в жизни никак нельзя.
Мир и дружба были главными всегда и во всём. Помните, я рассказывала вам сказку про двух мальчиков, которые сначала захотели построить домик, а затем поссорились. Один кричит: «Я не принесу тебе гвозди!», а другой ему в ответ: «А я не принесу доски!» Так они ничего и не построили. А что им помешало?
Ну, конечно, ссора. Если бы они помирились, то вместе построили не только домик, но целый городок, а так они всё переломали.
А старинное исконно русское слово «Лад» всегда было главным. Есть поговорки «Мы верно уж поладим, коль рядом сядем», и «Дело пойдёт на лад, коль сядем в ряд», «Посидим рядком, поговорим ладком».
Давайте поиграем и игру «Лад и не лад». Когда складываем пальчики в «замочек», то это – лад, а когда пальчики дерутся, то это – не лад.
Игра «Лад – не лад». Музыкальный материал: «Паровоз» и «Полька» С. Рахманинова. Играется песенка или любой отрывок музыкального произведения. Дети держат руки «Лад» (сомкнуты пальчики). Как только звучит фальшивая нотка или мелодия, то пальчики «ссорятся».
Исполняем попевки: «Какой светлый день!»- Мажор, «Ночка тёмная» - Минор.
2. В музыке важен не только лад, но и пульс. Что такое пульс? Пульс – это сердце музыки, это – «ровные шаги» в музыке.
Исполняем пульс в песне «Паровоз», измеряя ровными шагами.
- Молодцы. А что за слово, которое обозначают ноты: долгие и короткие?
- Ритм. Правильно. Ключевое слово для слова «Ритм» это – ВСЕ, а для пульса это – РОВНО!
В этой песне исполняем ритмический рисунок: ладошки со словами и ладошки с обозначением ритма: ти-ти, та. «Та» исполняется по коленям, а «Ти» - в ладошки.
Детский оркестр «Танец Анитры» Э. Григ.
3. А теперь давайте отправимся в сказку про горного короля. Вы хорошо помните музыку Э. Грига «В пещере горного короля».
У этого короля была дочка Анитра. Она очень скучала, когда оставалась дома одна. И она придумала, как зазывать к себе гостей.
- Сначала она пела песенку и играла на арфе (Показ движения, 4 раза).
-Затем зажигала огоньки – свечки, чтобы они горели, как огни в домах. Люди думали, что огней много и там целая деревня (выполнение движений - 4 раза).
- Затем Анитра стала колдовать. Нагоняла бури, ветры, ураганы (выполнение круговых движений руками - 4 раза).
- Поднимался шум ветра – движения руками 3 раза.
- Падало дерево - 2 удара в ладоши.
Люди приходили к ней в гости, а утром отправлялись в путь.
Так Анитра проводила время. А теперь все эти движения исполним под музыку Э. Грига.
Исполнение «Танца Анитры» с движением рук.
Идея такого исполнения принадлежит Т.Э. Тютюнниковой.
4. А теперь мы берём музыкальные инструменты и исполняем его на детских музыкальных инструментах.
«Танец Анитры» дети исполняют на ДМИ.
Описание.
Часть А. а) Песня: металлофоны «ля-ля-ми-ля»
б) Огоньки: металлофоны глиссандо и треугольники 4 раза.
в) Колдуем: балийские ксилофоны 4 раза.
г) Шум ветра: балийские (круговые) маракасы 4 раза.
д) Падение дерева: бубны 2 раза.
Вся эта часть исполняется 2 раза.
Часть В. а) 4 раза - металлофоны глиссандо и треугольники 2 раза.
б) 4 раза - маракасы и балийские ксилофоны.
Повторение а) и б).
Эта часть идёт в музыкальной редакции в сокращении (музыкальная нарезка).
Часть А. Повторение 1 части.
5. К. Сен – Санс «Аквариум» Слушание с движением.
А теперь хотите отправиться в путешествие на дно морское? Страшно?
Есть у нас в такой огромный аквариум, величиной с озеро.
В Москве такой недавно открыли. Вот мы сейчас в нём и побываем.
А) Сначала внятно читаю стихотворение.
Дети исполняют движения руками (Водоросли и рыбки)
Б) Второе исполнение. Звучит музыка К. Сен-Санса «Аквариум».
В это время я снова тихо читаю текст, исполняем те же движения
руками и слушаем музыку.
«Аквариум» слова Т. Коти.
А. Водоросли.
Подводный лес (мир) качается как будто на ветру.
Здесь сумрачно, таинственно и в холод, и в жару.
В. Рыбки.
Перламутровые струйки разноцветные чешуйки,
Рыбки-бабочки порхают, словно звёздочки сверкают.
А. Анемоны (цветы)
Несказанной красоты в море выросли цветы.
Но цветы те не простые – лепестки у них живые.
В. Рыбы - охотницы.
Мурена, барракуда, куда плывёшь, откуда?
Смешная каракатица по дну тихонько катится.
А. Звёзды.
Звёзды в небе высоко. Звёзды в море глубоко.
Там сияют, здесь сверкают, а достать их нелегко.- 2 р.
А. Водоросли.
Подводный лес качается как будто на ветру.
Здесь сумрачно, таинственно и в холод, и в жару.
6. «Кремена» - игра с музыкальными инструментами.
Использована музыка с диска А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»
А теперь давайте поиграем. Я даю вам музыкальные инструменты:
бубны, металлофоны, бубенцы, маракасы и др.
Раскладываем по внутреннему кругу.
Часть А. Бег по кругу поскоками.
Часть В. Дети берут тот инструмент, около которого остановились и
начинают на нём играть в ритме: 1,2,3 - покружились.
Повтор - 4 раза.
Кладут инструмент на место.
Часть А. Повторение.
Игра повторяется 4 раза (4 куплета без слов).
Дети встают в полукруг и поют «До свидания».
5