3
Приложение 5
Конспект урока с использованием
инновационных образовательных технологий
(4 класс)
Тема урока: «Счастье в сирени живет»
Цель:
знакомство с жанром романса на примере творчестваС. В. Рахманинова
Задачи:
закрепить понятие: музыкальные жанры: песня, романс, вокализ;
развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно творчества С. Рахманинова;
воспитание любви и уважения к Родине через призму творчества С. В. Рахманинова;
пробудить у учащихся интерес к музыке композитора, желание слушать ее не только на уроке, но и вне его;
понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Виды деятельности на уроке: Слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование.
Комплексно – методическое обеспечение:
ИКТ, инструмент, фонохрестоматия.
Новизна идей:
внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе,
метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)
Ход урока:
Организационный момент.
1.Музыкальное приветствие
2.Распевка Упражнения музыкальные в тональности До мажор.
З.Повторение и выразительное пение выученных песен: «Не крутите пёстрый глобус» ; «Ровесники ,ровесницы»; « Если б не было школ». Работа над дикцией и фразировкой.
4.Разучивание песни « Изгиб гитары жёлтой». Чему нас учит эта песня? Какой характер музыки? Повторение 2 и 3 куплетов. Пение по группам и рядам
5.Слушание.
Звучит музыкальный фрагмент - «Вокализ» - С. Рахманинова.
Учитель читает на фоне музыки:
«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».
Учитель: - Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?
Дети: - Это Сергей Рахманинов – «Вокализ».
Учитель: - Верно. Сергей Рахманинов написал много незабываемых музыкальных произведений. В начале учебного года мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром - С. Рахманинова, с «Вокализом». Что такое вокализ?
Дети: - Так называется мелодия, которая поеется голосом без слов.
Продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С. В. Рахманинова.
Учитель: - Мы с вами, сегодня знакомимся с одним из самых известных романсов С. Рахманинова – «Сирень». Романс был написан композитором в 1902г., когда он решил обвенчаться с Н. А. Сатиной. Душевное состояние влюбленного композитора, вылилось в прекрасное, лирически утонченное, музыкально-живописное вокальное произведение на стихи поэтессы Екатерины Бекетовой.
Запишите название романса и автора слов - в тетрадь.
Цитата: «…в творчестве Рахманинова, этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающа».
Слушаем романс в исполнении превосходной, уже теперь бывшей, солистки БТ – Елизаветы Владимировны Шумской.
(после прослушивания) Учитель: - Каково ваше впечатление? Кто из вас искал своё счастье, в пяти лепестках цветка сирени?
Ответы детей.
Учитель: - Для того, что бы понять произведение, необходимо разобраться с вокальным жанром – «романс». (пишу слово на доске)
Учитель: - Какое у этого слова определение?! Обратимся за знаниями к различным источникам. Обратите внимание, на сопровождение романса: в нем – завораживающее своей неизменностью легкое колыхание - ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени. Слышно начальную интонацию романса.
Послушайте нижний басовый голос сопровождения, как он вторит светлому сопрано.
Учитель: - Напомню: Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Бас (от итал. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.
Двигаемся под музыку.
Учитель: - Хорошо, у некоторых из вас, получилось точно уловить темп; некоторые интересно импровизируют. Попробуем все вместе продирижировать пару предложений. По трехдольной сетке. Внимание: на первую долю – приходится пауза – смотрите в учебник на нотную запись.
Дирижируем.
Учитель: - Молодцы! Садитесь, ребята, продолжим наш урок.
С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.
Посмотрите на портрет С. В. Рахманинова – художника К. Сомова.
Учитель: - Композитор изображен на фоне родной природы, не в интерьере в стиле рококо, не на однотонном темном фоне – а именно весной в саду. Может это потому, что в его музыке удивительные музыкальные пейзажи?! Послушаем, что сказал сам художник о замысле этой картины.
Рефлексия.
Учитель: Для того чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.
1. Что такое «романс»?
А) Вокальное сочинение.
Б)Темп музыки.
В) Веселый танец.
2.Какое название цветов-кустарников использует Рахманинов для названия своего романса:
А) Роза.
Б) Жасмин.
В) Сирень.
3.На стихи, какой поэтессы написан романс Сирень?
А) Анны Ахматовой.
Б) Екатерины Бекетовой.
В) Агнии Барто.
4. Какой художник написал портрет С. Рахманинова в весеннем саду?
А) И. Е. Репин.
Б) Б. М. Кустодиев.
В) К. Сомов.
5. Чем романс отличается от песни?
А) Текст романса более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.
Б) Ничем.
Учитель: - Вы молодцы!
Вывод: - Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. И вновь оценили потрясающую мелодичность, русскую песенность его произведений. Познакомились с вокальным жанром – романс.
6. Домашнее задание
7. Оценки за урок. (Оценка «5»: за 5 наклеек; за полноту и оригинальность ответов, за сообщения; за исполнение и импровизацию и т. д.)