Тема: «Часть суток - утро. Количество «один-много». Величина «большой-маленький»
Задачи:
познакомить детей с частью суток – утро, научить правильно употреблять этот термин в речи
учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой - маленький, употреблять эти слова в речи
учить сравнивать совокупность предметов, различать, где один предмет, а где много
развивать внимание, логическое мышление, память
расширять и активизировать словарный запас детей
способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя
Методы и приемы:
Словесные: пояснение, объяснение, напоминание, указание к действию, художественное слово.
Наглядные: демонстрация картинок, шишек.
Практические: показ упражнения, поручения, физкультминутка.
Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений.
Материалы и оборудование: игрушка медведь, мешок, сюжетная картина «Утро» (дидактический материал Е.В. Колесниковой по математике на возраст 3-4 года), шишки (большая и много маленьких)
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок «Части суток», дидактические игры «Один – много», «Большой – маленький», разучивание физкультминутки «Мишка-косолапый».
Ход НОД
Вводная часть.
В: Ребята, к нам сегодня пришел гость, но, чтобы он к нам попал, нужно отгадать загадку.
Готовы слушать?
«Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?»(ответы детей)
В: Правильно, медведь! Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел мишка. Давайте поздороваемся!
Основная часть.
Мишка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, мишка!
Мишка: Ребята, я пришел с вами познакомиться. Меня зовут Мишка-топтыжка. Я проснулся рано утром, когда солнышко уже появилось на небе, сделал утреннюю зарядку, умылся, покушал и пошел к вам в гости, в детский сад (показ картинки из дидактического материала Е.В.Колесниковой «Утро»)
В: Ребята посмотрите, а что изображено на картине?
Дети: Солнышко проснулось, мишка делает зарядку, бабочки летают, цветы растут, елочки.
В: Правильно, солнышко на небе, мишка делает зарядку, значит, что наступило?
Дети: Утро.
В:Правильно. А, что мы с вами делаем утром?
Дети: Умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем, собираемся в садик.
В:Молодцы, ребята! Как это время суток называется?
Дети: Утро.
Мишка: Молодцы, ребята, надо обязательно по утрам умываться, чистить зубки, делать утреннюю зарядку и хорошо кушать.
Физкультминутка:
Воспитатель - Ребята, а вы знаете стихи про мишку?
Мишка косолапый по лесу идет, знаете? Давайте встанем со стульчиков и покажем, как мишка по лесу идет, вставайте со стульчиков. (чтение стиха «Мишка косолапый» и выполнение движений по тексту)
(садимся на стульчики)
В: К нам в гости сегодня Мишка пришел, Мишка сегодня шишки нашел! Наш гость пришел не с пустыми руками, а принес вам подарок – шишки из леса. Но только вот беда, медвежонок сам не может их сосчитать. Может поможем ему? Ребята, посмотрите сколько шишек в мешке у мишки?
(Ответ детей – много)
Воспитатель достает две шишки (большую и маленькую) и кладет их на демонстрационный стол.
В: Но не знает этот Мишка, где лежит большая шишка!
— Покажите Мишке большую шишку.
— Покажите Мишке маленькую шишку.
В: (достает по одной шишке и раздает их детям).
- А теперь у вас сколько шишек в руке?
Дети:(хором): «По одной, одна».
- Сколько, Соня (Богдан, Артем), у тебя шишек? (Одна)
В: - А сколько в мешочке осталось шишек?
Дети: - Много.
В: - Правильно, ребята! Теперь Мишка будет знать, как считать шишки и сможет ответить сколько их. А теперь давайте шишки сложим обратно в мешочек, и наш гость лучше запомнит счет.
Дети:(складывают шишки в мешочек)
В: Ребята сколько же теперь у мишки шишек в мешочке?
Дети: «Много».
В: Молодцы, ребята!
- Мишка, ты научился теперь считать шишки?
Мишка: Да, научился, спасибо большое ребята, мне очень понравилось у вас в детском саду, но мне уже пора в лес домой. Ребята, я возьму с собой одну шишку, а вам оставлю много шишек, сделайте с ними красивые поделки. А я к вам приду еще в гости и на них посмотрю. Хорошо?
- До свидания ребята!
Дети: До свидания, мишка, спасибо большое!
Заключительная часть.
В: Молодцы, ребята, что вы помогли мишке. Что мы сегодня делали?
-Скажите, пожалуйста, что узнал мишка на занятии?
- В какое время суток мишка делает зарядку?
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
В: Молодцы, ребята!
Приложение 1.
Демонстрационный материал