Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Волшебница водичка»
Цель: Знакомить детей со свойствами воды;
Развивать навыки проведения опытов;
Активизировать и обогащать словарь детей;
Развивать любознательность;
Воспитывать наблюдательность.
Задачи: Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе;
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
Воспитывать бережное отношение к воде и к окружающей природе.
Развивающие :
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Обучающие:
Закрепить у детей знание о разных свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, бесцветная, жидкая.
Познакомить с новым свойством воды: прозрачная , может окрашиваться в любой цвет.
Методические приёмы: словесные: беседы, рассказ воспитателя, вопросы, загадки; наглядные: показ, наблюдения; практические: эксперименты.
Материал:
Изображение «Капелька»;
Фонограмма «Шум воды»;
Пластиковая прозрачная бутылка (2 штуки);
Пластиковые одноразовые стаканчики;
Трубочки (одноразовые), на каждого ребенка;
Гуашь;
Камешки;
Воронка;
Тазики на каждого ребенка;
Полотенца.
Активизация словаря:
Активизировать и обогащать словарь детей: «прозрачная»: «без запаха»; «жидкая»;
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Предварительная работа:
Беседы о воде, ее роли в жизни человека
Чтение рассказов, сказок познавательного характера, стихов ;
Отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, картинок;
Продуктивная деятельность;
Беседы;
Игры.
Ход занятия: (Поздороваться с гостями).
Воспитатель: Ребята шла я сегодня в детский сад,подхожу к крыльцу и вижу, что сидит Капелька и плачет. Она потерялась и не помнит, кто она. Ребятки давайте поможем Капельки вспомнить кто она! Я приготовила загадки. Будете отгадывать загадки?
Дети:Да, мы поможем Капельки.
Воспитатель:
- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
- По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
- Что в руках не удержать,
Что в решете не унести? (Вода)
- Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я – (Вода)
Молодцы, ребятки, правильно отгадали загадки. И теперь мы знаемчто Капелька состоит из воды. Послушайте, стихотворения, про воду:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Послушайте, ребята, как звучит музыка воды.( Включить фонограмму воды).
Воспитатель: Воспитатель: А что можно делать с водой?
Дети: Мыть посуду, купаться, поливать цветы, стирать одежду.
Воспитатель: Правильно ребятки. Где же «Капелька» может встретить своих сестричек и свою маму- воду?
Дети: В море, в речке, в луже, в ручейке.
Воспитатель: Правильно. Вода в реке – как назвать ее по-другому? (Речная). А зимой может Капелька найти свою семью?
Ответы детей: Да, снег, сосульки, лед.
Воспитатель: А разве воду мы можем встретить только на улице, в природе? (вода течет в кране, продается в бутылках в магазинах).
Вода, которую мы пьем – это ПИТЬЕВАЯ вода. Какой она должна быть?
Дети:Чистой.
Воспитатель:Вот какая у Капельки большая семья. Мы можем встретиться с ней повсюду.
Вода – это жидкость предназначенная для питья. Из воды состоит всё живое. Без воды мы (люди, животные, растения) погибнем.
Физкультминутка:
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы - (круговое движение правой рукой)
И на дорожку - (обе руки перед собой)
Льется, льется - ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).
Воспитатель: А, сейчас я расскажу вам о свойствах воды. Вы должна знать это обязательно. Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию.
Что делают в лаборатории?
Дети:Делают опыты.
Воспитатель: Правильно, проводят опыты.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель:Посмотрите в тазиках у вас налита вода и стоят пустые бутылки. А как Капельке попасть в бутылку? (перелить воду). А мы можем взять воду в руку?
Дети пробуют взять воду.
Воспитатель: Почему? Вода – это жидкость. Ее можно переливать. Но всегда ли удобно наливать воду? Перед вами 2 одинаковые бутылки. Налейте воду из тазика в эти бутылки (один ребенок пользуется стаканчиками и воронкой, а другой только стаканчиком).
Давайте посмотрим, кто быстрее наполнит?
А почему не у всех бутылки полные? (удобно наливать, пользуясь воронкой).
ВЫВОД – вода это жидкость. Ее можно наливать, переливать.
Опыт 2. «Вода – прозрачная»
Ребята, а как вы думаете, какого цвета вода?
Дети:белая.
Воспитатель:Белого нет неправильно. Вот, смотрите у нас два стакана. В одном налито молоко. Какого оно цвета? (белого) , а в другом стакане налита вода, она прозрачная. Сейчас мы это проверим. Давайте поиграем в прятки. У вас есть камушки, спрячьте их в воде. Получилось спрятать? Вода прозрачная, в ней всё видно. А, вот спрячем камушки в молоко, их невидно.
ВЫВОД - вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 3.«Вода – не имеет вкуса»
Ребята, а как вы думаете какой у воды вкус? А давайте возьмём стаканчики с чистой водой и попробуем ее. Какой вкус у воды?
Дети:Не вкусная.
Воспитатель:А теперь попробуем воду в которую, я добавила сахар. Какой вкус у воды сейчас?
Дети:сладкая.
ВЫВОД – вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт 4. «Вода может менять свой цвет»Воспитатель:А, еще вода может менять свой цвет. Ребята вы уже знаете какого цвета может быть вода? Посмотрите, сейчас я добавлю в стакан с водой немножко краски гуаши красного цвета. Что произошло?(вода изменила свой цвет).Показать воду желтого, зеленого цвета. ВЫВОД – вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили Пальчиковая гимнастика: Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь), Будет хлеба каравай(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке) Будут булки (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке) Будут булки(перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке) Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки. Воспитатель:Ребята,а, что вы узнали сегодня? Выслушать ответы детей. Воспитатель:Молодцы, мы с вами узнали, дети, что вода жидкая, прозрачная, безвкусная, но может изменить цвет и вкус. Вода у нас настоящая волшебница… Вода - это жизнь, и воду надо беречь! Какие вы молодцы! Вы очень хорошо сегодня постарались, узнали много нового и интересного.В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда. То в снег превратиться, то в лёд, Растает и снова в поход. По горным вершинам, Широким равнинам, Вдруг в небо взовьётся. Дождями вернётся. Вас окружает везде и всегда Ваша спутница - чудо вода.