3
Приложение
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий и художественного творчества
(старшая группа)
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Сивка-Бурка»
Цель и задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками,
- Продолжать учить воспроизводить последовательность событий в сказке. - Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.
- Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
- Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
- Формировать у детей умение сопереживать героям сказки, формировать у детей представления о таких моральных понятиях как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
Предварительная работа: Воспитатель помещает в уголок книги иллюстративные издания русской народной сказки «Сивка-бурка»,рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе. Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Русские народные сказки».
Оборудование и материалы: Книжки-сказки «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершов, иллюстрации к сказкам.
Ход НОД:
1. Вступительная часть
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Ребята сегодня мы с вами поговорим о сказке.
Мы без сказки жить не можем,
Сказка в гости к нам пришла.
Своих сказочных героев
Нам с собою привела.
Воспитатель:- Волшебные сказки знают и любят бабушки и мамы папы. Сказки волшебные, значит, в них есть что…
(дети отвечают - чудеса)
Воспитатель:- Давайте вспомним, как называются эти сказки
(русские народные)
Воспитатель:- А почему их так называют?
(У них нет автора, сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста)
Воспитатель:- Ребята, назовите несколько главных героев этих сказок
(Емеля, Иван-Царевич и др.)
Воспитатель:- Во всех этих сказках главным героям помогают разные животные: в сказке про Емелю - щука, в сказке про Ивана-Царевича - серый волк.
Воспитатель:- И в каждой сказке герои знали заветное слово, чтобы позвать своего друга в трудную минуту. Вспоминаем, какие слова говорил Емеля?
(«По щучьему велению, по моему хотению»)
Воспитатель:- А еще в русских сказках постоянно присутствует число 3 - три брата, три задания царских, которые герои выполняют, невестки царя хлеб пекут , ковер ткут, танцевать готовятся - сказка «Царевна-лягушка».
Воспитатель: - И в сказке, которую вы сейчас услышите, много событий повторяется трижды - это русская народная сказка «Сивка-бурка». Будьте внимательны». После прослушивания сказки ,я задам вам несколько вопросов.
2. Чтение сказки
ФИЗМИНУТКА:
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты корпусом.) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись!(Приседания.) И в последний раз присели, А теперь на место сели.
Беседа по содержанию сказки:
Воспитатель: какое животное помогает нашему главному герою ? - Верно ребята. В сказке «Сивка-бурка», главному герою помогает конь. - Кто главные герои сказки «Сивка-бурка»?
- Кого из героев вы назвали бы положительными, кого отрицательными?
(ответы детей)
Воспитатель:- Почему вы так решили?
- Расскажите, как началась дружба Ивана и коня? Какую пословицу можно было бы использовать, чтобы об этом рассказать?
(Не было бы счастья, да несчастье помогло)
- Почему именно эту пословицу?
Воспитатель: - Как в сказке описывается Сивка-бурка, отличается ли он от обычных коней(описание с использованием точных фраз из сказки)
Воспитатель:- Какими заветными словами звал Сивку-бурку Иванушка? Как в сказке говорится, как он звал коня?
(«Выйдет в чисто поле, свиснет, гаркнет…»)
Воспитатель:- -Что случается в сказке трижды?
(«три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»)
Рассказывание сказки.
Воспитатель:- Ребята, сейчас мы с вами попробуем рассказать сказку «Сивка-бурка». Рассказываем выразительно, чтобы мы поняли, что чувствуют герои, чтобы сказка ожила. Кто бы хотел начать?
(Рассказывают все дети, по не большому отрывку, воспитатель следит за тем, чтобы текст был как можно ближе к оригиналу, использовались те же словесные обороты, образные выражения)
Рассматривание иллюстраций с выходом на продуктивную деятельность.
Воспитатель:- Ребята, вам понравилось, как вы рассказали сказку?
Воспитатель:- Посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите? Это иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» и другим русским народным сказкам.
Воспитатель:- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти иллюстрации?
- Можно почувствовать характер и настроение героев?
Воспитатель:- У вас у каждого есть своя любимая сказка, я вам предлагаю нарисовать своего любимого сказочного героя, и сделаем выставку «Любимые сказочные герои».
По окончании занятия все рассматриваю работы, делают импровизированную выставку рисунков.
Воспитатель хвалит детей.